Тип урока: изучения новых знаний.
Цель: Учить различать кошку и рысь по внешнему виду, месту обитания.
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
- расширить представление о диких и домашних животных на примере кошки и рыси;
Коррекционно-развивающая:
- развитие связной речи, через составление рассказа по плану о кошке и рыси;
- развитие предметного и признакового словаря, через называние животных и их детенышей, составление загадки о животном;
- коррекция слухового восприятия через отгадывание загадок;
- коррекция зрительного восприятия, внимания, через игру: «Что перепутал художник?», мышления: «Кто лишний?»
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать эмоциональную адекватность поведения.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учебник «Живой мир" Н.Б.Матвеева, М.С. Котина, Т.О.Куртова М.: «Просвещение» 2016, карточки для индивидуальной работы №1, карточки №2 (для групповой работы) соотнести картинку.
Ход урока
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
I. Организационный момент | Все сумели мы собраться, - Назовите дату. |
Дети садятся за парты, принимают правильную посадку. Урок мир природы и человека |
Критерии оценки | За работу на уроке вы будете получать фишки. Зелёная фишка - если ваши ответы полные, все задания выполняете самостоятельно, без ошибок. |
|
II. Актуализация знаний | Определим тему урока: Отгадайте загадки: Этот зверь живет лишь дома. |
Дети называют животных на картинке. Дети определяют: лишний здесь слон - остальные кошки. |
Сообщение темы и цели урока | Итак, тема урока: Кошка и рысь. Цель урока: узнать, чем похожи и чем отличаются эти животные. Научиться составлять рассказ о них. Повторить то, что вы уже знаете о диких и домашних животных. Слайд 4. - Итак, поднимаемся на первую ступеньку. Вспомним, что мы знаем о животных. Рассмотрите картинку. Найдите, что перепутал художник? (кошка домашнее животное) Слайд 6. |
На доске табличка: узнать, научиться, повторить.
Мы не перепутаем кошку и рысь, легко узнаем их на картинках в книге, мультфильме или в зоопарке. |
III. Изучение нового материала. а) вводная беседа по теме урока |
- Назовите, кого из животных вы знаете, изображённых на картинке. (Тигр, лев, гепард, рысь). Слайд 7. (Дети, возможно, не смогут назвать гепарда. Тогда учитель обращает внимание на то, что это животное - Багира из книги Р.Киплинга «Маугли». Советует найти эту книгу в библиотеке и прочитать вместе с родителями.) Слайд 8. |
Дети отвечают, что все животные в лесу дикие, а кошка домашняя.
Дети затрудняются при ответах, учитель сам называет диких родственников кошки. |
б) работа с информацией
в) работа в парах |
Мы поднимаемся на вторую ступеньку лестницы. Мы должны узнать новое по теме уроке. Научиться работать с учебником. Ваша цель: вдумчиво читать, понимать прочитанное. Открываем страницу 64. Будем читать с пометками. Слайд 9-10. Учащиеся 4 группы будут обводить рисунок по точкам. Кто получится на картинке? Учитель читает по 1 предложению, делает паузу, дети прочитывают за ним, ставят знак «плюс» или «минус». После чтения всего текста комментируют: «это я знал» - «это было для меня новым». Итак, назовём различия во внешнем виде кошки и рыси (слайд 11): 1. Рысь крупнее кошки, а кошка меньше. 2. У рыси на ушах кисточки, а у кошки их нет. 3. Кошка может быть разного окраса, а рысь неяркая, пятнистая. 4. У рыси хвост короткий, а у кошки длинный. Учитель за правильные ответы даёт фишки. |
4 группа работает по индивидуальному заданию. Дети отмечают, что рысь крупнее кошки, что у рыси мех рыжеватый с пятнышками. Кошка может быть разного окраса (черная, белая, рыжая, серая). У рыси на ушах кисточки, а у кошки их нет. У рыси хвост короткий, а у кошки длинный. |
Мы узнали, чем отличаются кошка и рысь. Но бывает так, что вы смотрите мультфильм, или рисунок в книге и не узнаёте, кто здесь изображён. Следующая наша цель: научиться узнавать нарисованных животных. Будете работать в парах. Задание: разложить животных на две группы. Все рисунки рыси положить слева, кошки - справа. Проверка работы по слайду 12. |
Дети выполняют задание дифференцированно: у сильных больше картинок, у слабых - меньше. У 4 группы - 4 картинки.
