Урок по русскому языку для 2-го класса: Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: Имя прилагательное, имя существительное, части речи


Лексическая тема:

Традиции в сказках.

Тема урока:

Имя прилагательное как часть речи.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):

2.1.4.1 участвовать в диалоге, высказывая свое мнение и выслушивая мнения других.
2.2.3.1 формулировать вопросы с опорой на ключевые слова, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
2.3.8.1 различать имена существительные, прилагательные, глаголы, предлоги; определять их роль в предложении.

Развитие
навыков:

1.4 Участие в диалоге, соблюдая речевые нормы в зависимости от ситуации общения.
2.3 Формулирование вопросов и ответов.
3.8 Соблюдение грамматических норм.

Критерии успеха (Предполагаемый результат):

Все учащиеся смогут:
Узнать об именах прилагательных.
Большинство учащихся смогут:
Отгадывать загадки, названия сказок.
Подбирать прилагательные к отгадкам.
Называть признаки предметов на основе цвета, формы, вкуса.
Рассказывать о роли прилагательных в предложении и тексте.
Участвовать в диалоге, высказывая свое мнение самостоятельно и выслушивая мнения других.
Сформулировать вопросы с опорой на ключевые слова, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, оценить ответы учащихся.
Различать имена существительные, прилагательные, и определять их роль в предложении с помощью учителя.
Некоторые учащиеся смогут:
Сделать вывод на основе диаграммы.

Языковая цель

Основные термины и словосочетания:
Имена прилагательные, признак предмета, алфавит, вопрос, ответ, пословица, упражнение, герои сказок, загадка, диаграмма.
Используемый язык для диалога/письма на уроке:
Вопросы для обсуждения:
Что ты знаешь о сказках?
Какой предмет чаще всего встречается в народных сказках?

Привитие
ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

Межпредметные
связи

  1. Литература
  2. Физическая культу­ра
  3. Самопознание
  4. Трудовое обучение

Навыки
использования ИКТ

На данном уроке учащиеся используют ИКТ

Предварительные
знания

Звуки и буквы, гласные и согласные звуки, печатные и рукописные буквы, алфавитные названия букв, слог, язык – средство человеческого общения, высказывание, текст, языковые и неязыковые средства общения, устная и письменная речь, предложение, прописная буква в начале предложения и в именах собственных, сила голоса и темп речи, алфавитный порядок слов, перенос слов, ударные и безударные гласные, мягкий знак на конце и в середине слов, твердые и мягкие согласные, правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, нщ, рщ, шн, звонкие и глухие согласные, звук [й], разделительный Ь, состав слова, окончание, корень, приставка, суффикс, родственные и однокоренные слова, лексическое значение слова, слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, имена собственные, омонимы, синонимы, антонимы, части речи, имя существительное, слова с абстрактным и конкретным значением, род имен существительных, единственное и множественное число существительных, сочинение.

Ход урока

Этапы урока, t

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

 

Начало урока
0-2

Создание положительного эмоционального настроя.
– Здравствуйте,
Слово какое чудесное,
Красивое, доброе, чуточку нежное.
– Здравствуйте!
Скажем мы новому дню!
– Здравствуйте, скажем мы нашим друзьям!
Здоровья желаем всем и всему!

 

3-5 мин

Учебники открыты стр. 51
Запись числа, классной работы.
(К, И) Минутка чистописания: запись пословицы.
Сказка  - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
Обсуждение. Почему так говорят? Повторение правил поведения и работы на уроке (на трех языках)

Ребята, у вас на столах лист самооценивания, в ходе урока вы будете себя оценивать по этому листу самооценивания, а в конце мы узнаем,  достигли ли вы поставленных целей. 
Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.
Цель: ввод ситуации для открытия и постановки целей урока.

Учитель предлагает учащимся посмотреть на доску, найти и выписать из списка только имена существительные: золотая, зеркало, рыбка, яйцо,  сапоги, туфелька, игла, волшебное,  аленький, цветочек, золотое, хрустальная.

Дети читают выписанные слова.
Ребенок на доске выбирает имена существительные из перечня.
- Какие им. сущ. лишние (рыбка - одушевленное, сапоги - множественное число). Почему?
- На какие вопросы отвечают эти слова и что обозначают?

- К какой части речи относятся остальные слова?
- Можем ли мы это утверждать? 
- Нужно доказать?
- Что нужно для этого сделать?
Дети: Поставить вопрос и определить, что обозначает?
Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока.
Сегодня на уроке мы изучим имя прилагательное? (СЛАЙД 1)

Постановка задач:
Какая часть речи называется именем прилагательным?
На какие вопросы отвечают данные имена прилагательные?

