Конспект по развитию речи "По следам фольклора"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: Жанры устного народного творчества, пословицы, фольклор, скороговорки


ОД ( тема)

«По следам фольклора»

Программа

программа ДОУ разработанная с учетом Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, Издательство «Мозаика-Синтез

Возраст

старшая группа

Основная образовательная область

речевое развитие

Интегрированные образовательные области

познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие

Форма проведения

совместная деятельность детей и взрослых, самостоятельная деятельность детей

Цель

закреплять знания о жанрах и видах русского народного творчества; активизировать речь детей

Программные задачи

 

Воспитательные

-воспитывать у детей желание преодолевать препятствия, чтобы достичь цели;
-воспитывать интерес к культурному наследию народа

Развивающие

-развивать устную речь, активировать словарь детей по теме;
-развивать познавательную активность детей

Образовательные

-закреплять знания о жанрах и видах русского народного творчества;
-учить передавать аппликативным способом эмоциональное состояние – радость

Предполагаемый результат:

-развитие у воспитанников познавательного интереса к совместной деятельности;
-расширение и активизация словарного запаса;
-умение детей действовать самостоятельно

Словарная работа:

скороговорки, подсказка

Предварительная работа

-чтение и рассказывание сказок «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди»;
-загадывание и отгадывание загадок;
-чтение и заучивание пословиц, считалок;
-чтение скороговорок

Методические приемы

-проблемные и поисковые ситуации
-вопросы
-сюрпризный момент
-беседа

Оборудование и материалы

видеопроектор, ноутбук
сюжетно-ролевые игрушки (домашние животные), волшебная коробка (для клада)

Ход образовательной деятельности

Дети вместе с воспитателем входят в зал.

Вместе:

Встанем рядом полукругом
Улыбнёмся мы друг другу.
Скажем весело «Привет»
Всем удачи в этот день!

Воспитатель:

Как у нас уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто и никто не скучал,
Сам народ для себя песни-шутки слагал.
(Раздаётся стук в дверь, вносят письмо)

Воспитатель: (удивленно) Какое загадочное письмо. Кто же его прислал? Прочитаем?

(Ребенок открывает конверт и достает письмо)

Воспитатель: (читает письмо) «Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что вы любите сюрпризы и поэтому для вас приготовил и спрятал клад. Предлагаю вам по следам фольклора дойти до клада. Но клад найти не просто. Вам надо пройти испытания, в помощь вам отправляю карту.

Желаю успехов!
Ваш дедушка Фольклор».

Воспитатель: Очень странное послание. И имя очень странное у дедушки - Фольклор.

Ребята, что такое «фольклор»?

Дети: потешки, прибаутки, считалки, загадки, игры, хороводы, сказки…

Воспитатель: А кто их сочинял?

Дети: Народ!

Воспитатель: Ребята, давайте начнем наш путь. Смотрите, на карте есть подсказки. Давайте все вместе найдем первую подсказку?

Дети: Первая подсказка - сумка.

Воспитатель: Кажется, я догадалась. Нам надо найти сумку. Это не простая сумка. Ребята, внутри сумки что-то должно быть. (Достают конверт с заданием)

Воспитатель: Ребята, слушайте первое задание дедушки Фольклора:
«Дорогие ребята, отгадайте мои загадки:

(дети отгадывают загадки и находят игрушки, которые загаданы в загадках)

1.

Человеку верный друг,
Чутко слышу каждый звук.
У меня отличный нюх,
Зоркий глаз и острый слух. (Собака)

2.

Пробираюсь по забору,
На охоту выхожу.
Мышки спрятались по норам,
Я их долго сторожу. (Кошка)

3.

Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа - пятачок,
Пятачок – дырявый,
А крючок - вертлявый. (Свинья)

4.

Каждый вечер, так легко,
Она дает нам молоко.
Говорит она два слова,
Как зовут ее – … (Корова)

5.

Идет, идет, бородой трясет,
Травки просит: «Ме-ме-ме,
Дай-ка травки мне-е-е». (Коза)

Воспитатель: Ребята, вы все загадки отгадали и нашли животных. Как их можно назвать по-другому, одним словом?

Дети: Домашние животные.

Воспитатель: Почему их называют домашними животными?

(Ответы детей)

Воспитатель: Посмотрим на карту и найдем вторую подсказку.

Дети: Вторая подсказка – корзина.

Воспитатель (читает письмо): «Продолжаем путь и следующее испытание «Скороговорки». Какие скороговорки вы знаете? Проговорите их».

 Ребята, скажите, почему скороговорки назвали скороговорками? (Ответы детей)

Давайте встанем в круг. И проговорим скороговорки.

(Дети проговаривают скороговорки, по желанию с повтором на ускорение)

  1. Мама мыла Милу мылом.
     Мила мыла не любила.
  1. Белые бараны били в барабаны.
  2. На дворе трава,
    На траве дрова.
  3. У киски в миске сливки скисли.
  4. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Воспитатель. Хороши ваши язычки, справились со скороговорками.

Идем дальше, где наша карта Что нас ждет впереди?

Дети: Теремок.
(Дети находят теремок, письмо за теремком)

Воспитатель (читает письмо): «Ребята, а вы любите русские народные сказки? (ответы детей). А какие сказки вы знаете? (ответы детей). И задание для вас приготовила Бабушка-Загадушка. Никто на свете не знает так много сказок, как она. Каждый день перед сном она рассказывает их своим внукам. Слушайте внимательно сказочные загадки».