Дети оценивают свою работу. |
|
г) физминутка | Котята Посмотрите на слайд и назовите, какие кошки здесь изображены? (домашние). О породах кошек мы будем говорить на следующем уроке. Слайд 13. |
|
д) Рассказ учителя об образе жизни кошки и рыси | Слайд 14. Сейчас послушайте мой рассказ, приготовьтесь отвечать на вопросы. Рысь живёт в густом лесу, подальше от человеческого жилья. Рысь - сильный, ловкий и хитрый зверь. Она прекрасно лазает по деревьям и скалам. И, в отличие от домашней кошки, не боится воды. Если надо, переплывёт широкую реку. В поисках добычи ей приходится иногда совершать далёкие странствия. Основу ее питания составляют зайцы, косули, различные птицы, грызуны, а также молодняк оленей, кабанов, лосей. В марте у рыси появляются 2-3 детёныша. Они рождаются слепыми, только через несколько дней у них откроются глаза. А вот кошка живёт дома, о ней заботится человек. - Что вы узнали из моего рассказа? Перед тем как нам составить рассказ, давайте повторим. Что мы знаем о кошке и рыси. (Фронтальная работа). Слайд 15. |
Дети отвечают на вопрос учителя. |
IV Закрепление. б) составление рассказа о кошке и рыси по плану. |
Слайд 16. Поднимаемся на 6 ступеньку лестницы. Проверим, как вы запомнили чем похожи и чем отличаются кошка и рысь. Составим рассказ о кошке и рыси по плану. План рассказа на с. 66 учебника и на слайде. Вы должны составить правильные, полные предложения, соблюдать последовательность изложения. Слушайте внимательно друг друга. Будете оценивать своего товарища. 1. Кто это? 2. Внешний вид. 3. Чем питается? 4. Где живёт? Учитель предлагает оценить рассказ товарища (взаимооценка). Выдает фишку. |
Дети рассказывают: кошка - живёт дома, пьёт молоко, у кошки - котята. Дети рассказывают о кошке и рыси по плану. |
в) Самостоятельная работа |
Работаем на карточках самостоятельно. Соединить животных и их детенышей. Возьмите фишку нужного цвета (самооценка). |
Проговаривают: у кошки - котёнок, у тигра - тигренок, у льва - львенок, у рыси - рысёнок.
|
г) работа в группах | Составьте загадку о кошке и рыси по опорным словам: 1. (Какая?)................., .............. Сядет, песенку поёт. 2. Меньше тигра, больше (кого?)....... Над ушами (что?).......... . |
Дети 1-3 группы подбирают слова к вопросу, чтобы получилась загадка. 4 группа - подбирают тень к изображённому предмету. |
V. Итог. Рефлексия | - Какую тему мы изучали на уроке? Что мы узнали? Чему мы научились? Какие новые слова узнали? Если вас заинтересовала тема урока, вы можете побольше узнать об этих животных из энциклопедии (показ), которая есть в нашей библиотеке. Посчитаем фишки. Оцените свою работу на уроке. Отметку 5 получили..... так как..... Отметку 4....... так как.... . Отметку 3..... так как..... . |
Используемая литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) КОУ «Адаптивная школа 6» на 2018\2019 учебный год.
3. Живой мир. 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Н.Б.Матвеева, М.С.Котина, Т.О.Куртова. – М: Просвещение, 2016.
4. Живой мир. 2 класс: рабочая тетрадь для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Н.Б.Матвеева, М.С.Котина, Т.О.Куртова. – М: Просвещение, 2016.