Сценарии образовательной ситуации в старшей группе по теме «Число 0. Цифра 0»

Разделы: Математика, Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшая группа


Цель:

  1. Сформировать представление о числе, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов;
  2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля
  3. Тренировать умение узнавать и называть геометрические тела, умение считать до 5 и соотносить цифры 1-5 с количеством;
  4. Тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность.

Ход образовательной ситуации

1. Введение в ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знания об окружающем мире.

Воспитатель собирает вокруг себя детей. - Ребята, а вы знаете, где живут мышки?

Дети отвечают:

-  В норке.

- Под домом.

Воспитатель: - Я вам расскажу секрет. У мышек есть целый мышиный город. И у каждой в этом городе свой домик. Как вы думаете из чего у мышек домики?

Дети отвечают

2. Актуализация знаний

Дидактические  задачи: 

  • актуализировать счет в пределах 5, соотносить число с количеством.
  • тренировать мыслительные операции анализ, сравнение.

Воспитатель: - В этом городе домики из сыра. И мышки необычные. Они не просто серые, а с пятнышками.

Перед детьми выкладываются картинки мышек.

Посмотрите, какие мышки.

Дети: -У этой одно пятнышко, у этой 2 и так далее (до пяти).

Воспитатель: - Молодцы, все пятнышки посчитали. Раньше у каждой мышки не было своего домика. А был один домик для всех. Но он был очень маленький. И там мышкам было тесно. Но мышки не тужили. Они жили дружно. В тесноте, да не в обиде. Но вот однажды, к ним прибежала новая мышка. (Выкладывается ещё одна мышка, без пятнышек). Она была очень испуганна. Оказывается,за ней гналась кошка, и чуть её не съела. Мышки её ласково встретили, успокоили, что они живут хорошо. Кошек нет, мышек никто не обижает. И позвали мышку остаться с ними жить . Но где?
Старый домик тесный. А место нужно всем. И тогда  мышки решили дом построить.

Давайте и мы с вами построим дом.

Физминутка «Строим дом»

Раз, два, три, четыре, пять. (Дети выполняют прыжки на месте)
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянутся руками вверх)
Окна ставим, крышу кроем. (Показать руками окно, крышу - сомкнуть руки над головой)
Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперед)
Будут мышки жить в нем. (Приседают)

Но мышки что то разспорились, рассорились и не смогли договориться какой будет у них общий дом. Тогда они решили, что у каждой будет свой дом. И поскольку сыр мыши любят больше всего, они  нашли кусочки сыра и  сделали домики себе из сыра. Домики готовы. На столы выкладываются 6 изображений домиков из сыра. Но как решить, где какая мышка будет жить?

Дети отвечают: У этой мыши одно пятнышко, а в этом домике одно окно. У этой мыши два пятнышка, а в домике два окна. У этой мыши три пятнышка, а у домика три окна.(И так далее до 5)

3. Затруднение в игровой ситуации

Дидактические задачи:

  • сформировать представление о числе 0 и создать мотивационную ситуацию для знакомства с цифрой 0;
  • сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;
  • тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, развивать воображение, логическое мышление, речь.

Воспитатель: - Молодцы, ребята, сообразили. А вот эта мышка, без пятнышек, где будет жить?

Дети отвечают: - В доме без окон.

Воспитатель: А почему без окон, знаете?

Дети: - У нее пятнышек нет.

Воспитатель: - Нет, ребята, она ещё кошку боится, ей так спокойнее. Домики поделили. Мышки вышли погулять, а когда возвращались, домики перепутали. Кто в каком доме живет? Как узнать?

Дети отвечают: - Считаем окошки и пятнышки.

Воспитатель: - Это правильно, Молодцы. Но что же им теперь каждый раз считать? Как мышкам можно помочь?

Дети отвечают: - Можно цифры написать.

Воспитатель: Правильно, надо домики обозначить цифрами. Дать каждому свой номер.

На столы выкладываются цифры 1-5. Справитесь? (Дети раскладывают цифры на свой дом)

Молодцы!

Фиксация затруднения:

- А как же с этим домиком быть? Он без номера! Что делать, ребята?

Дети отвечают: - Мы не знаем.

Воспитатель: - А когда что то не знаешь, что мы с вами делаем?

Дети: -Спрашиваем.

- Просим у кого-нибудь помощи.

4. Открытие нового знания

Дидактические задачи:

  • познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов;
  • повторить изученные способы действий в ситуации затруднения, проверить, какой из этих способов предпочитают дети;
  • тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, развивать воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, речь.

Воспитатель: - Правильно, ребята. Как вам кажется, должно ли быть число, которое обозначает, что чего то нет?

Вот сейчас у вас нет окон, пятнышек у мышки. Я вам скажу, есть такое число. Это цифра 0. (Достается изображение цифры 0.) Теперь мы с вами можем обозначить номер нашего домика. И мышка будет всегда знать, где её дом.

Воспитатель делает вывод: ноль обозначает «нисколько», «ни одного».

- А вы знаете, ребята, что ноль это очень весёлое число и в него можно играть.

Дети: - Как?

Воспитатель: Мы с вами раньше, когда изучали цифры, считали чего у  нас сколько есть вокруг. Например, Одна пирамидка, две куклы, пять машин. Как вы думаете, а нулём можно посчитать? Давайте посмотрим, чего у нас здесь ноль.

Дети в недоумении. Например, здесь ноль воздушных шаров, ноль мороженного, ноль зонтиков.

Дети понимают правила игры и начинают давать свои ответы:

- Ноль папиной машины, ноль чемодана, ноль конфет, ноль дождя, ноль младшего воспитателя (Имя Отчество – потому что она вышла из группы) и т.д.

5. Включение нового знания в систему знаний ребенка

Воспитатель: - Молодцы! Правда, весёлое число ноль. А ещё поиграть хотите? Я вам раздам каждому картинку, там что то нарисовано. Но вы должны сказать ,чего здесь ноль. Сможете?

Дети рассматривают полученные картинки и начинают отвечать:

- Это домик для собаки, здесь собаки ноль, потому что она ушла купаться. Это кошка. Здесь ноль котлетки, потому что она её съела. Это гриб, здесь ноль улитки. Это тарелка, здесь ноль конфет и т.д.

6. Итог занятия

Дидактические задачи:

  • провести рефлексию деятельности на занятии.

Воспитатель: - Ребята чему мы с вами сегодня научились?

Дети отвечают: Мы узнали цифру ноль. Мы знаем, что если ничего нет, можно поставить цифру ноль и тогда все будут знать, что ничего нет. В эту цифру даже можно играть. И ещё мы мышкам помогли запомнить свои домики.

Воспитатель: - Вы молодцы. Ничего не забыли. Понравилась вам цифра ноль?

Дети: - Да. Очень весёлая цифра.