Интеграция образовательных областей:
- «Социально-коммуникативное развитие»;
- «Художественно-эстетическое развитие»;
- «Познавательное развитие»;
- «Речевое развитие».
Вид НОД: комбинированный.
Форма организации НОД: фронтальная.
Цель: формирование понятий «один» - «много».
Образовательные задачи:
- расширять и закреплять знания детей об окружающем мире;
- формировать понятия: «один» - «много»;
- учить выделять один предмет из множества;
- расширять и активизировать словарь детей;
- развивать связную речь, стимулируя к употреблению многословных предложений.
Развивающие задачи:
- развивать речевую активность;
- развивать произвольные процессы (внимание, память);
- развивать мышление (учить умению сравнивать и анализировать);
- развивать общую и мелкую моторику;
Воспитательные задачи:
- формировать навык сотрудничества, инициативности, доброжелательности;
- формировать интерес к живой природе.
Методы и приемы. Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление, упражнения творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий наглядного материала, физкультминутки, технических средств.
Демонстрационный материал.
- Игрушка ёжик.
- Полянка.
- Использование мультимедийных технологий.
- Магнитофон.
Раздаточный материал.
- Чёрный маркер на каждого ребёнка.
- Силуэт ежа без иголок на каждого ребёнка.
Ход занятия
1. Вводная часть
Организационный этап
Воспитатель предлагает детям подойти к ней:
Друг на друга посмотрите,
Всем улыбки подарите,
Там, где дружат все ребятки,
Будет все всегда в порядке!
Мотивационно-побудительный этап
Раздаётся звук: уф-ты, уф-ты…Ребята, ой! А что это за звук!? Вы слышите?! Пойдёмте, посмотрим!
Первый сюрпризный момент.
Воспитатель с детьми находит ёжика.
Ёжик: Здравствуйте, ребятки! Я пришел из леса к вам в гости, вы знаете кто я?
2. Оснавная часть
Актуализация имеющих знаний и представлений
Воспитатель: Правильно! Это ёжик! Ребятки давайте с вами откроем наше волшебное окошко и вспомним всё о ёжике.
Показ слайдов и обсуждение. Составление совместного рассказа о ёжике.
1 слайд. Давайте посмотрим, какой ёж? (маленький, колючий) Что у него есть? (носик, лапки, глазки, ротик) Какого цвета? (серенький).
Ответы детей, корректировка воспитателя.
2,3 слайд. А где ёжик живёт?
Ответы детей, корректировка воспитателя.
4 слайд. А кого ёжик боится?
Ответы детей, корректировка воспитателя.
5 слайд. А как он защищается?
Ответы детей, корректировка воспитателя.
Воспитатель: Ой какие вы молодцы, как много знаете про ёжика. Но ёжик хочет проверить вас. Давайте встанем и поиграем с ёжиком в игру «Да - Нет».
Если ёж говорит правильно, вы кричите «Да» и хлопаете в ладоши. Если ёжик ошибается, и говорит неправильно, вы кричите «Нет» и топаете ножками.
Ёжик:
- Я живу в речке? Нет
- Я живу в лесу? Да
- Я зелёного цвета? Нет
- Я колючий? Да
- Я дружу с лисой? Нет
- Когда я боюсь, я убегаю? Нет
- Когда я боюсь, я сворачиваюсь в клубок? Да
Ёжик: я знаю, у вас в волшебном окошке, есть ещё интересные картинки.
Давайте посмотрим!!!Дети садятся на ковёр.
Расширение и закрепление имеющихся представлений
6 слайд. Одна матрёшка.
7 слайд. Много матрёшек.
8 слайд. Один мишка.
9 слайд. Много мишек.
10 слайд. Что это? Сколько мячей?
Ответы детей.
- Сколько мячей?
Ответы детей.
11 слайд. Что это? Сколько машин?
Ответы детей.
12 слайд. Сколько машин?
Ответы детей.
13 слайд. Каких игрушек много? А какая игрушка одна?
Ответы детей.
14 слайд. Какая игрушка одна? А каких игрушек много?
Ответы детей.
15 слайд. Ребятки что это? А сколько капель?
Ответы детей.
16 слайд. Сколько капель?
Ответы детей.
17 слайд. Когда много, много капель падает с неба, что получается?
Идёт….. Ответы детей.
18 слайд. Когда идёт дождь, на дорогах появляются.
Ответы детей.
Пояснение воспитателя: ребятки значит лужа это место, где встретилось много, много капелек.
Воспитатель: вот и закончились интересные картинки. Ребятки давайте покажем ёжику, как мы умеем танцевать!
Физкультминутка под музыку
Воспитатель обращает внимание, что ёжик стал грустным.
Воспитатель: - Ежик, а почему ты такой грустный?
Еж: - Вас так много, вы такие дружные ребята, у вас так весело! Я вспомнил своих друзей. Я шел к вам в гости со своими друзьями, а они по дороге потерялись.
