Цель урока: показать разнообразие методов, приемов, и форм работы, способствующих применению знаний, умений и навыков, полученных на уроке сольфеджио при чтении с листа и разучивании хоровых партий (партитур).
Задачи урока:
- Образовательная: сформировать у учащихся знания и навыки, связанные с деятельностью певца хора.
- Воспитательная: на основе примеров из народной, классической, современной отечественной и зарубежной музыки воспитать нравственные, патриотические чувства, эстетический вкус, развить личностные качества (внимательность, дисциплинированность, ответственность), воспитать любовь к искусству и предмету сольфеджио.
- Развивающая:
- развить у учащихся умение интонационно чисто и выразительно петь одноголосные и двухголосные музыкальные примеры;
- развить ладовый, гармонический слух;
- развить чувство метроритма;
- развить музыкальную память, мышление;
- развить умение анализировать форму «музыкальный период».
Тип урока: комбинированный групповой урок.
Продолжительность урока: 70 минут.
Оснащение урока:
- учебное помещение;
- фортепиано;
- компьютер;
- таблица ступеней лада;
- распечатанная клавиатура;
- раздаточный материал (ноты пьесы Т.Остина «Мечты и пробуждение Долли»).
Учебные пособия:
- Е.Давыдова и С.Запорожец. Учебник «Сольфеджио» 3 класс, Издательство Музыка, 2016.
- Г.Калинина. Сольфеджио. «Рабочая тетрадь», 2009.
- Сборник «Пятьдесят классических пьес для фортепиано» YAMAYA MUSIC MEDIA, 2000.
Содержание и ход урока
1. Организационный момент
- перекличка учащихся, присутствующих в класс;
- объявление темы урока и его задачи.
2. Вокально-интонационные упражнения
Работа в тональностях Ля мажор:
- пение гаммы (всем классом, цепочкой);
- пение и определение на слух ступеней в этой тональности;
- пение пройденных интервалов на ступенях данной тональности с разрешением (мелодически и двухголосно);
- построение, пение, игра на фортепиано пройденных аккордов а тональности Ля мажор(Т5/3, Т6, Т6/4, S5/3 и Д5/3 с разрешением).
3. Усвоение пройденного материала
- повторение темы «Ритмическая группа восьмая и две шестнадцатые» на примере № 41 (Е.Давыдова и С.Запорожец. Учебник «Сольфеджио» 3 класс);
- сольфеджирование примера с прохлопыванием ритмического остинато восьмая – две шестнадцатые – две восьмые;
- развитие внутреннего слуха: пение № 41 попеременно вслух - про себя и поочередно (по фразам) учащимися);
- запись второго предложения № 41 по памяти.
4. Новый материал: «Ритмический рисунок две шестнадцатые и восьмая»
- учащиеся знакомятся с пьесой Т.Остина «Мечты и пробуждение Долли» (смотрят видеозапись исполнения пьесы, затем преподаватель исполняет пьесу на фортепиано, дети следят по нотному тексту);
- определяют жанр , размер, тональность пьесы;
- обращают внимание на новый ритмический рисунок, прохлопывают ритмический рисунок (преподаватель играет партию аккомпанемента);
- сольфеджируют мелодию пьесы с листа.
5. Разучивание двухголосного примера №182
- предварительно говорим какие по составу бывают хоровые коллективы, вспоминаем название голосов в хоре мальчиков (дисканты и альты) и в хоре девочек (сопрано и альты);
- учащиеся играют на фортепиано №182 по голосам (один голос играют, второй поют);
- сольфеджируется каждый голос всей группой;
- пример поется двухголосно.
6. Домашнее задание к следующему уроку
- написать, играть и петь гамму фа-диез минор 3-х видов, t5/3, t 6, t6/4, опевание устойчивых ступеней, S5/3, D5/3 с разрешением;
- играть и петь интервалы на I ступени фа-диез минора (с разрешением);
- № 182 играть и петь по голосам;
- сольфеджировать № 52, 53 (Е.Давыдова и С.Запорожец. Учебник «Сольфеджио» 3 класс).