Цели:
- Формирование у учащихся представления о людях с ограниченными возможностями, осмысление положения инвалидов в обществе (классе).
- Осмысление своего отношения к людям с ограниченными возможностями.
План урока:
- Вводная беседа. Сообщение о деятельности Центра дневного пребывания для детей с ограниченными возможностями в городе Степногорске.
- Введение в проблему через игры с ограничениями: "Змей Горыныч", "Отгадай пословицу", "Водяной". Обсуждение.
- Просмотр видеоклипа «У меня есть любимый брат, он не такой как все». Обсуждение.
- Творческая мастерская. Изготовление подарка для встречи с детьми с ограниченными возможностями.
- Подведение итогов.
Ход мероприятия
1. Вводная беседа
Сообщение о деятельности в г.Степногорске Центра дневного пребывания для детей с ограниченными возможностями.
2. Проведение игр с ограничениями
Игра "Змей Горыныч" (ограничение в движениях)
Разделиться на две команды. В каждой команде играющие разбиваются на тройки. Каждая тройка - "Змей Горыныч". В тройках играющие берут друг друга за талию и, таким образом, у крайних игроков остается по одной свободной руке. Ноги центрального игрока связываются с ногами соседей. Теперь дети должны в таком положении добежать до стола, на котором лежат ножницы и лист бумаги и вырезать квадрат любого размера. После этого тройка возвращается к своей команде, освобождается и связывает ноги следующей тройке.
Игра "Отгадай пословицу" (ограничение речи)
Каждой команде дают карточки с пословицами.Нужно показать другой команде пословицу с помощью жестов.Командам дается две минуты на подготовку.
Пословицы:
- За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
- Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
Игра "Водяной" (ограничение зрения)
Водящий сидит в кругу, у него завязаны глаза. Играющие двигаются по кругу со словами:
Дедушка водяной,
Что сидишь ты под водой,
Выгляни на чуточку,
На одну минуточку.
Круг останавливается. "Водяной" встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих. Его задача - определить, кто перед ним. "Водяной" может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если водящий угадал, он меняется ролью, и теперь тот, чье имя было названо, становится водящим.
3. Обсуждение игр
Вопросы для обсуждения:
Вам понравилось играть в эти игры? А что было особенного в них?
Действительно, мы играли в игры, где вы были в чем-то ограничены: не могли видеть, свободно двигаться, разговаривать.
- Что вы чувствовали при этом?
- Какое желание возникало в ходе игры, чтобы быстрее выполнить задание?
- Как вы думаете, есть люди, которые не могут говорить, видеть, не могут ходить продолжительное время или всегда?
- Как мы называем таким людей?
- Вы знаете их?
- Чем они занимаются, как живут?
- Как вы относитесь к таким людям?
- Вы бы хотели с ними общаться, дружить, вместе играть?
Вывод: Люди с ограниченными возможностями - такие же люди, как и мы с вами, просто в силу некоторых обстоятельств у них ограничены те или иные возможности. Но они могут играть с вами, участвовать в различных мероприятиях, делах. Мы внешне разные, но одинаковые внутри.
Просмотр видеоклипа «У меня есть любимый брат, он не такой как все». Обсуждение.
4. Творческая мастерская
Изготовление подарка для встречи с детьми с ограниченными возможностями. (макет картонного торта из 12 долек, каждую которую заполнили сладостями)