- Признаком какого существительного является названное имя прилагательное. Из какой сказки? (СЛАЙД 2)
Золотая рыбка
Хрустальная туфелька – Золушка
Золотое яйцо – курочка Ряба
Волшебное зеркало – Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
Аленький цветочек –Красавица и Чудовище
Красные сапоги - Кот в сапогах
Острая игла – Кощей бессмертный

Картинки - герои сказок

Середина урока 6-18 мин

Работа над темой урока.
Работа в парах
- Распределите слова, которые на экране в два столбика, поставьте устно вопросы к ним, определите, что они обозначают и к какой части речи относятся? В тетрадях.
 (СЛАЙД 3)
Новогодняя, сказка, добрая, народная, волшебная, бытовая (руки домиком)
 Первый столбик: какие слова записали, на какие вопросы они отвечают? (на вопрос что?) И что обозначают? (предмет)  Это имена существительные.
И т.д.
СЛАЙД №4
Устно.

Ребята, мы сегодня поговорим о сказках? Обратите внимание на экран! К какой сказке относятся иллюстрации?
Какие слова вы видите? СЛАЙД 5
Скажите какой заяц?
Заяц – белый, серый 
Лиса - большая, маленькая 
Избушка - ледяная и лубяная.
Вывод:
СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРЕДМЕТ- ОДИНАКОВЫЕ, А СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТА РАЗНЫЕ, ЗНАЧИТ ОДНО СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ МОЖЕТ ИМЕТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ПРИЗНАКИ

 

21-29 мин

Работа по теме урока.
Работа в группе
Цель: выполнение практических заданий.
У вас на столах лист, переверните его, перед вам изображен предмет. Ваша задача описать его по данным критериям
Цель: описать предмет по определенным признакам: цвет, размер, вкус, форма (апельсин, яблоко, слива, арбуз, томат, морковь)
Защита своего проекта!

Ребят фрукты и овощи такие аппетитные и вкусные!  Слайд 6
- Какой сок можно приготовить из этих овощей и фруктов?
Мы сейчас сыграем в игру «Кто быстрее угостит друг друга соком!»
Каждая пара должна придумать название сока и записать его в тетрадь.
«Кто быстрее!». Руки домиком.

Учебник

19-20 мин

ФИЗМИНУТКА «ПОКАЖИ»
 (Д, К)
РЕБЯТА Я НАЗЫВАЮ СЛОВА. ЕСЛИ ЭТО ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ВЫПОЛНЯЕМ РЕЗКИЕ ДВИЖЕНИЯ ПЕРЕД ГРУДЬЮ.  А ЕСЛИ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕЕ -  РИСУЕМ ВОЛНИСТУЮ ЛИНИЮ
Волшебный, шапочка, игрушка, красная, сладкое, книга, цветок, большой, мир, красивые.
Отдохнули?
Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения.)

 

32-35 мин

Выпишите предложение с именем прилагательным:
Птицы поют песни.
Золушка шла по лесной тропинке. СЛАЙД №7
Луна освещала дорогу.

Работа  в группах
«Найди соответствие»
Ваша задача: составить кластер, к данному сказочному герою подобрать соответствующие признаки из перечисленных и поставить к ним вопрос!
Лиса – рыжая, хитрая
Волк – серый, злой, зубастый
Медведь – косолапый, неуклюжий, большой,
Заяц - трусливый, косой, быстрый
Золушка – добрая, трудолюбивая, красивая
Колобок – круглый, румяный, вкусный

«Угадай кто я?»
По данным признакам, указанным на экране, отгадать ребенка. СЛАЙД №8

Учебник

38-40

Итог урока.
По опорной схеме  (СЛАЙД)
Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы ____________,  __________,   _________, _________, и обозначает _____________   __________. 
Обменялись листочками в парах

Рефлексия.
Рефлексия «Флажок»
Педагог раздаёт учащимся флажки. С помощью цветных
карандашей или маркеров дети закрашивают флажки в
нужный цвет:

Тетрадь «Что я знаю и умею»

Критерии успеха

– Если тебе понравился урок и ты успешно справился со всеми заданиями – закрась флаг зелёным цветом;
– Если тебе на уроке было трудно, но ты смог прийти к
верному ответу, раскрась флаг жёлтым цветом;
– Если тебе было трудно на уроке справляться с заданиями и тебе требуется помощь учителя - раскрась красным цветом.

 

Презентация