Урок по естествознанию «Кто дружит с Солнышком?»

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: окружающий мир


Сквозная тема: «Традиции и фольклор»

Дата: 3 четверть

Класс: 2 класс

Тема

«Кто дружит с Солнышком?»

Цели обучения, достигаемые на этом уроке

2.4.2.1.  Определять порядок расположения планет Солнечной системы.
2.1.2.1. Объяснять понятие «Источник информации» и его важность для проведения исследований.

Цель урока

1.Назвать планеты Солнечной системы и определить их порядок в Солнечной системе
2.Выявлять особенности планет, как передвигаются  и их спутники, записывать данную информацию в Научный дневничок
3. Находить в различных ресурсах дополнительную  информацию о планетах и записывать в Научный дневничок

Критерии оценивания

 Дети определяют порядок расположения планет Солнечной системы.

Языковые задачи

Учащиеся могут: расположить планеты Солнечной системы в соответствии с их порядковым номером
Предметная лексика и терминология: Солнечная система, планета, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, орбита, спутник, атмосфера
Набор полезных фраз для диалога/письма:
Почему планеты не падают?

Привитие ценностей

Уважение, сотрудничество, умение слышать и слушать.

Межпредметная связь

Самопознание (прослеживается на протяжении урока)
Математика (располагают планеты в порядке возрастания (убывания)

Навыки использования ИКТ

ИКТ-презентация урока, самостоятельный поиск информации учащимися в интернете.

Предыдущее обучение

Знают понятие «космос», как науку о космосе;
называют приборы, инструменты и летательные аппараты для изучения космоса; дают характеристику отдельным космическим телам; могут объяснить связи между Землей и Солнцем, описывают особенности поверхности и движения Луны.

Ход урока

Запланированные этапы

Виды упражнений, запланированных на урок:

Ресурсы

Начало урока
5–10 минут
(К) 1. «Говорящая стена»
Перед началом урока, предлагаю учащимся подойти к стенду и познакомиться с терминами, с которыми мы будем работать на уроке (звезды, кометы, спутник, орбита, планета, атмосфера). Какие космические тела вы уже знаете?
Карточки с терминами
АМО для определения темы урока (К) 2. Стартер.
Предлагаю учащимся прослушать песню о Солнышке.
О чем поют дети в песне? (о Солнышке).
Говорить мы будем не только о Солнышке, но и о его друзьях. А кто его друзья вы узнаете отгадав загадку.
Бегают вкруг огонечка
Шесть сыночков и две дочки
Промелькнут года и дни
Но не встретятся они. (планеты)
Правильно! Это планеты.
Сегодня мы будем говорить о солнце, планетах.

запись песни
http://muz-color.ru/?s=Песенка-о-солнышке

 

 

Слайд № 1

 

Тема нашего урока: «Кто дружит с Солнышком?»
Ребята, перед вами на столах листы успеха, в которые мы будем записывать баллы за выполненные задания.
Лист успеха:

Критерии оценивания

Дескрипторы

Баллы

Галерея планет 1 группа

1. Разместить планеты по порядку

3

 

2. Назвать недостающую планету

1

 

3. Определить порядковый номер недостающей планеты

1

 

Критерии оценивания

Дескрипторы

Баллы

Галерея планет 2 группа

1. Разместить планеты по порядку

3

 

2. Назвать самую большую планету

1

 

3. называют самую маленькую планету

1

Слайд № 2
(цели урока)

 

 

 

 

 

 

Слайд № 3

Середина урока
20–25 минут.
АМО направленный на вовлечение учащихся в процесс обучения
3. «Исследователи»
«Научный дневничок» (Г), (И)
Разделю учащихся на 4 группы по 4 человека, в каждую группу посажу учащихся с разными требованиями. Предлагаю две планеты каждой группе. 1 группа – Меркурий, Венера, 2 – Земля, Марс, 3 – Юпитер, Сатурн,4 – Уран, Нептун. Предложу учащимся заполнить таблицу, в которой надо указать: название планеты, порядковый номер, как передвигаются. Некоторым учащимся дам задание заполнить таблицу, с дополнительной графой – «Особенности планет». (Г), (П)
Затем проходит взаимообучение в парах. Дети делятся дополнительной информацией об особенностях планет.
Далее учащиеся передвигаются по группам до тех пор, пока у каждого в таблице не будет записана информация о всех планетах.
Учащиеся по образцу проверяют таблицы.
Информацию о планетах дети находят в энциклопедиях.
Работа с Научным дневничком
Карточки с названием планет.
Энциклопедия.
Учебник Естествознание стр.60

Таблица

Название планеты

Порядковый номер

Как передвигаются

Особенности

1. Меркурий…

 

 

 

2. Венера…

 

 

 

ФО метод «Словесная похвала» за активную работу, за правильное заполнение таблицы. (При наблюдении за работой, записываю имена детей наиболее отличившихся)

1. Меркурий
Первая и самая маленькая планета от Солнца Меркурий. Вращается Меркурий вокруг солнца по специальной дорожке, которая называется орбита. Меркурий не имеет спутников. Вокруг планеты не существует кольца. Нет никаких доказательств жизни на Меркурии.

