Группы слов с различным лексическим значением. Слова, близкие или противоположные по значению

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: лексика, синонимы, антонимы


Сквозная тема:

Традиции и фольклор.

Лексическая тема:

Волшебные сказки.

Тема урока:

Группы слов с различным лексическим значением. Слова, близкие или
противоположные по значению.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):

2.1.4.1 участвовать в диалоге, высказывая свое мнение и выслушивая мнения других.
2.2.2.1 различать синонимы, антонимы, омонимы и понимать их роль в тексте.
2.3.8.1 различать имена существительные, прилагательные, глаголы, предлоги; определять их роль в предложении.

Развитие
навыков:

1.4 Участие в диалоге, соблюдая речевые нормы в зависимости от
ситуации общения.
2.2 Понимание роли лексических и синтаксических единиц в тексте.
3.8 Соблюдение грамматических норм.

Критерии успеха (Предполагаемый результат):

Все учащиеся смогут:
Повторить об употреблении в речи прилагательных – синонимов и
антонимов.
Большинство учащихся смогут:
Исследовать прилагательные.
Заполнить кроссворд с прилагательными.
Подбирать слова с близким и противоположным значениями.
Исправлять ошибки, анализируя словосочетания.
Участвовать в диалоге, высказывая свое мнение самостоятельно и
выслушивая мнения других.
Различать антонимы и синонимы и понимать их роль в тексте с помощью учителя.
Различать имена существительные, прилагательные, глаголы, предлоги и определять их роль в предложении с помощью учителя.
Некоторые учащиеся смогут:
Описывать сказочных персонажей, используя только прилагательные.

Языковая
цель

Основные термины и словосочетания:
имена прилагательные, признаки предметов, род, окончание, лексическое значение слова, слова с близким и противоположным значением, слово, предложение, упражнение, словосочетание, пословица, сказка, загадка, таблица.
Используемый язык для диалога/письма на уроке:
Вопросы для обсуждения:
Почему  в сочетании Василиса Премудрая имя прилагательное «Премудрая» записано с заглавной буквы?

Привитие
ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

Межпредметные
связи

  • Литература
  • Физическая культу­ра
  • Познание мира

Навыкииспользования ИКТ

На данном уроке учащиеся  не используют ИКТ

Предварительные
знания

Звуки и буквы, гласные и согласные звуки, печатные и рукописные буквы, алфавитные названия букв, слог, язык – средство человеческого общения, высказывание, текст, языковые и неязыковые средства общения, устная и письменная речь, предложение, прописная буква в начале предложения и в именах собственных, сила голоса и темп речи, алфавитный порядок слов перенос слов, ударные и безударные гласные, мягкий знак на конце и в середине слов, твердые и мягкие согласные, правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, нщ, рщ, шн, звонкие и глухие согласные, звук [й], разделительный Ь, состав слова, окончание, корень, приставка, суффикс, родственные и однокоренные слова, лексическое значение слова, слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, имена собственные, омонимы,
синонимы, антонимы, части речи, имя существительное, слова с абстрактным и конкретным значением, род имен существительных, единственное и множественное число существительных, имя прилагательное, род имени прилагательного, сочинение.

Ход урока

Этапы урока, t

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

 

Начало урока
0-2 мин

Создание положительного эмоционального настроя.
С существительным дружу
И нисколько не тужу.
Моя основная примета:
Обозначаю признак предмета.
Лед какой? Холодный, гладкий.
Чай какой? Горячий, сладкий.
Изменяюсь по родам,
Числам и по падежам.
Люблю детей внимательных.
Я ИМЯ ?...(прилагательное).
Е.Жуковская

 

3-7 мин

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.
Цель: ввод ситуации для открытия и постановки целей урока. Вызывается к доске ученица, на голову одевается кокошник.

- Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами оправимся в путешествие по удивительной, увлекательной, завораживающей, таинственной, чудесной стране. Как вы думаете, она называется? (Имя… прилагательное). Но для начала должно свершиться чудо - вы должны доказать,что можете побывать в этой замечательной стране, а поможет нам в этом героиня многих народных сказок Василиса Премудрая. Она настолько любит прилагательные, что даже в ее имени есть эта часть речи. Ребята, а какими другими именами прилагательными можно заменить прилагательное Премудрая? (умная, знающая, начитанная, эрудированная, грамотная).
- Скажите, а как называются все слова, которые вы сейчас назвали? (синонимы)
Постановка задач:
Узнаем, какие признаки может обозначать имя прилагательное, бывают ли они близкие и противоположные по смыслу.
Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока.

Герои
сказок

Критерии успеха

Ученики формулируют тему урока

 

Середина урока
7-37 мин

Работа по теме урока.
Цель: выполнение практических заданий.
Стратегия «горячий стул».
-От тебя сейчас зависит, попадете вы в страну Имя прилагательное или нет. Мы будем задавать тебе вопросы об этой части речи, а ты нам  отвечать. Если у тебя не будет получаться, я разрешаю воспользоваться помощью твоих друзей, но только после того, как ты ответишь на все вопросы, мы сможет пуститься в путь. Ведь в сказках всегда у главного героя есть помощники и друзья.