Воспитатель: - Ребята, поможем ежику найти его друзей.
Заранее в группе на полках раскладываются листы с изображением ежа без иголок.
Практическая работа, закрепление имеющихся представлений
Дети ищут по группе ежей, и, найдя их, приносят воспитателю. Потом они садятся на коврик вокруг воспитателя и их рассматривают.
Воспитатель: - Никита, а ты своего ёжика, где нашёл?
- А, ты, Полина, где нашла ёжика?
Ребята, посмотрите, а ежата какие-то не такие! Что-то не хватает! Ежик, а где же у них колючки?
Еж:: Они их дома забыли.
Воспитатель: - Ребятки, поможем ежатам вернуть иголочки на спину?
Дети продолжают сидеть на ковре, а воспитатель даёт инструкции:
- Для этого мы возьмём фломастер чёрного цвета и будем рисовать иголочки: одна, ещё одна, ещё одна, ещё одна, ещё одна.... Всем всё понятно?
На столе лежат маркеры, и их количество на один меньше, чем детей. Воспитатель. Дети посмотрите, что лежит на столе? А сколько их?
Дети. Много.
Воспитатель. А деток сколько?
Дети. Много.
Воспитатель. Что бы проверить, всем ли хватит фломастеров, нужно разложить их каждому из вас по одному.
Воспитатель. Возьмите, пожалуйста, все по одному фломастеру.
- Сколько фломастеров у Полины? (Один)
- Сколько фломастеров у Лили? (Один)
- Сколько фломастеров у Никиты? (Один)
- А сколько фломастеров у Насти? (Один)
Воспитатель. У всех ли есть фломастеры? Нет. Арсению не хватило фломастера. Значит, фломастеров меньше, чем детей. Что бы у всех детей был фломастер, нужно положить ещё один.
Воспитатель даёт Арсению один фломастер.
Воспитатель. Сколько у Арсения фломастеров? (Один)
Воспитатель. Теперь у каждого ребёнка есть фломастер. Значит, фломастеров столько же, сколько и детей.
Воспитатель. Выберите себе ёжика. Кто хочет рисовать ёжика на травке? А кто на пенёчке?
Воспитатель. А теперь детки, мы берём фломастер и рисуем одну иголочку. Дети рисуют по очереди под контролем воспитателя.
Воспитатель. Сколько иголочек нарисовала Вика? (Одну)
Воспитатель. Сколько иголочек нарисовал Даня? (Одну)
Воспитатель. Сколько иголочек нарисовала Даша? (Одну)
Воспитатель. А теперь нарисуем много иголочек. Дети рисуют.
Воспитатель. Сколько иголочек нарисовала Вика? (Много)
Воспитатель. Сколько иголочек нарисовал Даня? (Много)
Воспитатель. Какие красивые ёжики у нас получились. Давайте мы похлопаем себе в ладоши...
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы смогли помочь вернуть ежикам иголки. А теперь давайте отнесем наших ежиков на поляну и покажем им «сказку».
Второй сюрпризный момент
Стол спрятан за ширмой. На нём устроена поляна: трава, ёлки. Ширма отодвигается и дети видят полянку, ставят там свои рисунки.
Показывают «сказку» под музыку:
1. Жил в лесу колючий ежик, да-да-да, | (показываем руками) |
Был клубочком и без ножек, да-да-да. |
(крутим руками) |
Не умел он хлопать – хлоп, хлоп, хлоп, |
(хлопаем) |
Не умел он топать – топ, топ, топ. |
(топаем) |
не умел он прыгать - прыг, прыг, прыг, |
(прыгаем) |
Только носом шмыгал - шмыг, шмыг, шмыг, |
(шмыгаем) |
2. В лес зайчата приходили, да-да-да, |
(ходьба на месте) |
И ежа всему учили – да-да-да. |
(киваем головой) |
Научили хлопать – хлоп, хлоп, хлоп, |
(хлопаем) |
Научили топать – топ, топ, топ. |
(топаем) |
Научили прыгать – прыг, прыг, прыг, |
(прыгаем) |
А он их... носом шмыгать – шмыг, шмыг, шмыг, |
(шмыгаем) |
3. Заключительная часть
Рефлексивно-корригирующий этап
Воспитатель: Ребята сколько в начале нашего занятия ёжиков к нам пришло в гости?(один) А сколько сейчас у нас ёжиков? (много)
Ёжик: Спасибо вам, ребята, что вы нашли моих друзей, помогли им с иголками. Мы с вами так весело играли, рисовали, а теперь нам пора домой. А за то, что вы такие хорошие детки мы вам дарим полезные фрукты. Угощайтесь! До свидания! Поляна закрывается ширмой.
Воспитатель: предлагает детям фрукты. Обращает внимание на количество фруктов в корзинке:
- сколько фруктов в корзинке?
- сколько у меня в руке?