Актуальность вопроса формирования функциональной грамотности школьников и их патриотизма бесспорна несомненна. Ведь речь идет о завтрашнем дне Казахстана, ценностных ориентирах нашего общества о национальной безопасности страны, корни которой кроются в воспитании, творческом развитии. Поэтому краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся связи истории родного края с историей великой Родины, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города и села с историей, жизнью нашей страны. А краеведческий подход изучения истории позволяет учащимся от близких, доступных непосредственному наблюдению фактов и явлений перейти к глубоким выводам и обобщениям исторической науки, т.е. организовать процесс познания наиболее естественным и доступным путём. Приемы и формы работы, которые используются при изучении краеведения, развивают мотивацию у школьников к познанию окружающего мира ,освоению социокультурной среды.
Общеизвестно, что школьник прочно усваивает только те знания, которые прошли через его индивидуальные усилия, а именно через самостоятельную деятельность, атмосферу научного поиска и исследования. Как показывает практика работы – использование местного материала на уроках не только вызывает перегрузки, а наоборот, значительно облегчает усвоение курса истории Родины и делает знания более глубокими.
Использование исследовательского метода обучения, который применяется при изучении краеведения, позволяет учащимся проводить наблюдения, фиксировать даты, сравнивать их, квалифицировать, обобщать, работать над исследовательскими проектами.
С целью привития учащимся чувства причастности ко всем процессам, проходящим в родном крае, формирования активной жизненной позиции разработана Программа по краеведению «Краеведение» для учащихся 1-9 классов. Значительное место в программе отводится знакомству учащихся с сакральными местами города, которые являются символом историко-краеведческого наследия района. Представляет интерес раздел «Топонимика родного края» - здесь представлены уникальные факты из истории названия улиц города.
Преподавание истории и краеведения с использованием регионального компонента во многом повысило активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках и внеурочной деятельности. Учащиеся более активно включаются в учебную деятельность, используя на уроках собственно добытые знания. Результаты усвоения учебного материала намного выше на тех занятиях, где использовалась самостоятельная работа с использованием краеведческого материала. Постоянное усложнение заданий, соблюдение этапности вырабатывает у учащихся способность к анализу, синтезу, обобщению, тем самым формируя у учащихся функциональную грамотность.
Таким образом, взаимосвязь между различными видами педагогической деятельности, использование на занятиях регионального компонента способствует воспитания у школьников интереса к современной политической жизни, создает чувство причастности к истории родного края, а так же обеспечивает качественную подготовку функциональной грамотности школьников.
Список использованной литературы
- «Концептуальные основы развития краеведения в Республике Казахстан» МОН РК 2018.
- Типовая учебная программа по учебному предмету «История Казахстана» для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию образования.