Класс:7
Цель:
- обучающая – обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся по теме «Взаимодействие тел».
- развивающая – продолжить работу по развитию познавательного интереса к предмету физика через применение нестандартных приёмов обучения; способствовать развитию мотивации к изучению данного предмета, развитию кругозора учащихся.
- воспитательная – воспитывать нравственные качества через учебный процесс урока, воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля, развитие коммуникативных способностей, самостоятельности и творчества.
Задачи:
- обучающая – повторение и систематизация изученного материала по теме «Движение и взаимодействие тел», вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс;
- развивающая – развитие коммуникативных способностей, умений и навыков решения задач, вычислительной культуры, мышления, логики;
- воспитательная – воспитание у учащихся умения самостоятельной работы, расширение кругозора и наблюдательности.
Тип урока:
Повторение.
Место урока в учебном плане:
Данный урок является последним в теме: «Движение и взаимодействие тел». Он предназначен для закрепления пройденного материала по этой теме и включает в себя обобщение знаний по данной теме.
Оборудование:
- ПК
- Мультимедийный проектор
- Презентация
- Карточки-задания с формулами
- Динамометр, весы
- Грузы, тела разной массы
Ход урока
1. Организационный момент
- приветствие учащихся
- постановка целей и задач урока
- сообщение этапов урока
- подведение итогов
Сегодня у нас с вами, ребята, повторительно-обобщающий урок по теме «Движение и взаимодействие тел», в ходе которого мы должны будем повторить и систематизировать изученный материал и применить его для решения качественных и экспериментальных задач.
В ходе нашего урока мы будет проходить этапы: кроссворд, физические формулы, эксперимент, решение задач, «ЭРУДИТ».
- Повторение ранее изученного материала
- Этап «Кроссворд» (слайд )
учащиеся должны ответить на вопросы кроссворда, при этом должны отгадать ключевое слово.
- Отношение пути к скорости движения.
- Длина траектории, по которой движется тело в течение некоторого промежутка времени.
- Линия движения тела при перемещении из одной точки в другую.
- Явление сохранения скорости телом при отсутствии действия на него других тел.
- Отношение массы тела к его плотности.
- Изменение с течением времени положения тела относительно других тел.
Ответы:
- Время
- Путь
- Траектория
- Инерция
- Объем
- Движение
Ключевое слово:
Вперед
Эпиграф урока:
Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади. Аристотель
2. Этап «Физические формулы»
Составь формулу (слайд)
Структура «ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН»
- Из предложенного набора букв необходимо составить возможные формулы
υ, ρ, F, t, m, P, S, V, g, ∆ℓ , k, F1, F2 - = +
Должны получить следующие зависимости: слайд
- Необходимо заполнить все пропуски , а затем провести проверку.
3. Этап «Эксперимент»
а) приборы: динамометр, набор грузов (приготовить)
Определите при помощи динамометра силу тяжести, действующую на тела. Запишите.
б) рычажные весы, набор гирь, несколько тел разной массы.
показать умение пользоваться рычажными весами и измерить массу предложенных тел, использовав необходимое оборудование
Поставьте оценку
Физкультминутка. Давайте, ребята, с вами немного подвигаемся.
Работа с классом. Если согласны с ответом – сидим, не согласны - встаем
- 20 мин = 600 с (1200 с)
- 5 кН= 5000 Н
- 0,36 км = 3600 м (360 м)
- 800 г = 0,8 кг
- 0,25 т = 2500 кг (250 кг)
- 36 км/ч = 5 м/с (10 м/с)
- 2 ч = 7200 с
- 0,4 кН = 40 Н (400 Н)
4. Этап «Решение задач»
- Масса Бабы Яги 75 кг, масса ступы 35 кг. Определите силу тяжести, действующую на Бабу Ягу вместе со ступой. (1100 Н)
- Золушка на балу потеряла хрустальную туфельку. Определите плотность хрусталя, если масса туфельку 400 грамм, а объём – 150 см3. (2,7 г/см3 или 2700 кг/м3)
- Определите силу тяжести, действующую на арбуз массой 3кг 300 г? (33 кН)
- Найдите скорость поезда, если он за 30 минут проходит 45 км 500 м? (25,3 м/с)
- Самолет летит со средней скоростью 600 км/ч. Какой путь он пролетит за 6 ч? (3600 км)
- Автомобиль движется со средней скоростью 36 км/ч. Выразите эту скорость в м/с. (10 м/с)
- Скорость зайца 15 м/с, а скорость дельфина 72 км/ч. Кто из них имеет большую скорость? (72 км/ч=20 м/с, дельфин)
- Вычислите среднюю скорость лыжника, прошедшего путь в 20 км за 4 ч. (5 км/ч)
- Соревнуясь в перетягивании, двое тянут канат в разные стороны, прикладывая к нему силу по 500 Н каждый. Разорвется ли канат, если он выдерживает силу натяжения лишь в 800 Н? (Нет)
Оценки
5. Этап «Эрудит»
Найти «Физические ошибки в рассказе».
