ОД ( тема) |
«По следам фольклора» |
Программа |
программа ДОУ разработанная с учетом Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, Издательство «Мозаика-Синтез |
Возраст |
старшая группа |
Основная образовательная область |
речевое развитие |
Интегрированные образовательные области |
познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие |
Форма проведения |
совместная деятельность детей и взрослых, самостоятельная деятельность детей |
Цель |
закреплять знания о жанрах и видах русского народного творчества; активизировать речь детей |
Программные задачи |
|
Воспитательные |
-воспитывать у детей желание преодолевать препятствия, чтобы достичь цели; |
Развивающие |
-развивать устную речь, активировать словарь детей по теме; |
Образовательные |
-закреплять знания о жанрах и видах русского народного творчества; |
Предполагаемый результат: |
-развитие у воспитанников познавательного интереса к совместной деятельности; |
Словарная работа: |
скороговорки, подсказка |
Предварительная работа |
-чтение и рассказывание сказок «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди»; |
Методические приемы |
-проблемные и поисковые ситуации |
Оборудование и материалы |
видеопроектор, ноутбук |
Ход образовательной деятельности
Дети вместе с воспитателем входят в зал.
Вместе:
Встанем рядом полукругом
Улыбнёмся мы друг другу.
Скажем весело «Привет»
Всем удачи в этот день!
Воспитатель:
Как у нас уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто и никто не скучал,
Сам народ для себя песни-шутки слагал.
(Раздаётся стук в дверь, вносят письмо)
Воспитатель: (удивленно) Какое загадочное письмо. Кто же его прислал? Прочитаем?
(Ребенок открывает конверт и достает письмо)
Воспитатель: (читает письмо) «Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что вы любите сюрпризы и поэтому для вас приготовил и спрятал клад. Предлагаю вам по следам фольклора дойти до клада. Но клад найти не просто. Вам надо пройти испытания, в помощь вам отправляю карту.
Желаю успехов!
Ваш дедушка Фольклор».
Воспитатель: Очень странное послание. И имя очень странное у дедушки - Фольклор.
Ребята, что такое «фольклор»?
Дети: потешки, прибаутки, считалки, загадки, игры, хороводы, сказки…
Воспитатель: А кто их сочинял?
Дети: Народ!
Воспитатель: Ребята, давайте начнем наш путь. Смотрите, на карте есть подсказки. Давайте все вместе найдем первую подсказку?
Дети: Первая подсказка - сумка.
Воспитатель: Кажется, я догадалась. Нам надо найти сумку. Это не простая сумка. Ребята, внутри сумки что-то должно быть. (Достают конверт с заданием)
Воспитатель: Ребята, слушайте первое задание дедушки Фольклора:
«Дорогие ребята, отгадайте мои загадки:
(дети отгадывают загадки и находят игрушки, которые загаданы в загадках)
1.
Человеку верный друг,
Чутко слышу каждый звук.
У меня отличный нюх,
Зоркий глаз и острый слух. (Собака)
2.
Пробираюсь по забору,
На охоту выхожу.
Мышки спрятались по норам,
Я их долго сторожу. (Кошка)
3.
Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа - пятачок,
Пятачок – дырявый,
А крючок - вертлявый. (Свинья)
4.
Каждый вечер, так легко,
Она дает нам молоко.
Говорит она два слова,
Как зовут ее – … (Корова)
5.
Идет, идет, бородой трясет,
Травки просит: «Ме-ме-ме,
Дай-ка травки мне-е-е». (Коза)
Воспитатель: Ребята, вы все загадки отгадали и нашли животных. Как их можно назвать по-другому, одним словом?
Дети: Домашние животные.
Воспитатель: Почему их называют домашними животными?
(Ответы детей)
Воспитатель: Посмотрим на карту и найдем вторую подсказку.
Дети: Вторая подсказка – корзина.
Воспитатель (читает письмо): «Продолжаем путь и следующее испытание «Скороговорки». Какие скороговорки вы знаете? Проговорите их».
Ребята, скажите, почему скороговорки назвали скороговорками? (Ответы детей)
Давайте встанем в круг. И проговорим скороговорки.
(Дети проговаривают скороговорки, по желанию с повтором на ускорение)
- Мама мыла Милу мылом.
Мила мыла не любила.
- Белые бараны били в барабаны.
- На дворе трава,
На траве дрова. - У киски в миске сливки скисли.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Воспитатель. Хороши ваши язычки, справились со скороговорками.
Идем дальше, где наша карта Что нас ждет впереди?
Дети: Теремок.
(Дети находят теремок, письмо за теремком)
Воспитатель (читает письмо): «Ребята, а вы любите русские народные сказки? (ответы детей). А какие сказки вы знаете? (ответы детей). И задание для вас приготовила Бабушка-Загадушка. Никто на свете не знает так много сказок, как она. Каждый день перед сном она рассказывает их своим внукам. Слушайте внимательно сказочные загадки».
1.
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети? (Козлята)
2.
Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там 3 стула и 3 чашки
3 кровати, 3 подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
3.
В какой сказке есть чудесный пень,
где сесть мохнатому не лень?
