Цели: интегрировать знания детей о себе и своей семье, сформировать у учащихся чувство любви к близким людям, стремление помогать им во всем; стимулировать интерес учащихся к семейным традициям, к изучению своей родословной.
Задачи: способствовать сплочению и развитию классного коллектива;
создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.
Оборудование: презентация, видео, учебник «Уроки милосердия в 1 классе», рисунок дома (на каждом бревне записаны семейные ценности), музыкальные фонограммы песен «Родительский дом», «Мы желаем счастья вам», схема изготовления куклы-оберега, материалы для изготовления куклы-оберега.
Ход занятия
I. Организационный момент
Добрый день, дорогие ребята. Я рада приветствовать вас на нашем уроке, посвящённом всем нам – зрелым и юным, взрослым и детям, посвящённом тому, что объединяет нас друг с другом – семье. У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сестричках и братьях, бабушках и дедушках.
Итак, тема нашего классного часа «Семья - это остров заботы».
А как Вы понимаете это слово «семья»?
Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?
Да, это семья. У каждого человека должен быть: дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Именно самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними.
В семейном кругу мы с вами растём
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
Звучит фонограмма песни «Родительский дом»
II. Основная часть
Познавать окружающий мир, общаться, любить Родину, всё, что нас окружает, учат родные люди. Родина – это место, где мы родились: наш дом, наша семья. Отсюда идут тепло, покой, уверенность в счастье.
(На фоне музыке выходят дети читают стихи)
1. Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.2. Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.3. Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!4. Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Вспомните, как нам бывает хорошо, когда вся семья вместе. Прочитайте эпиграф нашего занятия.
"Вся семья вместе – так и душа на месте".
Объясните смысл пословицы.
Говорят, что раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, потому семьи на Руси были большие и дружные. И тому много свидетельств. Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы, поговорки … В них говорится о семье.
Соедините начало и окончание пословиц.
- В гостях хорошо, … а дома лучше
- Не красна изба углами, … а красна пирогами
- Каково на дому, … таково и самому
- Не нужен клад, … когда в семье лад
Чтобы в доме было хорошо, давайте соберем то, что нам для этого необходимо. Посмотрите ребята, у меня есть вот такие нарисованные брёвна, а на них написаны слова. Нам нужна в семье любовь? доброта? понимание? уважение? забота? тепло? Так давайте из них соберём наш дом (выходят 3 ученика и выкладывают на доске дом).
Учитель ставит крышу.
СЕМЬЯ
Чем же крепка семья? (Любовью, добротой, пониманием, уважением, заботой и теплом друг о друге).
Кто является хранительницей домашнего очага, домашнего уюта? (Мама)
Давайте ребята встанем и сделаем разминку и покажем, как мы любим своих мам.
(Инсценировка стихотворения)
Мама, очень-очень
Я тебя люблю.
Так люблю, что ночью
В темноте не сплю.
Вглядываюсь в темень
Зорьку тороплю.
Я тебя всё время
Мамочка, люблю!
Вот и зорька светит.
Вот уже рассвет.
Никого на свете
Лучше мамы нет!
Особое значение для каждой семьи имеют ее обычаи и традиции. Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас вспомнить.
- Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;
- Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;
- Приглашать гостей и собирать застолье;
- Собирать и хранить семейные фотографии;
- Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.
- Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.
Звучит тихая музыка
- Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром! - Отец и мать, и дети дружно,
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером. - Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней. - Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже,
На этой сказочной земле.
III. Работа с учебником
Учебник с. 7–9.
IV. Подведение итогов. Рефлексия
Раньше на Руси в каждой семье был оберег - «Матушка-хозяюшка-берегиня», которая символизировала благополучие, любовь и согласие в семье.
И сейчас, дорогие ребята, я хочу вам предложить сделать такую «куклу-берегиню» своими руками, с пожеланиями мира, добра, любви, понимания и всего самого хорошего в вашей семье.
Творческая мастерская
Разбор схем.
Выяснение, что понадобится для работы.
Поэтапная работа под руководством учителя
1. В середину лоскутика (размером примерно 15 на 15 см) кладем небольшой кусочек ваты или обрывки ниточек (у кого что есть).
2. Моток обтягиваем в центре лоскутика и туго перематываем ниточкой. Так мы сформировали голову.
3. Теперь делаем руки – противоположные, свободные концы ткани выравниваем (форма треугольника), определяем длину рук и немного ткани подворачиваем внутрь рукава, убирая края-углы. С края отмеряем размеры ладошки куклы и перетягиваем ткань ниткой.
4. Перевязываем туго ниткой под руками куклы. Формируем юбочку.
5. Также подвязываем платочек, передничек.
Наша куколка-оберег готова!
Звучит фонограмма песни «Мы желаем счастья вам», дети рассматривают обереги друг у друга, выходят к доске и подпевают песню.