Консультация для родителей. Тема: "Нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста"

Разделы: Работа с родителями

Класс: д/с

Ключевые слова: дошкольники, нетрадиционные техники рисования, консультация для родителей


«Руки учат голову,
затем поумневшая голова учит
руки, а умные руки снова
способствуют развитию мозга.»
И.П.Попов

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей, именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя, не знакомый и удивительный окружающий мир. Ребенок живет в огромном реальном мире, в котором много для него пока недосягаемо в силу его возрастных особенностей.

Изобразительная деятельность – деятельность, где ребенок творит сам, и чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче будет проявляться художественные способности ребенка, а овладение большим числом разнообразных изобразительных техник позволит  обогащать и развивать его внутренний мир. Рисование является одним из интересных и удивительных занятий для детей дошкольного возраста.

Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь".

Особый интерес у детей вызывают творческие работы с использованием нетрадиционных техник рисования.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • Внимания и усидчивости;
  • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
  • Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник

  • Способствует снятию детских страхов;
  • Развивает уверенность в своих силах;
  • Развивает пространственное мышление;
  • Учит детей свободно выражать свой замысел;
  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • Учит детей работать с разнообразным материалом;
  • Развивает чувство композиции, ритма,  колорита,  цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
  • Развивает мелкую моторику рук;
  • Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии.
  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Проанализировав авторские работы, разные материалы, а также передовой опыт ,накопленный на современном этапе отечественных и зарубежных педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов рисования с детьми дошкольного возраста для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

Несомненным достоинством таких техник является усовершенствованное их использование.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата и раскрыть разнообразные возможности изобразительной деятельности.

Дети очень любят рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы, рисовать мыльными пузырями, листьями, тычком, листом капусты и получать забавный рисунок.

На своих занятиях, я предлагаю детям использовать необычные инструменты для рисования: свеча, пробка от бутылки, трубочка, зубная щетка, восковые мелки.

У детей в процессе занятий по нетрадиционной техники рисования, формируется интерес к своей работе, развивается внимание, мелкая моторика рук, воспитывает аккуратность. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительные эмоции, вызывает радость, снимает страх перед процессом рисования.

Нетрадиционные способы рисования хорошо усваиваются воспитанниками, и спада активности на занятиях  не наблюдается.

Именно по этому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, т.к они открывают большие возможности. В рамках кружковой работы дети не ограничены в возможностях выразить в рисунке свои мысли, чувства, переживания, настроения.

Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать соленую картину, а ладошка может превратится в голубого слоненка, а картошка и яблоко могут сделать необычные узоры.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
  • музыкальное сопровождение. И т.д.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

  • рисование пальчиками;
  • оттиск печатками из картофеля;
  • рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

  • тычок жесткой полусухой кистью.
  • печать поролоном;
  • печать пробками;
  • восковые мелки + акварель;
  • свеча + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • рисование ватными палочками;
  • волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

  • рисование песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • монотипия пейзажная;
  • печать по трафарету;
  • монотипия предметная;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Цель кружка: развивать художественное мышление, через различные способы рисования.

Задачи:

  • Сформировать у детей технические навыки рисования.
  • Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
  • Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.

Планируемый результат:

  • Организация выставок детских работ для родителей.
  • Привлечение родителей для работы с детьми и обучение их рисованию нетрадиционными способами рисования.
  • Раз в месяц проведение мастер-классов для родителей по нетрадиционным техникам рисования.

В каждом из нас живёт художник и поэт. А помочь раскрыть эти таланты у детей можем мы, взрослые!

Как говорил В.А.Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.