Только вот одна беда,
Не мог он скушать пирожка. («Машенька и медведь»)
4.
Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом. (Колобок)
5.
Нашла однажды мышка
Совсем пустой домишко
Стала жить да поживать,
Да жильцов к себе пускать. («Теремок»)
6.
У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят.
Далеко они глядят. (Гуси лебеди)
6.
Гуси-лебеди летели,
Унести детей хотели.
Что за дерево стояло
И ребят от них скрывало? (Яблоня)
Воспитатель. Ребята, посмотрите почему-то яблоня грустная. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы Яблонька не грустила?
Воспитатель: Можно сделать яблоки своими руками из бумаги и приклеить их на Яблоньку.
Воспитатель: Поднимем настроение Яблоньке?
Дети: Да.
Воспитатель: Какую форму и цвет имеют яблоки?
Дети: Яблоки имеют круглую, овальную форму. Цветом могут быть красными, жёлтыми, розовыми, зелёными.
Воспитатель: Как будет яблоко по татарски?
Дети: Алма.
Воспитатель: Алма нинди?
Дети: Алма кызыл, түгәрәк, тәмле.
Воспитатель: А у нас на столах лежат квадратные и прямоугольные листы бумаги. Давайте из них вырежем яблоки и листочки и приклеим на яблоню. А мы уже знаем, как это делается. Занимайте места за столами и приступайте к работе. (Воспитатель помогает)
У кого готовы яблоки и листочки намазывайте клеем и идемте приклеивать к яблоне.
(Дети отрезают углы у квадратов и приклеивают их на Яблоню.)
Воспитатель: Какие получились яблоки?
Дети: Красивые, ароматные, привлекательные. Очень хочется их съесть.
Воспитатель: Посмотрите, как повеселело наша яблоня. Ребята, вы отлично справились с заданием!
Воспитатель: Продолжаем путь. Что у нас на карте?
Дети: На карте цветы.
(Дети находят на полу цветочки)
Воспитатель (читает письмо). «Дорогие ребята! Пришло время поиграть. Какие народные игры вы знаете?»
Дети: «Ворон», «Прятки», «Салки», «Жмурки», «Горелки», «Красочки», «У медведя во бору», «Кошки мышки».
Воспитатель: В какую игру мы с вами сегодня поиграем?
Дети: «Горелки с платочком»
Воспитатель: Вспоминаем правила игры: все участники игры встают парами друг за другом, водящий стоит впереди колонны и держит в руке над головой платочек. Водящего выбираем считалкой.
Дети парами встают друг за другом…
Ход игры
Играющие говорят хором:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят!
После слов «Птички летят!» игроки последней пары бегут вперед, и кто из них первый возьмет платочек, тот встает с водящим в пару впереди колонны, а опоздавший «горит» (водящий).
Воспитатель: Идем дальше. Следующая подсказка – книга.
(читает письмо) Здесь написаны поговорки и пословицы, но не полностью. Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки. Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы концовку.
Нет друга-ищи, а нашел-… (береги).
Труд человека кормит, а лень… (портит).
Любовь и труд счастье… (дают).
Без труда не придет на стол… (еда).
Старый друг… ( лучше новых двух)
Кончил дело… (гуляй смело).
Воспитатель. Хорошую игру нам предложил дедушка Фольклор. Вы справились заданием. Молодцы!
Продолжаем путь. Что у нас на карте? (Доска)
Воспитатель: (читает письмо). «Мои дорогие друзья! Предлагаю вам вспомнить знакомые потешки».
На доске спрятаны картинки(солнышко, водичка, божья коровка, кот), по очереди открываем и вспоминаем потешки. (Ребенок берет картинку)
Воспитатель: Что вы видите на картинке?
Дети: Солнышко.
Воспитатель: Дедушка Фольклор хочет, чтобы мы рассказали потешку о солнышке. Кто знает потешку о солнышке?
Дети по желанию рассказывают.
Воспитатель: Молодцы! Продолжаем путь. Ребята, посмотрите на карте последняя подсказка. Что это?
Дети: Шкаф.
Воспитатель: Это не простой шкаф. Давайте посмотрим, что за чудеса нас ждут?
Дети открывают шкаф, находят клад-коробку. В коробке письмо от дедушки Фольклора.
Воспитатель: «Дорогие ребята! Вы прошли весь путь по карте, вы много знаете, многое умеете. Все эти знания и есть бесценный клад для вас. Я очень рад и поздравляю вас! А в коробке для вас угощения».
На экране появляются Дедушка Фольклор и Бабушка-Загадушка.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Мы очень рады нашей встрече. Вы отлично справились с нашими заданиями.
Закончились испытания –
Пришло время угощенья!
Не робейте, не стесняйтесь,
Сладостями угощайтесь!
Воспитатель и дети благодарят дедушку Фольклора, бабушку Загадушку.
Воспитатель: Ребята, вот и подошло наше испытание к концу. Мне так понравилось искать вместе с вами клад. А вам, ребята, понравилось?
Ребята, о чем вы расскажете своим друзьям, родителям?
Какое доброе дело сделали мы сегодня с вами?