Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию понятий «один» – «много», «Оденем ёжика» (для детей младшей группы)

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: младшая группа


Интеграция образовательных областей:

  • «Социально-коммуникативное развитие»;
  • «Художественно-эстетическое развитие»;
  • «Познавательное развитие»;
  • «Речевое развитие».

Вид НОД: комбинированный.

Форма организации НОД: фронтальная.

Цель: формирование понятий «один» - «много».


Образовательные задачи:

  • расширять и закреплять знания детей об окружающем мире;
  • формировать понятия: «один» - «много»;
  • учить выделять один предмет из множества;
  • расширять и активизировать словарь детей;
  • развивать связную речь, стимулируя к употреблению многословных предложений.

Развивающие задачи:

  • развивать речевую активность;
  • развивать произвольные процессы (внимание, память);
  • развивать мышление (учить умению сравнивать и анализировать);
  • развивать общую и мелкую моторику;

Воспитательные задачи:

  • формировать навык сотрудничества, инициативности, доброжелательности;
  • формировать интерес к живой природе.

Методы и приемы. Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление, упражнения творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий наглядного материала, физкультминутки, технических средств.

Демонстрационный материал.

  • Игрушка ёжик.
  • Полянка.
  • Использование мультимедийных технологий.
  • Магнитофон.

Раздаточный материал.

  • Чёрный маркер на каждого ребёнка.
  • Силуэт ежа без иголок на каждого ребёнка.

Ход занятия

1. Вводная часть

Организационный этап

Воспитатель предлагает детям подойти к ней:

Друг на друга посмотрите,
Всем улыбки подарите,
Там, где дружат все ребятки,
Будет все всегда в порядке!

Мотивационно-побудительный этап

Раздаётся звук: уф-ты, уф-ты…Ребята, ой! А что это за звук!? Вы слышите?! Пойдёмте, посмотрим!

Первый сюрпризный момент.

Воспитатель с детьми находит ёжика.

Ёжик: Здравствуйте, ребятки! Я пришел из леса к вам в гости, вы знаете кто я?

2. Оснавная часть

Актуализация имеющих знаний и представлений

Воспитатель: Правильно! Это ёжик! Ребятки давайте с вами откроем наше волшебное окошко и вспомним всё о ёжике.
Показ слайдов и обсуждение. Составление совместного рассказа о ёжике.

Презентация

1 слайд. Давайте посмотрим, какой ёж? (маленький, колючий) Что у него есть? (носик, лапки, глазки, ротик) Какого цвета? (серенький).

Ответы детей, корректировка воспитателя.

2,3 слайд. А где ёжик живёт?

Ответы детей, корректировка воспитателя.

4 слайд. А кого ёжик боится?

Ответы детей, корректировка воспитателя.

5 слайд. А как он защищается?

Ответы детей, корректировка воспитателя.

Воспитатель: Ой какие вы молодцы, как много знаете про ёжика. Но ёжик хочет проверить вас. Давайте встанем и поиграем с ёжиком в игру «Да - Нет».

Если ёж говорит правильно, вы кричите «Да» и хлопаете в ладоши. Если ёжик ошибается, и говорит неправильно, вы кричите «Нет» и топаете ножками.

Ёжик:

  1. Я живу в речке? Нет
  2. Я живу в лесу? Да
  3. Я зелёного цвета? Нет
  4. Я колючий? Да
  5. Я дружу с лисой? Нет
  6. Когда я боюсь, я убегаю? Нет
  7. Когда я боюсь, я сворачиваюсь в клубок? Да

Ёжик: я знаю, у вас в волшебном окошке, есть ещё интересные картинки.

Давайте посмотрим!!!Дети садятся на ковёр.

Расширение и закрепление имеющихся представлений

6 слайд. Одна матрёшка.

7 слайд. Много матрёшек.

8 слайд. Один мишка.

9 слайд. Много мишек.

10 слайд. Что это? Сколько мячей?

Ответы детей.

- Сколько мячей?

Ответы детей.

11 слайд. Что это? Сколько машин?

Ответы детей.

12 слайд. Сколько машин?

Ответы детей.

13 слайд. Каких игрушек много? А какая игрушка одна?

Ответы детей.

14 слайд. Какая игрушка одна? А каких игрушек много?

Ответы детей.

15 слайд. Ребятки что это? А сколько капель?

Ответы детей.

16 слайд. Сколько капель?

Ответы детей.

17 слайд. Когда много, много капель падает с неба, что получается?

Идёт….. Ответы детей.

18 слайд. Когда идёт дождь, на дорогах появляются.

Ответы детей.

Пояснение воспитателя: ребятки значит лужа это место, где встретилось много, много капелек.

Воспитатель: вот и закончились интересные картинки. Ребятки давайте покажем ёжику, как мы умеем танцевать!

Физкультминутка под музыку

Воспитатель обращает внимание, что ёжик стал грустным.

Воспитатель: - Ежик, а почему ты такой грустный?

