Конспект занятия в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений. Тема: «Ориентировка в пространстве»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа


Задачи:

  • упражнять в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе;
  • закреплять названия дней недели, закреплять представления о геометрических фигурах;
  • учить составлять предмет по заданной инструкции, развивать воображение.

Материалы:

  • Для воспитателя: 2-3 набора цифр от 1 до 7 (красного, синего, желтого цветов); мяч.
  • Для детей: по 8 треугольников (сделанных из бумажного квадрата).

Ход занятия

Приветствие

Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: Доброе утро, ребята, мне на телефон пришла смс. Оно адресовано вам, детям подготовительной группы. Давайте поразмышляем и подумаем, от кого она могла бы быть?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Ребята, это СМС нам прислала Знаечка, в этом году она пошла в 1 класс и очень переживает, что не справится с заданиями, поэму написала нам смс, о помощи. Поможем Знаечке?

Дети: да.

Воспитатель: Что мы можем сделать, и как мы можем ей помочь?

Дети: поможем решить задания.

Воспитатель: А вы готовы выполнить задания?

Дети: да.

Воспитатель: Не испугаетесь трудностей?

Дети: нет.

Воспитатель: Тогда слушайте первое задание. «Сделай фигуру». Перед каждым ребенком на столе лежат восемь равнобедренных треугольников. Дети рассматривают их и говорят, какие это фигуры и сколько их.

Воспитатель: Какие это фигуры?

Дети: треугольники.

Воспитатель: Сколько их?

Дети: 8.

Педагог предлагает сложить без образца:

  • четыре маленьких квадрата;
  • большой квадрат;
  • два прямоугольника одной величины;
  • один большой прямоугольник.

После выполнения каждого задания следует уточнять, какие фигуры получились у детей и как их можно назвать одним словом (четырехугольники).

Воспитатель: Предлагаю немного отдохнуть и сделать разминку.

Физкультминутка «Это лёгкая забава»

Это лёгкая забава - (Повороты туловищем вправо и влево)
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно -
Там стена, а там окно.
Приседаем быстро, ловко. (Приседания)
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать.
А теперь ходьба на месте, (Ходьба на месте)
Это тоже интересно.

Поиграем. Теперь второе задание. «Что, где». Игра проводится в кругу. В центре круга стоит педагог с мячом. Он объясняет правила игры: « Я буду называть предметы, находящиеся в комнате. Тот из вас, кому я брошу мяч, в своем ответе должен использовать слова: «слева», «справа», «впереди», «позади».

Воспитатель бросает мяч ребенку и спрашивает: «Где стол?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Впереди меня», - и бросает мяч педагогу.

- Дверь от тебя…(слева).

- Позади тебя…(окно).

- Большой стул…(справа).

- Ариша стоит…(справа).

- Зеленые столы…(позади).

- Кукла сидит…(слева).

Усложнение. Воспитатель, бросая мяч, называет слова: «слева», «справа», «впереди», «позади», а дети говорят, какие предметы находятся в указанном направлении.

Воспитатель: Слушайте третье задание. «Собери фигуру из палочек».

- Постройте два квадрата из 8 палочек, а затем два квадрата из 7 палочек.

- Постройте три маленьких треугольника (сколько надо палочек? 9). Педагог предлагает построить три треугольника из 7 палочек. Дети строят их и приходят к выводу, что одну и ту же фигуру можно построить по-разному и она может занимать различные положения.

Воспитатель: Молодцы! Отлично справились!

Нас ждёт последнее задание «Живая неделя».

Дети делятся на команды по семь человек. У каждой команды свой стол, на котором лежат карточки с цифрами изображением вниз. Комплект карточек на каждом столе - своего цвета. Дети свободно бегают по комнате, по сигналу бегут к своим столам, берут по одной карточке и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Те ребята, которым не хватило карточек, дают задания участникам игры. Например: «вторник» топнет ногой три раза, четвертый день недели назовет своих «соседей», «воскресенье» споет песенку и т.д. Игра проводится 2-3 раза.

Воспитатель: Молодцы со всеми заданиями вы справились. И наше занятие подошло к концу.

Воспитатель: Ребята, скажите, сложно было выполнять задания?

Дети: Нет.

Воспитатель: Стоит Знаечке переживать?

Дети: нет.

Воспитатель: После работы я напишу ей СМС и расскажу, как вы все с легкостью справились со всеми заданиями. И что не стоит переживать, и у нее всё получится.

Рефлексия

  • Ребята, вам понравилось занятие?
  • Чем понравилось?
  • А что больше всего запомнилось на занятии?

Молодцы, ребята, я очень рада, что вы не боитесь трудностей и выполняете все задания с лёгкостью.