Встретились однажды два друга – Саша и Паша. Стали они друг перед другом знаниями хвастаться, которые они приобрели, изучая физику. «Я знаю, – говорит Саша, что мельчайшая частица вещества – это молекула». «Подумаешь!» – отвечает Паша. «А ты знаешь, что молекулы можно увидеть в обычный микроскоп?» – спрашивает Саша. «Конечно, говорит Паша. – А ты знаешь, что чем меньше скорость движения молекул, тем выше температура тела?» «Еще бы не знать! – отвечает Саша, это каждому известно! А ты знаешь, что существует три состояния вещества?» «Конечно, знаю, – улыбнулся Паша. – Я даже знаю их свойства. Жидкости сохраняют объем, но меняют форму, газы не сохраняют объема и формы, а твердые тела сохраняют форму, но меняют объем». «Ты ничего не перепутал?» – спросил Саша. «Нет, конечно, ответил Паша и продолжил, – а ты знаешь, что диффузия протекает везде одинаково?» «Знаю, – ответил Саша. – На то она и диффузия».
Ребята, внимательно прочитайте эти рассказы и найдите физические ошибки, которые через 3 минуты вы нам озвучите.
И в завершении сегодняшнего урока я могу сказать о вас, что
Эти
Ребята
Умеют
Думать
И
Толковать.
Молодцы!
- Рефлексия. (1 мин)
Учащиеся заполняют табличку:
1. На уроке я работал |
активно / пассивно |
2. Своей работой на уроке я |
доволен / не доволен |
3. Материал урока мне был |
понятен / не понятен |
- Подведение итогов урока.
(листок согнуть пополам 2 раза, в середине начертить квадрат, на углах листочка поставить цифры от 1 до 4, нарисовать 4 неодушевленных предмета, один чтобы мог двигаться).
Наш урок похож на __________,
Потому что _______________
- Домашнее задание.
- Задачи-вопросы по физике
- Найти ошибки в физическом рассказе
Спасибо за урок.
Домашнее задание.
Задачи-вопросы по физике 7 класс
- Поезд за 1ч проехал 50 км, за следующие 2ч – 100 км, а за следующие 3ч - 150 км. Значит, движение поезда следует считать равномерным. Не правда ли?
- Является ли равномерным и прямолинейным движение стрелок часов, маятника, лифта, поезда метро?
- Почему тяготение между человеком и Землей заметно, а между человеком и горой - нет?
- Известный литературный герой барон Мюнхгаузен, «привязав» веревку к Луне, спускался по ней на Землю. Даже если бы это и было возможно, почему движение барона нельзя назвать спуском?
- Приведите примеры тел массой 20г, 500г, 3 кг, 70 кг, 1т.
- У вас есть весы, но нет гири в 1 кг? Не беда – возьмите две литровые банки. Кстати, зачем нужно две банки и что с ними делать дальше?
- Как вы понимаете, что инертность арбуза больше, чем яблока?
- Зачем необходим желтый сигнал светофора?
- Саша катает на санках двух своих сестер – Олю и Машу. Если на санках сидит Оля, то они разгоняются быстрее, чем когда сидит Маша. Как вы думаете, какая из сестер старшая?
- Когда электровоз резко «трогает» с места, может произойти разрыв сцепок между вагонами. Почему?
Этап «Решение задач»
- Масса Бабы Яги 75 кг, масса ступы 35 кг. Определите силу тяжести, действующую на Бабу Ягу вместе со ступой.
- Золушка на балу потеряла хрустальную туфельку. Определите плотность хрусталя, если масса туфельку 400 грамм, а объём – 150 см3.
- Определите силу тяжести, действующую на арбуз массой 3кг 300 г?
- Найдите скорость поезда, если он за 30 минут проходит 45 км 500 м?
- Самолет летит со средней скоростью 600 км/ч. Какой путь он пролетит за 6 ч?
- Автомобиль движется со средней скоростью 36 км/ч. Выразите эту скорость в м/с.
- Скорость зайца 15 м/с, а скорость дельфина 72 км/ч. Кто из них имеет большую скорость?
- Вычислите среднюю скорость лыжника, прошедшего путь в 20 км за 4 ч.
- Соревнуясь в перетягивании, двое тянут канат в разные стороны, прикладывая к нему силу по 500 Н каждый. Разорвется ли канат, если он выдерживает силу натяжения лишь в 800 Н?
Необходимо заполнить все пропуски
3. Этап «Эксперимент»
приборы: динамометр, набор грузов
Определите при помощи динамометра силу тяжести, действующую на тела. Запишите.