Уроки милосердия. Тема: «Родители и дети. Семья – это остров заботы»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 1


Цели: интегрировать знания детей о себе и своей семье, сформировать у учащихся чувство любви к близким людям, стремление помогать им во всем; стимулировать интерес учащихся к семейным традициям, к изучению своей родословной.

Задачи: способствовать сплочению и развитию классного коллектива;
создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

Оборудование:  презентация,  видео, учебник «Уроки милосердия в 1 классе», рисунок дома (на каждом бревне записаны семейные ценности), музыкальные фонограммы песен «Родительский дом», «Мы желаем счастья вам», схема изготовления куклы-оберега, материалы  для изготовления куклы-оберега.

Ход занятия

I. Организационный момент

Добрый день, дорогие ребята. Я рада приветствовать вас на нашем уроке, посвящённом всем нам – зрелым и юным, взрослым и детям, посвящённом тому, что объединяет нас друг с другом – семье. У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях: о родителях,  сестричках  и братьях, бабушках и дедушках.

Итак, тема нашего классного часа «Семья - это остров заботы».

А как Вы понимаете это слово «семья»?

Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?

Да, это семья. У каждого человека должен быть: дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Именно самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними.

В семейном кругу мы с вами растём
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.

Звучит фонограмма песни «Родительский дом»

II. Основная часть

Познавать окружающий мир, общаться, любить Родину, всё, что нас окружает, учат родные люди. Родина – это место, где мы родились: наш дом, наша семья. Отсюда идут тепло, покой, уверенность в счастье.

(На фоне музыке выходят дети читают стихи)

1. Семья – это счастье, любовь и удача, 
Семья – это летом поездки на дачу.

2. Семья – это праздник, семейные даты, 
Подарки, покупки, приятные траты. 
Рождение детей, первый шаг, первый лепет, 
Мечты о хорошем, волнение и трепет.

3. Семья – это труд, друг о друге забота, 
Семья – это много домашней работы. 
Семья – это важно! 
Семья – это сложно! 
Но счастливо жить одному невозможно!

4. Всегда будьте вместе, любовь берегите, 
Обиды и ссоры подальше гоните, 
Хочу, чтоб про нас говорили друзья: 
Какая хорошая Ваша семья!

Вспомните, как нам бывает хорошо, когда вся семья вместе. Прочитайте эпиграф нашего занятия.

"Вся семья вместе – так и душа на месте".

Объясните смысл пословицы.

Говорят, что раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, потому семьи на Руси были большие и дружные. И тому много свидетельств. Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы, поговорки …   В них говорится о семье.

Соедините начало и окончание пословиц.

  • В гостях хорошо,  …              а дома лучше
  • Не красна изба углами,  …    а красна пирогами
  • Каково на дому,  …                таково и самому
  • Не нужен клад,  …                  когда в семье лад

Чтобы в доме было хорошо, давайте соберем то, что нам для этого необходимо. Посмотрите ребята, у меня есть вот такие нарисованные брёвна, а на них написаны слова. Нам нужна в семье любовь? доброта? понимание? уважение? забота? тепло? Так давайте из них соберём наш дом (выходят 3 ученика и выкладывают на доске дом).

Учитель ставит крышу.

СЕМЬЯ

Чем же крепка семья? (Любовью, добротой, пониманием, уважением, заботой и теплом друг о друге).

Кто является хранительницей домашнего очага, домашнего уюта? (Мама)

Давайте ребята встанем и сделаем разминку и покажем, как мы любим своих мам.

(Инсценировка стихотворения)

Мама, очень-очень
Я тебя люблю.
Так люблю, что ночью
В темноте не сплю.
Вглядываюсь в темень
Зорьку тороплю.
Я тебя всё время
Мамочка, люблю!
Вот и зорька светит.
Вот уже рассвет.
Никого на свете
Лучше мамы нет!

Особое значение для каждой семьи имеют ее обычаи и традиции. Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас вспомнить.

  • Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;
  • Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;
  • Приглашать гостей и собирать застолье;
  • Собирать и хранить семейные фотографии;
  • Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.
  • Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.

Звучит тихая музыка

  1. Что может быть семьи дороже?
    Теплом встречает отчий дом,
    Здесь ждут тебя всегда с любовью,
    И провожают в путь с добром!
  2. Отец и мать, и дети дружно,
    Сидят за праздничным столом,
    И вместе им совсем не скучно,
    А интересно впятером.
  3. Малыш для старших как любимец,
    Родители - во всем мудрей,
    Любимый папа - друг, кормилец,
    А мама ближе всех, родней.
  4. Любите! И цените счастье!
    Оно рождается в семье,
    Что может быть её дороже,
    На этой сказочной земле.

III. Работа с учебником

Учебник с. 7–9.

IV. Подведение итогов. Рефлексия

Раньше на Руси в каждой семье был оберег - «Матушка-хозяюшка-берегиня», которая символизировала благополучие, любовь и согласие в семье.

И сейчас, дорогие ребята, я хочу вам предложить сделать такую «куклу-берегиню» своими руками, с пожеланиями мира, добра, любви, понимания и всего самого хорошего в вашей семье.

Творческая мастерская

Разбор схем.

Выяснение, что понадобится для работы.

 

Поэтапная работа под руководством учителя

1. В середину лоскутика (размером примерно 15 на 15 см) кладем  небольшой кусочек ваты или обрывки ниточек (у кого что есть).

2. Моток обтягиваем в центре лоскутика и туго перематываем ниточкой. Так мы сформировали голову.

3. Теперь делаем руки – противоположные, свободные концы ткани выравниваем (форма треугольника), определяем длину рук и немного ткани подворачиваем внутрь рукава, убирая края-углы. С края отмеряем размеры ладошки куклы и перетягиваем ткань ниткой.

4. Перевязываем туго ниткой под руками куклы. Формируем юбочку.

5. Также подвязываем платочек, передничек.

Наша куколка-оберег готова!

Звучит фонограмма песни «Мы желаем счастья вам», дети рассматривают обереги друг у друга, выходят к доске и подпевают песню.