Повторение по теме «Движение и взаимодействие тел». 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7

Ключевые слова: физика, движение тела


Класс:7

Цель:

  • обучающая – обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся по теме «Взаимодействие тел».
  • развивающая – продолжить работу по развитию познавательного интереса к предмету физика через применение нестандартных приёмов обучения; способствовать развитию мотивации к изучению данного предмета, развитию кругозора учащихся.
  • воспитательная – воспитывать нравственные качества через учебный процесс урока, воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля, развитие коммуникативных способностей, самостоятельности и творчества.

Задачи:

  • обучающая – повторение и систематизация изученного материала по теме «Движение и взаимодействие тел», вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс;
  • развивающая – развитие коммуникативных способностей, умений и навыков решения задач, вычислительной культуры, мышления, логики;
  • воспитательная – воспитание у учащихся умения самостоятельной работы, расширение кругозора и наблюдательности.

Тип урока:

Повторение.

Место урока в учебном плане: 

Данный урок является последним в теме: «Движение и взаимодействие тел». Он предназначен для закрепления пройденного материала по этой теме и включает в себя обобщение знаний по данной теме.

Оборудование:

  • ПК
  • Мультимедийный проектор
  • Презентация
  • Карточки-задания с формулами
  • Динамометр, весы
  • Грузы, тела разной массы

Ход урока

1. Организационный момент

  • приветствие учащихся
  • постановка целей и задач урока
  • сообщение этапов урока
  • подведение итогов

Сегодня у нас с вами, ребята, повторительно-обобщающий урок по теме «Движение и взаимодействие тел», в ходе которого мы должны будем повторить и систематизировать изученный материал и применить его для решения качественных и экспериментальных задач.

В ходе нашего урока мы будет проходить этапы: кроссворд, физические формулы, эксперимент, решение задач, «ЭРУДИТ».

  • Повторение ранее изученного материала
  • Этап «Кроссворд» (слайд )

      учащиеся должны ответить на вопросы кроссворда, при этом должны отгадать ключевое слово.

  • Отношение пути к скорости движения.
  • Длина траектории, по которой движется тело в течение некоторого промежутка времени.
  • Линия движения тела при перемещении из одной точки в другую.
  • Явление сохранения скорости телом при отсутствии действия на него других тел.
  • Отношение массы тела к его плотности.
  • Изменение с течением времени положения тела относительно других тел.

Ответы:

  1. Время 
  2. Путь
  3. Траектория 
  4. Инерция 
  5. Объем  
  6. Движение

Ключевое слово:

Вперед

Эпиграф урока:

Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади. Аристотель

2. Этап «Физические формулы»

Составь формулу  (слайд)

Структура «ОЛ  РАЙТ РАУНД РОБИН»

  • Из предложенного набора букв необходимо составить возможные формулы

υ,    ρ,    F,    t,   m,    P,    S,    V,    g,   ∆ℓ  ,   k,    F1,  F2  -  =  +

Должны получить следующие зависимости: слайд

  • Необходимо заполнить все пропуски , а затем провести проверку.


3. Этап «Эксперимент»

а) приборы: динамометр, набор грузов (приготовить)


Определите при помощи динамометра силу тяжести, действующую на тела. Запишите.

б) рычажные весы, набор гирь, несколько тел разной массы.

показать умение пользоваться рычажными весами и измерить массу предложенных тел, использовав необходимое оборудование

Поставьте оценку

Физкультминутка. Давайте, ребята, с вами немного подвигаемся.
Работа с классом. Если согласны с ответом – сидим, не согласны - встаем

  1. 20 мин = 600 с  (1200 с)
  2. 5 кН= 5000 Н
  3. 0,36 км = 3600 м (360 м)
  4. 800 г = 0,8 кг
  5. 0,25 т = 2500 кг (250 кг)
  6. 36 км/ч = 5 м/с  (10 м/с)
  7. 2 ч = 7200 с
  8. 0,4 кН = 40 Н  (400 Н)

4. Этап «Решение задач»

  1. Масса Бабы Яги 75 кг, масса ступы 35 кг. Определите силу тяжести, действующую на Бабу Ягу вместе со ступой. (1100 Н)
  2. Золушка на балу потеряла хрустальную туфельку. Определите плотность хрусталя, если масса туфельку 400 грамм, а объём – 150 см3. (2,7 г/см3 или 2700 кг/м3)
  3. Определите силу тяжести, действующую на арбуз массой 3кг 300 г? (33 кН)     
  4. Найдите скорость поезда, если он за 30 минут проходит 45 км 500 м? (25,3 м/с)
  5. Самолет летит со средней скоростью 600 км/ч. Какой путь он пролетит за 6 ч? (3600 км)
  6. Автомобиль движется со средней скоростью 36 км/ч. Выразите эту скорость в м/с. (10 м/с)
  7. Скорость зайца 15 м/с, а скорость дельфина 72 км/ч. Кто из них имеет большую скорость? (72 км/ч=20 м/с, дельфин)
  8. Вычислите среднюю скорость лыжника, прошедшего путь в 20 км за 4 ч. (5 км/ч)
  9. Соревнуясь в перетягивании, двое тянут канат в разные стороны, прикладывая к нему силу по 500 Н каждый. Разорвется ли канат, если он выдерживает силу натяжения лишь в 800 Н? (Нет)

Оценки

5. Этап «Эрудит»

Найти «Физические ошибки в рассказе».

