Земля – наш общий дом

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Экология

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: экология, окружающая среда


Цель: проверить и углубить знания детей о живой природе.

Задачи: развитие навыков экологической культуры, пробуждение интереса к природе, воспитание эмоциональной отзывчивости, ответственного и бережного отношения к природе.

Вед. 22 апреля люди всех стран отмечают Международный День Земли. Все мы жители одного большого дома под названием планета Земля. И мы собрались для того, чтобы ещё раз напомнить о том, что планете, на которой мы живём, угрожает опасность, но в наших силах спасти её.

1 уч.

Дерево, трава, цветок и птица,
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни…

Вед. Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает. Леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо. Солнце, животные, птицы. Это природа! Она нас кормит, поит, одевает, даёт всё для жизни и взамен требует совсем немного - бережного, уважительного отношения к себе.

2 уч.

Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь.
Всё это называется природа
Давайте же всегда её беречь!

3 уч.

В лугах ромашки солнечного света
Такие, что светлей на свете жить.
Природой называется всё это
Давайте же с природою дружить.

4 уч.

Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым.
Всё это- называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим.

5 уч.

Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда.
Природой называется всё это.
Давайте же любить её всегда!

6 уч.

Природа - это дом, в котором мы живём.
И в нём шумят леса, текут и плещут реки.
Под сводом голубым, под светом золотым,
Хотим мы в этом доме жить вовеки.

Вед. Дом для человека чаще всего - 4 стены и крыша, для зверя - лес, поле, горы, для рыб - море, озеро, река. Значит у всего живого - свой дом, а для всех вместе- наша планета Земля.

Ребята, вы знаете, что в природе всё живое, не только зайцы, белки, мышки…, но и трава, цветы, деревья… Они тоже дышат, растут, радуются солнцу, дождю.

Девочка. Посмотрите, какие красивые цветы! Я нарву огромный букет!

Колокольчик.
Остановись, девочка! Если ты сорвёшь меня, то не созреют семена и на следующий год меня, моих братьев и сестёр уже не будет. Погляди, проходя по лесу, сколько хрупких растений ты затоптала…

1 уч.

На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты,
Оставляет нам каждое лето.

2 уч.

Откровенье цветов луговых
Вам понятно было едва ли,
Беззаботно топтали вы их
И бездушно, безжалостно рвали.

3 уч.

В вас молчало разумное «стой»!
Вам, казалось, всё мало, всё мало,
А потом в толчее городской
Вы охапки тащили устало.

4 уч.

И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обречённо глядел василёк,
Безнадёжно гвоздики глядели…

5 уч.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы….

Вед. Что тогда, ребята, будет? … (дети отвечают)

6 уч.

Опустеют все поляны
И не будет красоты!


Ландыш. Моё семечко падает в землю и должно пройти 10 лет, чтобы я зацвёл. А человек забывает об этом, рвёт меня, топчет.

Венерин башмачок. А я - венерин башмачок, зацветаю лишь на 18 году жизни!

Подснежник. А я – весенний цветок. Человек, за зиму соскучившись по цветам, весной набрасывается на нас и рвёт охапками.

Хором: Запомните нас! Ведь каждую неделю на земле навсегда исчезает один вид растений!

Вед. Порой и взрослые, и дети бездушно ведут себя по отношению к природе. Некоторые красивейшие водоёмы превращаются в сточные канавы, пересыхают реки, задыхается от мусора лес, исчезают редкие виды растений и животных. Хотите ли вы спасти свою планету?

А знаете ли вы главные беды Земли?

1 уч.

Гудят заводы, всюду пыль,
Бежит, дымит автомобиль.
А между тем деревья стонут,
В грязи и пыли просто тонут.

2 уч.

Стала грязной наша вода,
От растений нет и следа.
Отнят дом у наших зверей,
Птицам, рыбам плохо теперь.

Вед. Вы должны знать, что бумага, брошенная вами, будет лежать на земле и разлагаться более двух лет, консервная банка - более 30 лет, полиэтиленовый пакет - 200 лет, стекло - 1000 лет.

Но проблемы нужно не только знать, их необходимо решать! Сможете ли вы охранять леса, не загрязнять их, любить родные земли, дружить с красотой?

Задача эта нелёгкая, но кроме нас этого не сделает никто.

Я, ты, он, она - вместе мы - дети Земли. Земля наш общий дом, её нужно охранять. Охрану природы, правила поведения в ней изучает целая наука- экология. А теперь послушайте загадку:

Есть у ребят зелёный друг.
Весёлый друг, хороший.
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек. Что это?

Правильно. Лес - чудесное творение природы. Без него давно бы прекратилась жизнь. Ведь листья деревьев, трава, поглощают углекислый газ, выдыхаемый нами, фабричными, заводскими  и автомобильными трубами.

А сейчас мы отправимся в лес в гости. Все знают, что существуют определённые правила поведения в гостях. Вежливый человек всегда приятен хозяевам, и они пригласят его ещё не раз.

Помните, что и в лесу вы тоже в гостях - у природы, у тех, кто здесь живёт: у птиц, у зверей, у жуков, у бабочек, у суетливых муравьёв, у прыгучих кузнечиков.

В лесу есть свои правила вежливости, которые надо соблюдать, когда ты приходишь в гости к природе. Здесь нельзя вести себя, как на ум взбредёт. Кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвёт цветок, не причинит вред животному.

Отправляемся в лес. Физминутка.

Выходим из дома и идём по тротуару.
(топаем  ногами)
Сворачиваем на просёлочную дорогу, травка под ногами шумит.
(скользящие движения ногами)
Впереди река, идём по песочку, песок под ногами шуршит.
(трём  ладонь о ладонь)
А сейчас по деревянному мосточку переходим через речку.
(хлопки ладонями по коленям)
Речку перешли и снова идём по песочку.
(трём ладонью о ладонь)
А теперь по траве.
(скользящие движения ногами)
Деревья вокруг большие, качаются.
(руки качаются над головой)
А впереди канавка, прыгаем.
(хлопок по коленям)
А теперь кустик, прыгаем.
(хлопок по коленям)
Вот и пришли в лес.
(топаем  ногами)

Вед. А сейчас повторим правила поведения в лесу.

1 уч.

Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.

Вед. Если мы будем шуметь в лесу: потревоженные звери и птицы покинут свои норы и гнёзда, а их детёныши и птенцы не всегда успевают за старшими и поэтому теряются и гибнут.

2 уч.

Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки  убирать,
Зря цветы не надо рвать,
Их рогатки не стрелять,
Ты пришёл не убивать!

3 уч.

Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают!
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить,
Ты в лесу всего лишь гость
Здесь хозяин - дуб и лось.
Их покой побереги
Ведь они нам – не враги!

4 уч.

Природа - это дом, украшенный трудом,
В любой мороз и зной устроен и приветлив.
Храните этот дом, в котором мы живём
Другого дома нет на целом свете!

Вед. Важно, чтобы каждый человек любил и старался оберегать свой Дом. Нужно жить в ладу с природой, чувствовать свою ответственность за планету Земля - такую огромную и такую одинокую в своих бедах и болях.

Уч.

Берегите Землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем
Ласточку, мелькающую в жите
Берегите Землю! Берегите!

Вед. Каждый из вас может внести свой скромный, но необходимый вклад в дело охраны природы. А наградой за это станет чистый воздух лесов и полей, зелень лугов и рощ, прозрачная вода рек и озёр, а главное - сохранится жизнь человечества.