2. Венера
Вторая планета от Солнца – это Венера,  Она является твердой планетой. Вращается Венера вокруг солнца по специальной дорожке, которая называется орбита.  Венера не имеет спутников .Вокруг этой планеты  не существует кольца. Венера вращается в обратном направлении, по сравнению с другими планетами.

3.Земля
Земля - третья по счету планета от Солнца. У планеты Земля есть один  спутник Луна. Земля отличается от других планет земной группы наличием океана. На Земле есть жизнь.

4.Марс
Красная маленькая планета, четвертая по счету - это Марс. У Марса два естественных спутника: Фобос и Деймос. Красный цвет поверхности Марса обусловлен минералами железа, которые окисляют почву.

5.Юпитер
Самая большая, пятая планета Солнечной системы – Юпитер. Это гигантская газообразная планета. У Юпитера 50 известных спутников.  Юпитер имеет слабый кольцевую систему.

6.Сатурн
Шестая от Солнца планета- Сатурн. Сатурн - гигантская газообразная планета, которая не имеет твердой поверхности. У Сатурна обнаружено 53 спутника. Сатурн состоит из семи колец.

7.Уран
Планета, седьмая по счету - Уран. Уран является ледяным гигантом. Уран имеет 27 спутников.  Как и Венера, Уран вращается с востока на запад. В отличие от любых других планет, Уран вращается «лежа  на боку», а это значит, он вращается по горизонтали.

8.Нептун
Ледяная очень холодная планета, восьмая по счету – это Нептун. Он находится очень далеко от Солнца. Нептун имеет 13 спутников. Нептун имеет шесть колец.  Вращается вокруг солнца по специальной дорожке, которая называется орбита.

Слайд № 4
АМО способствующий достижению цели урока

4.«Космонавты»

Динамическая минутка
Группы встают со своих мест. Им предлагаются определенные задания:
- построить планеты в порядке возрастания за 10 сек.
-в порядке убывания за 10 сек
- четные планеты справа, нечетные слева за10 сек
- планеты-гиганты - внешний круг, малые планеты – внутренний круг за 10 сек.
ФО «Три хлопка» за правильное построение планет в порядке возрастания (убывания).

Картинки планет
Учебный план стр.64
ДО способствующее достижению целей каждым учащимся. (Г) 5.«Любознайка»
Предлагаю учащимся просмотреть ролик о планетах
После просмотра даю задание, найди несоответствие.
(Плутон не является планетой, так как он очень мал. Его отнесли к новому классу объектов «карликовых планет»)
ФО «Большой палец» находят несоответствие.
www.youtube.com/watch?v=UGdstScNu0M
ФО поддерживающее цель обучения с КО (Г.И.) 6.«Галерея планет»
Учащимся с разными требованиями (1 группа): в конвертах  каждому ребенку предлагаю планеты Солнечной системы. Их в конверте всего 7. Учащимся нужно разместить планеты в соответствии с их порядковым номером. Вспомнить название недостающей планеты и ее порядковый номер, разместить ее правильно в Солнечной системе.
Учащимся с разными требованиями (2 группа) предлагаю  8 планет в конверте. Задача учащихся собрать планеты в соответствии с их порядковым номером, назвать самую большую планету  и самую маленькую.
Разработать с учащимися критерии успеха.
Стикеры, карточки с названием планет
Учебный план стр.64
 

Критерии успеха:

1 группа
Если правильно разместил 6 — 7 планет — 3б;
Если 4-5 — 2б;
Если менее 3 — 1б.
Если правильно называет планету — 1б;
Если правильно определяет порядковый номер — 1б.

2 группа
Если правильно разместят 7-8 планет – 3б;
Если 6-5 – 2б;
Если менее 4 -1б.
Если правильно называют самую большую планету – 1б;
Если правильно называют самую маленькую планету – 1 б.
По образцу дети проверяют свои работы (по слайду). Выставляют баллы в листах успеха. Подсчитывают баллы.

Слайд № 5

Конец урока

 

 

 

ФО поддерживающее цель обучения

7.Рефлексия.
Ребята, давайте вернемся к цели нашего урока
Какие задания помогли нам достичь цель обучения?
Что нового вы узнали сегодня на уроке?

8 (ФО) «Звездочеты»
Посмотрите,  у нас есть Солнце, планеты, не хватает только звездочек на небе. Перед вами лежат звездочки разных цветов. Кто набрал за задание «Галерея планет» 5 баллов - берет желтую звездочку, подписывает имя и клеит, кто 4 - красную, кто 3 и менее – оранжевую.
Посмотрите, какое звездное небо получилось у нас. Я желаю вам, чтобы вы были такими же яркими как звездочки, лучистыми и теплыми как Солнце.
ФО «Аплодисменты»

 

Слайд № 2

 

Звездочки разных цветов, макет Солнечной системы