Одним из главных приоритетов и ценностей в нашей стране всегда считалось получение качественного образования. В настоящее время наблюдается широкий потенциал человеческих возможностей и желаний. Так, образование не стоит на месте, а модернизируется. Об этом как раз и шла речь в одном из выпусков телепередачи «Утро», где обсуждались темы «Инновации в школьном образовании» и «Реформы системы школьного образования в России». Вот тезисы, которые можно определить из обсуждения:
- глобальный вопрос: Каковы задачи школы? и Каким требованиям она должна отвечать в современном мире?
- дети управляются с компьютером лучше старшего поколения;
- учителя поспевают за технологиями, а школы нет;
- в России всего 3% передовых школ, которые работают по развивающим образовательным системам;
- слышим об инновациях, а существенных изменений в школе нет.
Возникает вопрос: что подразумевается под инновациями, если исключить развивающие образовательные системы?
Инновация – это всегда нововведение. Инновации в образовании – это целенаправленные нововведения, целью которых является получение стабильных и более эффективных результатов. Ошибочно полагать, что инновации в школе – это только принципиально новые и масштабные изменения системы образования такие, как введение ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ, электронный дневник, электронный журнал успеваемости и др. Модификации стандартных педагогических приёмов и методов с целью повышения успеваемости обучающихся в усвоении определённого материала, также можно назвать инновациями. Эти новшества в образовании могут быть разработаны самим учителем и применяться только в рамках конкретного класса, а могут быть одобрены руководством школы для использования всем педагогическим коллективом.
Постоянные изобретения и поиск позволяют сказать, что образование всегда было инновационной областью, а появление информационных технологий в образовании открыло целый ряд различных инновационных направлений. Какие же педагогические инновационные технологии в условиях реализации требований ФГОС в образовании сегодня наиболее актуальны?
- Информационно-коммуникационная технология
- Технология развития критического мышления
- Проектная технология
- Технология развивающего обучения
- Здоровьесберегающие технологии
- Технология проблемного обучения
- Игровые технологии
- Модульная технология
- Технология мастерских
- Кейс-технология
- Технология интегрированного обучения
- Педагогика сотрудничества
- Технологии уровневой дифференциации
- Групповые технологии
- Традиционные технологии (классно-урочная система)
Каждый из нас использует многие перечисленные технологии в своей педагогической практике. То есть можно сказать, что инновационные технологии в образовании становятся вполне обыденной частью учебного процесса.
Стоит отметить положительные стороны инновационных технологий в образовательном процессе:
- это новые способы и методы взаимодействия педагогов и обучающихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности (взять хотя бы, например, вид формулировки учебной задачи на уроке);
- дают возможность педагогу разнообразить дидактику урока, это позволяет добиваться стопроцентного внимания всего класса, независимо от успеваемости ученика (учёные отмечают, что современные дети с компьютерным мышлением, основанным на играх, и привлечь их внимание можно только яркими объектами, образами и звуками);
- создают более комфортный психологический климат для ученика, в частности снимают напряжение при общении с учителем;
- новый человеческий контакт, когда учитель понимает мир ребёнка и живёт с ним в одном пространстве;
- пробуждают мотивацию у обучающихся к познавательной деятельности;
- играют важную роль для детей, которые имеют проблемы со здоровьем, так как они могут овладевать знаниями предметных дисциплин через дистанционное обучение;
- для ученика открыто творческое пространство, благодаря которому увеличивается число качественных и интересных работ;
- учат обучающегося самостоятельному поиску информацию, изучать и получать знания в новом виде;
- расширяют границы работы с одарёнными детьми, мотивируют на участие в новом формате предметной и метапредметной олимпиады;
- способствуют успешной социализации детей с ОВЗ;
- создают условия для самоопределения школьников в выборе будущей профессии;
- стимулируют и привлекают педагогов в большей степени из-за повышения производительности его труда и культуры;
- позволяют вести воспитательный процесс более качественно и разносторонне;
- помогают учителю в самообразовании, повышении педагогического мастерства и распространении своего опыта работы.
Таким образом, складывается целая система научного поиска, передача опыта учителей и даже целых педагогических коллективов, которые способствуют тому, что инновационная деятельность в образовании распространяется и расширяется.
Закончить своё выступление хочется словами американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи: «Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдём у наших детей завтра».
Источники информации
- http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/7959-innovacii-v-obrazovanii-vidy-innovacij-v-obrazovanii.html (статья «Педагогические инновации в образовании»)
- http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/4230-innovatsionnye-tekhnologii-v-sovremennom-obrazovanii.html (статья «Инновационные технологии в современном образовании»)
- http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/6945-innovatsionnye-tekhnologii-v-obrazovanii-primery.html#innovazii_2 (статья «Инновационные педагогические технологии в образовании»