  • Что такое имя прилагательное?
  • С какой частью речи в предложении связано имя прилагательное?
  • Какого рода бывают и.п.?
  • Как можно определить род и.п.?
  • Как изменяется и.п.?
  • Для чего нам нужны в речи слова признаки?

-Властью данной мне директором школы-гимназии №6 я отправляю вас в кругосветное путешествие по стране «Имя Прилагательное». Это самая необыкновенная, магическая, экзотическая… (продолжают ребята).
-Любое государство (страна имеет свои территориальные единицы - деление на небольшие округа, районы, области). Вот и наша страна Прилагательная имеет свои области, в которых есть множество небольших городков. Кстати, а в какой области мы с вами проживаем? (Акмолинская).
- А как это звучит на каз.языке?
- Как называется самый главный город нашей РК, который расположен на территории нашей Акмолинской области? (Астана,  в переводе - столица) По каким признакам вы сможете  отличить столицу от всех других городов?
Слайды на экране интерактивной доски. Карта страны «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»
1. Область Признаки.
В этой области множество городов. С двумя такими городами я вас познакомлю, а в остальные вы отправитесь самостоятельно, небольшими группами.
Город Запахи - это очень пряный, нежный, ванильный, душистый, медовый, ароматный город. В этом городе голова кружиться от обилия запахов, которые нас окружают.
Город Время – в нем все точно, как в часовом механизме. (А какие часы являются самыми точными?) Он вечный, утренний, вечерний, ранний, весенний, суточный…
- В остальные города вы отправляетесь сами, но не забудьте, время не стоит на месте (почему?), если вы хотите заработать как можно больше золотых монет (баллов), то вы должны запомнить как можно больше городов-признаков, которые могут обозначать имена прилагательные.
(Г) Каждой группе раздаются карточки с признаком прилагательного. Ребята должны придумать 3 прилагательных, соответствующих данному признаку:

  • Цвет
  • Форма
  • Размер
  • Качества людей и животных
  • Материал
  • Вкус

Если по окончании работы групп, кто-нибудь называет хотя бы 5 признаков и.п., то группа зарабатывает еще 3 балла.
Учащиеся участвуют в диалоге, высказывая свое мнение и выслушивая мнение другого; различают имена прилагательные.
(Д, К) Динамическая пауза «Стрекоза»
2. Область Синонимы.
-Что такое синонимы? Когда сегодня на уроке мы с ними уже встречались?
) Исследовательская работа.
Ребята работают в парах. Должны описать сказочного героя, используя только имена прилагательные. (Чебурашка, Золушка, Баба Яга, Рыбка и т.д.) 3б.
Необходимо к одному из слов подобрать слова синонимы.
 3.Область Антонимы.
-Что такое антонимы?
(И) Ребята должны заполнить пустые клеточки словами противоположными по смыслу, определить род, выделить окончания.-3б. Взаимопроверка.
 

Индивидуальные
карточки, листы с заданиями
Интерактивная доска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФО

Конец урока

37-40

Задание №4 «Что я знаю и умею».
Итог урока. Рефлексия.
Рефлексия «Я оцениваю этот урок как…»
В карточке под №5 ребята, используя только прилагательные выражают свое отношение  к уроку.
-Ребята, а чем заканчиваются все сказки? (концовкой)
-Я предлагаю вам самим сочинить концовку к нашему уроку: (варианты ребят)
Вот уроку конец, кто работал - молодец!!!

 

Критерии успеха

Дети записывают свое отношение и понимание урока, используя только имена прилагательные, на листе с заданиями (№5)

 

Дифференциация

Оценивание

Здоровье и соблюдение ТБ

Дети с высоким уровнем помогают ученикам с низкой мотивацией. Мотивированные
дети могут пользоваться именам прилагательными в своей речи, в достижении поставленных целей.

Формативное оценивание.

  • Самооценивание в тетради «Что я знаю и умею».
  • Взаимооценивание при работе в паре, группе, классом.
  • Результаты наблюдения учителем качества ответов учащихся на уроке.

Определение уровня усвоения навыка по теме (тетрадь «Что я знаю и умею»).

Динамическая пауза.
«Стрекоза»
Вот какая стрекоза - как горошины глаза. (Пальцами делают очки.)
Влево-вправо, назад-вперед. (Глазами смотрят вправо- влево.)
Ну, совсем как вертолет. (Круговые движения глаз.)
Мы летаем высоко. (Смотрят вверх.)
Мы летаем низко. (Смотрят вниз.)
Мы летаем далеко. (Смотрят вперед.)
Мы летаем близко. (Смотрят вниз.)

Презентация 1

Приложение 1

Приложение 2