1.

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети? (Козлята)

2.

Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там 3 стула и 3 чашки
3 кровати, 3 подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

3.

В какой сказке есть чудесный пень,
где сесть мохнатому не лень?
Только вот одна беда,
Не мог он скушать пирожка. («Машенька и медведь»)

4.

Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом. (Колобок)

5.

Нашла однажды мышка
Совсем пустой домишко
Стала жить да поживать,
Да жильцов к себе пускать. («Теремок»)

6.

У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят.
Далеко они глядят. (Гуси лебеди)

6.

Гуси-лебеди летели,
Унести детей хотели.
Что за дерево стояло
И ребят от них скрывало? (Яблоня)

Воспитатель. Ребята, посмотрите почему-то яблоня грустная. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы Яблонька не грустила?

Воспитатель: Можно сделать яблоки своими руками из бумаги и приклеить их на Яблоньку.

Воспитатель: Поднимем настроение Яблоньке?

Дети: Да.

Воспитатель: Какую форму и цвет имеют яблоки?

Дети: Яблоки имеют круглую, овальную форму. Цветом могут быть красными, жёлтыми, розовыми, зелёными.

Воспитатель: Как будет яблоко по татарски?

Дети: Алма.

Воспитатель: Алма нинди?

Дети: Алма кызыл, түгәрәк, тәмле.

Воспитатель: А у нас на столах лежат квадратные и прямоугольные листы бумаги. Давайте из них вырежем яблоки и листочки и приклеим на яблоню. А мы уже знаем, как это делается. Занимайте места за столами и приступайте к работе. (Воспитатель помогает)

У кого готовы яблоки и листочки намазывайте клеем и идемте приклеивать к яблоне.

(Дети отрезают углы у квадратов и приклеивают их на Яблоню.)

Воспитатель: Какие получились яблоки?

Дети: Красивые, ароматные, привлекательные. Очень хочется их съесть.

Воспитатель: Посмотрите, как повеселело наша яблоня. Ребята, вы отлично справились с заданием!

Воспитатель: Продолжаем путь. Что у нас на карте?

Дети: На карте цветы.

(Дети находят на полу цветочки)

Воспитатель (читает письмо). «Дорогие ребята! Пришло время поиграть. Какие народные игры вы знаете?»

Дети: «Ворон», «Прятки», «Салки», «Жмурки», «Горелки», «Красочки», «У медведя во бору», «Кошки мышки».

Воспитатель: В какую игру мы с вами сегодня поиграем?

Дети: «Горелки с платочком»

Воспитатель: Вспоминаем правила игры: все участники игры встают парами друг за другом, водящий стоит впереди колонны и держит в руке над головой платочек. Водящего выбираем считалкой.

Дети парами встают друг за другом…

Ход игры

Играющие говорят хором:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят!

После слов «Птички летят!» игроки последней пары бегут вперед, и кто из них первый возьмет платочек, тот встает с водящим в пару впереди колонны, а опоздавший «горит» (водящий).

Воспитатель: Идем дальше. Следующая подсказка – книга.

(читает письмо) Здесь написаны поговорки и пословицы, но не полностью. Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки. Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы концовку.

Нет друга-ищи, а нашел-… (береги).
Труд человека кормит, а лень… (портит).
Любовь и труд счастье… (дают).
Без труда не придет на стол… (еда).
Старый друг… ( лучше новых двух)
Кончил дело… (гуляй смело).

Воспитатель. Хорошую игру нам предложил дедушка Фольклор. Вы справились заданием. Молодцы!

Продолжаем путь. Что у нас на карте? (Доска)

Воспитатель: (читает письмо). «Мои дорогие друзья! Предлагаю вам вспомнить знакомые потешки».

На доске спрятаны картинки(солнышко, водичка, божья коровка, кот), по очереди открываем и вспоминаем потешки. (Ребенок берет картинку)

Воспитатель: Что вы видите на картинке?

Дети: Солнышко.

Воспитатель: Дедушка Фольклор хочет, чтобы мы рассказали потешку о солнышке. Кто знает потешку о солнышке?

Дети по желанию рассказывают.

Воспитатель: Молодцы! Продолжаем путь. Ребята, посмотрите на карте последняя подсказка. Что это?

Дети: Шкаф.

Воспитатель: Это не простой шкаф. Давайте посмотрим, что за чудеса нас ждут?

Дети открывают шкаф, находят клад-коробку. В коробке письмо от дедушки Фольклора.

Воспитатель: «Дорогие ребята! Вы прошли весь путь по карте, вы много знаете, многое умеете. Все эти знания и есть бесценный клад для вас. Я очень рад и поздравляю вас! А в коробке для вас угощения».

На экране появляются Дедушка Фольклор и Бабушка-Загадушка.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Мы очень рады нашей встрече. Вы отлично справились с нашими заданиями.

Закончились испытания –
Пришло время угощенья!
Не робейте, не стесняйтесь,
Сладостями угощайтесь!

Воспитатель и дети благодарят дедушку Фольклора, бабушку Загадушку.

Воспитатель: Ребята, вот и подошло наше испытание к концу. Мне так понравилось искать вместе с вами клад. А вам, ребята, понравилось?

Ребята, о чем вы расскажете своим друзьям, родителям?

Какое доброе дело сделали мы сегодня с вами?