При оценке знаний, учащихся в процессе обучения учитель прежде всего руководствуется требованиями к знаниям и умениям, определенными учебной программой, т.е. оценка направлена на критерий. Но при осуществлении личностно-ориентированного подхода в обучении такой принцип оценки является односторонним. При оценке учебной деятельности нужно еще учитывать индивидуальное «продвижение» учащегося, в ходе освоения им знаний, умений и навыков нельзя оставлять без внимания динамику. Учащиеся должны чувствовать заинтересованность учителя, видеть, что даже небольшой их успех не остается без внимания. Это поможет учителю вызвать живой интерес учащихся к повышению своего образовательного уровня, значит, удастся сформировать положительную мотивацию к учению.
Хочу предложить систему мероприятий по организации итогового повторения учебного материала курса математики за 5 и 6 классы.
Прежде чем приступить к планированию уроков повторения, учитель проводит диагностическую работу в форме тестирования. Преимущество такой формы заключается в том, что учитель получает максимум информации об усвоении вынесенных в тест тем за минимальное количество времени, что является основной целью диагностики.
Время работы над тестом 45 минут. Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл.
Прежде чем учащиеся приступят к выполнению заданий теста, учитель знакомит их с целью проведения диагностики, поясняет, что результаты тестирования будут использованы при планировании работы по организации итогового повторения, знакомит с инструкцией. Учащиеся работают на бланках ответов. Если учащиеся еще не знакомы с формой тестирования, желательно подготовить их, включая соответствующие по структуре задания в предшествующие диагностической работе уроки. Во время работы над тестом учащимся не разрешается использовать калькулятор. Для черновых работ можно использовать обратную сторону бланков ответов.
Результаты тестирования учитель оформляет в виде таблицы и предлагает вниманию учащихся. Учитель объясняет, как с помощью таблицы они могут определить свои показатели, помогает учащимся построить работу, направленную на повышение уровня знаний, умений и навыков. Можно организовать групповую или парную работу, учитывая выявленные сведения об усвоении отдельных тем. По заданиям, которые вызвали затруднения у большинства учащихся, следует осуществить повторение со всем классом. Учащимся нужно объявить о предстоящем повторном тестировании, направленном на определение степени повышения результатов каждым из учащихся. При такой организации работы действия учителя и учащихся являются обоснованными и целенаправленными, что несомненно способствует повышению эффективности обучения. Повторное тестирование рекомендуется проводить через три-четыре недели.
Учитель определяет этот момент в зависимости от класса. Учащиеся, которые получили наивысший балл по итогам первого тестирования, также участвуют в повторном тестировании, причем для них не следует усложнять сам тест, достаточно предложить дополнительную часть. Проанализировав результаты учащихся, учитель оценивает их работу в соответствии с требованиями программы и параллельно оценивает положительными отметками работу тех учащихся, которые существенно повысили свои результаты (определяется учителем с учетом индивидуальных особенностей учащихся). После проведения второго этапа тестирования ни в коем случае нельзя оставлять без внимания пробелы в знаниях учащихся. Учитель ориентирует учеников на соответствующую работу и в индивидуальном порядке корректирует ее.
Аналогично может быть построена работа при организации повторения основных разделов учебного материала.
Тематика заданий теста
Тема |
|
1 |
Действия с натуральными числами |
2 |
Действия с обыкновенными дробями |
3 |
Действия с десятичными дробями |
4 |
Действия с положительными и отрицательными числами |
5 |
Решение задач на дроби |
6 |
Решение задач на проценты |
7 |
Решение сюжетных задач на нахождение процента данного числа |
8 |
Решение сюжетных задач на нахождение процентного соотношения |
9 |
Решение уравнений первой степени |
10 |
Определение вида углов |
11 |
Задача на определение величины угла |
12 |
Задача на нахождение площади прямоугольника |
13 |
Составление буквенных выражений |
14 |
Составление буквенных выражений по условию сюжетной задачи |