План-конспект открытого урока "Разнообразные формы работы на уроке сольфеджио в 3-м классе"

Разделы: Дополнительное образование

Класс: 3

Ключевые слова: музыка, сольфеджио


Цель урока: показать разнообразие методов, приемов, и форм работы, способствующих применению знаний, умений и навыков, полученных на уроке сольфеджио при чтении с листа и разучивании хоровых партий (партитур).

Задачи урока:

  • Образовательная: сформировать у учащихся знания и навыки, связанные с деятельностью певца хора.
  • Воспитательная: на основе примеров из народной, классической, современной отечественной и зарубежной музыки воспитать нравственные, патриотические чувства, эстетический вкус, развить личностные качества (внимательность, дисциплинированность, ответственность), воспитать любовь к искусству и предмету сольфеджио.
  • Развивающая:
    • развить у учащихся умение интонационно чисто и выразительно петь одноголосные и двухголосные музыкальные примеры;
    • развить ладовый, гармонический слух;
    • развить чувство метроритма;
    • развить музыкальную память, мышление;
    • развить умение анализировать форму «музыкальный период».

Тип урока: комбинированный групповой урок.

Продолжительность урока: 70 минут.

Оснащение урока:

  • учебное помещение;
  • фортепиано;
  • компьютер;
  • таблица ступеней лада;
  • распечатанная клавиатура;
  • раздаточный материал (ноты пьесы Т.Остина «Мечты и пробуждение Долли»).

Учебные пособия:

  1. Е.Давыдова и С.Запорожец. Учебник «Сольфеджио» 3 класс, Издательство Музыка, 2016.
  2. Г.Калинина. Сольфеджио. «Рабочая тетрадь», 2009.
  3. Сборник «Пятьдесят классических пьес для фортепиано» YAMAYA MUSIC MEDIA, 2000.

Содержание и ход урока

1. Организационный момент

  • перекличка учащихся, присутствующих в класс;
  • объявление темы урока и его задачи.

2. Вокально-интонационные упражнения

Работа в тональностях Ля мажор:

  • пение гаммы (всем классом, цепочкой);
  • пение и определение на слух ступеней в этой тональности;
  • пение пройденных интервалов на ступенях данной тональности с разрешением (мелодически и двухголосно);
  • построение, пение, игра на фортепиано пройденных аккордов а тональности Ля мажор(Т5/3, Т6, Т6/4, S5/3 и Д5/3 с разрешением).

3. Усвоение пройденного материала

  • повторение темы «Ритмическая группа восьмая и две шестнадцатые» на примере № 41 (Е.Давыдова и С.Запорожец. Учебник «Сольфеджио» 3 класс);
  • сольфеджирование примера с прохлопыванием ритмического остинато восьмая – две шестнадцатые – две восьмые;
  • развитие внутреннего слуха: пение № 41 попеременно вслух - про себя и поочередно (по фразам) учащимися);
  • запись второго предложения № 41 по памяти.

4. Новый материал: «Ритмический рисунок две шестнадцатые и восьмая»

  • учащиеся знакомятся с пьесой Т.Остина «Мечты и пробуждение Долли» (смотрят видеозапись исполнения пьесы, затем преподаватель исполняет пьесу на фортепиано, дети следят по нотному тексту);
  • определяют жанр , размер, тональность пьесы;
  • обращают внимание на новый ритмический рисунок, прохлопывают ритмический рисунок (преподаватель играет партию аккомпанемента);
  • сольфеджируют мелодию пьесы с листа.

5. Разучивание двухголосного примера №182

  • предварительно говорим какие по составу бывают хоровые коллективы, вспоминаем название голосов в хоре мальчиков (дисканты и альты) и в хоре девочек (сопрано и альты);
  • учащиеся играют на фортепиано №182 по голосам (один голос играют, второй поют);
  • сольфеджируется каждый голос всей группой;
  • пример поется двухголосно.

6. Домашнее задание к следующему уроку

  • написать, играть и петь гамму фа-диез минор 3-х видов, t5/3, t 6, t6/4, опевание устойчивых ступеней, S5/3, D5/3 с разрешением;
  • играть и петь интервалы на I ступени фа-диез минора (с разрешением);
  • № 182 играть и петь по голосам;
  • сольфеджировать № 52, 53 (Е.Давыдова и С.Запорожец. Учебник «Сольфеджио» 3 класс).