Встретились однажды два друга – Саша и Паша. Стали они друг перед другом знаниями хвастаться, которые они приобрели, изучая физику. «Я знаю, – говорит Саша, что мельчайшая частица вещества – это молекула». «Подумаешь!» – отвечает Паша. «А ты знаешь, что молекулы можно увидеть в обычный микроскоп?» – спрашивает Саша. «Конечно, говорит Паша. – А ты знаешь, что чем меньше скорость движения молекул, тем выше температура тела?» «Еще бы не знать! – отвечает Саша, это каждому известно! А ты знаешь, что существует три состояния вещества?» «Конечно, знаю, – улыбнулся Паша. – Я даже знаю их свойства. Жидкости сохраняют объем, но меняют форму, газы не сохраняют объема и формы, а твердые тела сохраняют форму, но меняют объем». «Ты ничего не перепутал?» – спросил Саша. «Нет, конечно, ответил Паша и продолжил, – а ты знаешь, что диффузия протекает везде одинаково?» «Знаю, – ответил Саша. – На то она и диффузия».

Ребята, внимательно прочитайте эти рассказы и найдите физические ошибки, которые через 3 минуты вы нам озвучите.

И в завершении сегодняшнего урока я могу сказать о вас, что

Эти
Ребята
Умеют
Думать
И
Толковать.

Молодцы!

  •  Рефлексия. (1 мин)

Учащиеся заполняют табличку:

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. Материал урока мне был

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным

  • Подведение итогов урока.

 (листок согнуть пополам 2 раза, в середине начертить квадрат, на углах листочка поставить цифры от 1 до 4, нарисовать 4 неодушевленных предмета, один чтобы мог двигаться).

Наш урок похож на __________,

Потому что _______________

  • Домашнее задание.
  • Задачи-вопросы по физике
  • Найти ошибки в физическом рассказе

Спасибо за урок.

Домашнее задание.

Задачи-вопросы по физике 7 класс

  1. Поезд за 1ч проехал 50 км, за следующие 2ч – 100 км, а за следующие 3ч -  150 км. Значит, движение поезда следует считать равномерным. Не правда ли?
  2. Является ли равномерным и прямолинейным движение стрелок часов, маятника, лифта, поезда метро?
  3. Почему тяготение между человеком и Землей заметно, а между человеком и горой - нет?
  4. Известный литературный герой барон Мюнхгаузен, «привязав» веревку к Луне, спускался по ней на Землю. Даже если бы это и было возможно, почему движение барона нельзя назвать спуском?
  5. Приведите примеры тел массой 20г, 500г, 3 кг, 70 кг, 1т.
  6. У вас есть весы, но нет гири в 1 кг? Не беда – возьмите две литровые банки. Кстати, зачем нужно две банки и что с ними делать дальше?
  7. Как вы понимаете, что инертность арбуза больше, чем яблока?
  8. Зачем необходим желтый сигнал светофора?
  9. Саша катает на санках двух своих сестер – Олю и Машу. Если на санках сидит Оля, то они разгоняются быстрее, чем когда сидит Маша. Как вы думаете, какая из сестер старшая?
  10. Когда электровоз резко «трогает» с места, может произойти разрыв сцепок между вагонами. Почему?

Этап «Решение задач»

  1. Масса Бабы Яги 75 кг, масса ступы 35 кг. Определите силу тяжести, действующую на Бабу Ягу вместе со ступой.
  2. Золушка на балу потеряла хрустальную туфельку. Определите плотность хрусталя, если масса туфельку 400 грамм, а объём – 150 см3.
  3. Определите силу тяжести, действующую на арбуз массой 3кг 300 г? 
  4. Найдите скорость поезда, если он за 30 минут проходит 45 км 500 м?
  5. Самолет летит со средней скоростью 600 км/ч. Какой путь он пролетит за 6 ч?
  6. Автомобиль движется со средней скоростью 36 км/ч. Выразите эту скорость в м/с.
  7. Скорость зайца 15 м/с, а скорость дельфина 72 км/ч. Кто из них имеет большую скорость?
  8. Вычислите среднюю скорость лыжника, прошедшего путь в 20 км за 4 ч.
  9. Соревнуясь в перетягивании, двое тянут канат в разные стороны, прикладывая к нему силу по 500 Н каждый. Разорвется ли канат, если он выдерживает силу натяжения лишь в 800 Н? 

Необходимо заполнить все пропуски

3. Этап «Эксперимент»

приборы: динамометр, набор грузов

Определите при помощи динамометра силу тяжести, действующую на тела. Запишите.

рычажные весы, набор гирь, несколько тел разной массы.

показать умение пользоваться рычажными весами и измерить массу предложенных тел, использовав необходимое оборудование. Запишите.

Учащиеся заполняют табличку:

1.На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.Материал урока мне был

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным

Учащиеся заполняют табличку:

1.На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.Материал урока мне был

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным

Структура Релли Робин

Необходимо в тестовых вопросах ответить «да» или «нет»

Задание

  1. Сила является причиной изменения скорости тела. (+)
  2. Траектория – это расстояние, пройденное телом за какое-то время.(-)
  3. Тело, имеющее большую массу, менее инертно. (-)
  4. Сила упругости возникает только в результате деформации тела. (+)
  5. Вес тела определяется с помощью весов. (-)
  6. Плотность одного и того же вещества в твердом, жидком и газообразном состояниях одинакова. (-)
  7. Масса – мера инертности тела. (+)
  8. Динамометр – это прибор для измерения любой силы. (+)
  9. Сила тяжести – это сила, с которой Земля притягивает к себе тело. (+)
  10. Чем больше сила, прижимающая тело к поверхности, тем меньше возникающая при этом сила трения. (-)