В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделяется категория детей, у которых речь страдает как целостная функциональная система. В теме своего выступления «Сформированность слоговой структуры слова, как одного из условий успешного развития чтения и письма у детей младшего школьного возраста» ставлю целью - отразить:
(слайд 2)
Актуальные проблемы;
- развитие слоговой структуры слова в онтогенезе;
- типы нарушения слоговой структуры;
- виды коррекционной работы.
(слайд 3)
Проблема слоговой структуры слова в системе русского языка является одной из наиболее сложной и противоречивой. В системе русского языка 3 составляющих: фонетика, лексика и грамматика. Слоговая структура среди них занимает особое место. С одной стороны слоговая структура – часть произносительной стороны, фонетики, с другой – связь между искажением слогового состава слова и его лексическим смыслом. То есть слоговой состав малознакомого слова может подвергаться искажениям. Так же слоговую структуру можно отнести к третьей составляющей – грамматике.
В настоящее время звуко-слоговая структура слова понимается как характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его звуков и слогов. Поэтому рассмотрение процесса усвоения звуко-слоговой структуры слова следует рассматривать в двух направлениях: овладение звукопроизношением и ритмико-слоговой структурой слова.
Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с проблемами речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребёнок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова.
Дети школьного возраста часто сознательно избегают употребления в спонтанной речи наиболее труднопроизносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих. Овладение произношением слоговой структурой слова для детей с общим недоразвитием речи представляет большую трудность и требует специального внимания учителя-логопеда.
(слайд 4)
Проблемой особенностей состояния слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР занимались многие ученые и логопеды.
А.Р. Лурия дал нейропсихологическое обоснование формирования слоговой структуры слов. Б.М. Теплов писал о том, что чувство ритма является основой слогосложения.
Н.С. Жукова дает периодизацию формирования слоговой структуры слов, как в норме, так и у детей с ОНР.
Такие авторы как Г.В. Гуровец, Л.Б. Есеченко, Р.Е. Левина, А.К. Маркова, Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков занимались изучением звукослоговой структуры слова у детей с моторной алалией. Н.Н. Китаева в своей диссертации затронула проблему нарушения звукослоговой структуры слов у дошкольников с задержкой психического развития. З.Е. Агранович, Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина, Н.В. Курдвановская, Л.С. Ванюкова и Н.С. Четверушкина разработали практические аспекты логопедической работы по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова у детей с речевой патологией.
Анализ данных научно-методической литературы по проблемам нарушения и коррекции слоговой структуры слова указывает на актуальность этой проблемы. Тема интересная и в литературе недостаточно освещенная.
Нарушения слоговой структуры слова – явление распространенное. Только в некоторых случаях оно проходит быстро, а в некоторых имеет стойкий характер.
(слайд 5)
В норме у детей уже к трем годам формируется слоговая структура слова.
(слайд 6)
Уже к младшему дошкольному возрасту ребенок в норме имеет мощную сформированную базу для развития правильной слоговой структуры слова.
(слайд 7)
Так какая группа детей особо уязвима?
(слайд 8)
Выделяют следующие нарушения слоговой структуры слова:
1. Нарушения количества слогов:
а) Элизия – сокращение (пропуск) слогов): «моток» молоток).
Ребёнок не полностью воспроизводит число слогов слова. В зависимости от степени недоразвития речи, дни дети сокращают даже двусложное слово до односложного (“ка” - каша, “пи” - писал), другие затрудняются лишь на уровне четырёхсложных структур, заменяя их трёхсложными (“пувица” - пуговица):
- опускание слогообразующей гласной.
Слоговая структура может сокращаться за счёт выпадения лишь слогообразующих гласных, в то время как другой элемент слова – согласный сохраняется (“просоник” – поросёнок; “сахрница” - сахарница). Данный вид нарушений слоговой структуры встречается реже.
б) Итерации:
увеличение числа слогов за счёт добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных (“тарава” - трава). Такое удлинение структуры слова обусловлено своеобразным расчленённым его произношением, представляющем собой как бы “ раскладывание” слова и особенно стечений согласных на составляющие звуки (“дирижабил” - дирижабль).
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
- перестановка слогов в слове (“деворе” - дерево);
- перестановка звуков соседних слогов (“гебемот” - бегемот). Данные искажения занимают особое место, при них число слогов не нарушается, в то время как слоговой состав претерпевает грубые нарушеия.
3. Искажение структуры отдельного слога:
- сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый (“капута” - капуста); слог со стечением согласных – в слог без стечения (“тул” - стул).
Данный дефект Т.Б.Филичева и Г.В.Чиркина выделяют как самый распространённый при произнесении слов различной слоговой структуры детьми, страдающими ОНР.
- вставка согласных в слог (“лимонт” - лимон).
4. Антиципации, т.е. уподобления одного слога другому (“пипитан” - капитан; “вевесипед” - велосипед).
5. Персеверации (от греческого слова “упорствую”). Это инертное застревание на одном слоге в слове (“пананама” - панама; “вввалабей” - воробей).
Наиболее опасна персеверация первого слога, т.к. этот вид нарушения слоговой структуры может перерасти в заикание.
6. Контаминации – соединения частей двух слов (“холодильница” - холодильник и хлебница).
Преобладание ошибок, выражающихся перестановкой или добавлением слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятии!
Сокращения количества слогов, уподобление слогов друг другу, сокращения стечения согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы!
Задерживающее влияние слоговых искажений на процесс овладения речью усугубляется ещё и тем, что они отличаются большой стойкостью. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а также, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте.
(слайд 9-10)
Коррекционная работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В коррекционной работе можно выделить два этапа:
I. Подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка). На этом этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.
Задания на невербальном материале:
- Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент? и т.д.).
- Развитие ритмических способностей.
- Формирование общей коррекции движений под ритмическую музыку: маршировка, бег, ходьба.
- Упражнение на развитие координации рук: выполнение движений поочередно правой и левой руками, а затем одновременно обеими руками
При устранении данной проблемы используются разнообразные направления в работе над звукослоговым составом слова.
Прежде чем приступить к коррекции, необходимо выявить тип нарушения слоговой структуры слова ребенка.
(слайд 11)
Традиционно при исследовании слоговой структуры слова анализируются возможности воспроизведения слоговой структуры слов разной структуры по А.К.Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов.
Кроме слов, входящих в состав 14 классов оценивается произношение и более сложных слов: “кинотеатр”, “милиционер”, “учительница”, “термометр”, “аквалангист”, “путешественник” и т.п.
Также исследуется возможность воспроизведения ритмического рисунка слов, восприятие и воспроизведение ритмических структур (изолированных ударов, серии простых ударов, серии акцентированных ударов).
(слайд 12-13)
Необходимо учесть некоторые рекомендации.
Порядок отработки слов для коррекции различных нарушений слоговой структуры слов предложен Е.С. Большаковой.
Не стоит забывать, что от неправильного действия могут происходить нежелательные последствия.
Всем желаю удачи в выборе эффективных приемов в работе!