Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная.
В отличие от обычных технических средств обучения современные информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся.
В своей работе я использую такую информационную технологию, как компьютерные презентации, разработанные в среде PowerPoint, способствующие решению развивающих и воспитательных целей. Большинство учителей применяет наглядные пособия, но некоторые процессы без компьютера продемонстрировать невозможно. В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. Особенно перспективным, как мне кажется, представляется использование презентаций при изучении курса геометрии.
К сожалению, со временем многие школьники категорически зачисляют геометрию в разряд самых трудных и нелюбимых предметов. Цель учителя в том и состоит, чтобы заинтересовать учащихся и выстроить каждый урок так, чтобы новый материал не вызывал затруднений, а задачи разбирались и решались без страха.
Для оптимизации образовательного процесса практикую в своей работе объяснение нового материала с использованием компьютерной презентации в приложении PowerPoint как источника учебной информации и наглядного пособия. Объяснение учителя удачно сочетается с иллюстрациями, появляющимися на экране. Создать простые слайды для урока при наличии практики можно за час. Это очень удобно. Учитель освобождается от необходимости рисования какого-то чертежа непосредственно на уроке, что экономит время, и потом, чертеж на экране – совсем не то, что изображено мелом на доске. Это крупно, ровно, красочно, ярко. Объяснять новую тему по такому чертежу – одно удовольствие. В процессе объяснения очень люблю применять анимационные слайды. Показать, выделить, на какие элементы или объекты следует обратить внимание, чтобы в определённое время появилась нужная информация. Например, при изучении темы «Первый признак равенства треугольников» в 7 классе теорема доказывается с использованием метода наложения, причем, не каждый ребенок может себе это представить, и в этом случае применяю мультимедийную презентацию, которая наглядно демонстрирует наложение треугольников.
Также очень часто использую презентацию при устном счете, практикую решение задач на готовых чертежах, что способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности. Как пример можно рассмотреть задачи 8 класса по теме «Теорема Пифагора»:
Или по теме «Окружность» в том же 8 классе:
Практика показала, что уроки с применением презентаций позволяют ученикам с интересом и быстро усваивать большой объём учебного материала. Использование компьютера как электронного наглядного пособия позволяет дополнить «сухой» рассказ учителя красочными иллюстрациями, анимированными схемами и картами, что способствует активизации деятельности ребенка через эмоционально-чувственное восприятие.
Далеко не все учащиеся обладают необходимым пространственным воображением, в результате у них формируются поверхностные знания. Использование презентации на уроке геометрии позволяет учителю продемонстрировать преобразования пространства или плоскости в динамике, что способствует не только лучшему запоминанию учебного материала, но и обеспечивает оптимальное включение и адаптацию нового материала в имеющиеся у учащегося знания. Например, применение презентации при решении задач в 11 классе позволяет педагогу организовать для каждого ученика процесс вербализации новых математических понятий:
К урокам обобщения и систематизации знаний по какой-либо теме учащимся предлагаю выполнить творческие работы: компьютерные презентации об истории развития этой темы, о применении изучаемого материала в других областях знаний. Выполнение творческих заданий предполагает использование учащимися информационно-коммуникационных технологий, работу с Интернет-ресурсами. Затем эти работы представляются перед всем классом. У учащихся вырабатываются навыки публичного выступления, выражения своего мнения, умения вести диалог.
Таким образом, при проведении урока с использованием компьютерных презентаций соблюдается основной принцип дидактики – наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала школьниками, повышает эмоциональное восприятие и развивает все виды мышления у детей в условиях максимальной технологической комфортности образовательного процесса.