Еж: - Вас так много, вы такие дружные ребята, у вас так весело! Я вспомнил своих друзей. Я шел к вам в гости со своими друзьями, а они по дороге потерялись.

Воспитатель: - Ребята, поможем ежику найти его друзей.

Заранее в группе на полках раскладываются листы с изображением ежа без иголок.

Практическая работа, закрепление имеющихся представлений

Дети ищут по группе ежей, и, найдя их, приносят воспитателю. Потом они садятся на коврик вокруг воспитателя и их рассматривают.

Воспитатель: - Никита, а ты своего ёжика, где нашёл?

- А, ты, Полина, где нашла ёжика?

Ребята, посмотрите, а ежата какие-то не такие! Что-то не хватает! Ежик, а где же у них колючки?

Еж:: Они их дома забыли.

Воспитатель: - Ребятки, поможем ежатам вернуть иголочки на спину?

Дети продолжают сидеть на ковре, а воспитатель даёт инструкции:

- Для этого мы возьмём фломастер чёрного цвета и будем рисовать иголочки: одна, ещё одна, ещё одна, ещё одна, ещё одна.... Всем всё понятно?

На столе лежат маркеры, и их количество на один меньше, чем детей. Воспитатель. Дети посмотрите, что лежит на столе? А сколько их?

Дети. Много.

Воспитатель. А деток сколько?

Дети. Много.

Воспитатель. Что бы проверить, всем ли хватит фломастеров, нужно разложить их каждому из вас по одному.

Воспитатель. Возьмите, пожалуйста, все по одному фломастеру.

  • Сколько фломастеров у Полины? (Один)
  • Сколько фломастеров у Лили? (Один)
  • Сколько фломастеров у Никиты? (Один)
  • А сколько фломастеров у Насти? (Один)

Воспитатель. У всех ли есть фломастеры? Нет. Арсению не хватило фломастера. Значит, фломастеров меньше, чем детей. Что бы у всех детей был фломастер, нужно положить ещё один.

Воспитатель даёт Арсению один фломастер.

Воспитатель. Сколько у Арсения фломастеров? (Один)

Воспитатель. Теперь у каждого ребёнка есть фломастер. Значит, фломастеров столько же, сколько и детей.

Воспитатель. Выберите себе ёжика. Кто хочет рисовать ёжика на травке? А кто на пенёчке?

Воспитатель. А теперь детки, мы берём фломастер и рисуем одну иголочку. Дети рисуют по очереди под контролем воспитателя.

Воспитатель. Сколько иголочек нарисовала Вика? (Одну)

Воспитатель. Сколько иголочек нарисовал Даня? (Одну)

Воспитатель. Сколько иголочек нарисовала Даша? (Одну)

Воспитатель. А теперь нарисуем много иголочек. Дети рисуют.

Воспитатель. Сколько иголочек нарисовала Вика? (Много)

Воспитатель. Сколько иголочек нарисовал Даня? (Много)

Воспитатель. Какие красивые ёжики у нас получились. Давайте мы похлопаем себе в ладоши...

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы смогли помочь вернуть ежикам иголки. А теперь давайте отнесем наших ежиков на поляну и покажем им «сказку».

Второй сюрпризный момент

Стол спрятан за ширмой. На нём устроена поляна: трава, ёлки. Ширма отодвигается и дети видят полянку, ставят там свои рисунки.

Показывают «сказку» под музыку:

1. Жил в лесу колючий ежик, да-да-да,

(показываем руками)

Был клубочком и без ножек, да-да-да.

(крутим руками)

Не умел он хлопать – хлоп, хлоп, хлоп,

(хлопаем)

Не умел он топать – топ, топ, топ.

(топаем)

не умел он прыгать - прыг, прыг, прыг,

(прыгаем)

Только носом шмыгал - шмыг, шмыг, шмыг,

 (шмыгаем)

2. В лес зайчата приходили, да-да-да,

(ходьба на месте)

И ежа всему учили – да-да-да.

(киваем головой)

Научили хлопать – хлоп, хлоп, хлоп,

(хлопаем)

Научили топать – топ, топ, топ.

(топаем)

Научили прыгать – прыг, прыг, прыг,

(прыгаем)

А он их... носом шмыгать – шмыг, шмыг, шмыг,

(шмыгаем)

3. Заключительная часть

Рефлексивно-корригирующий этап

Воспитатель: Ребята сколько в начале нашего занятия ёжиков к нам пришло в гости?(один) А сколько сейчас у нас ёжиков? (много)

Ёжик: Спасибо вам, ребята, что вы нашли моих друзей, помогли им с иголками. Мы с вами так весело играли, рисовали, а теперь нам пора домой. А за то, что вы такие хорошие детки мы вам дарим полезные фрукты. Угощайтесь! До свидания! Поляна закрывается ширмой.

Воспитатель: предлагает детям фрукты. Обращает внимание на количество фруктов в корзинке:

  • сколько фруктов в корзинке?
  • сколько у меня в руке?