Логические УУД на уроках химии

Разделы: Химия

Ключевые слова: ОГЭ, химия, ЕГЭ


Обязательным компонентом развития абстрактного мышления на уроках химии является логическое мышление. Умение мыслить логично – необходимое условие усвоение учебного материала и успешного выполнение заданий тестов ЕГЭ и ОГЭ как основного средства систематизации поступающей информации. Ориентация школы на развитие личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей определили выбранную тему.

Цель работы: развитие познавательных способностей учащихся посредством логических умений и навыков при изучении химии.

Процесс развития логических УУД исследовался на уроках химии у учащихся 8-9 классов.

В работе был проведен анализ психологической,педагогической и методикой литературы, использовался анализ и наблюдение творческой деятельности учащихся, изучался опыт школьных учителей.

Совокупность различных логических операций – представляет собой процесс мышления. Важное место среди них ученые отводят сравнению, анализу, синтезу, обобщению, классификации, индукции, дедукции, аналогии, систематизации, абстрагированию.

Разрабатывая КТП уроков химии в 8-9классах, по программе О.С.Габриеляна, учитывая тему работы школы  «Развитие разносторонне развитой личности в условиях модернизации образования», по каждой теме и в каждом классе были предусмотрены и логические умения и умения самообразования, с конкретным указанием понятия, на основе которого формируется указанное умение.

В ходе получения тематических знаний включаются задания на развитие базовых интеллектуальных операций - аналогия, классификация, обобщение, предлагаются алгоритмы работы с логическими умениями, показываются образцы решения предметных интеллектуальных задач. Задания, направленные на развитие логических умений включаются в текущий контроль уровня знаний на протяжении всего периода обучения химии.

Немноголетний, но опыт работы показывает, что систематическая работа учителя, направленная на развитие логического мышления учащихся, приносит свои плоды.

По мере изучения тем курса, предлагаются тестовые задания, с целью анализа уровня сформированности логических умений, как аналогия, классификация, обобщение с использованием тематических заданий. По результатам тестовой работы делаю выводы о правильности методов преподавания предмета, намечаю схему коррекционной работы по формированию логических приемов, анализирую правильность составления тестовой работы. Уровень сформированности мыслительных операций оценивается по мере изучения всех тем курса, проводится сравнительную количественную оценку уровня сформированности основных логических умений у учащихся того же класса и в 8, и в 9 классе. Можно проводить диагностику уровня сформированности основных логических умений у учащихся разных классов в параллели.

Как независимую оценку уровня сформированности основных общеучебных логических умений проводить аналогию, классифицировать, обобщать, использую Школьный тест умственного развития, проводимый психологической службой школы.

Подводя итог выше изложенному, можно говорить о положительной динамике уровня сформированности логических умений-аналогии, обобщение, классификация. Данные, полученные, позволяют судить о способности испытуемых выделять общие признаки и свойства предметов или понятий, их умение сравнивать, переходить от наглядно-действенных форм сравнения к сравнению отвлеченному, можно судить об уровне развития абстрактного мышления, богатстве словарного запаса.

Но вместе с тем, существуют трудности в формировании учебных универсальных действий связанные с индивидуальными личностными особенностями обучающихся. Очень важно продумать, как проводить корректировку, то есть построить индивидуальный образовательный маршрут.

Применение заданий интеллектуального характера дает возможность обучать активным методам мышления и способам поисковой деятельности, которые позволяют адаптироваться и ориентироваться в любой профессиональной области.

Учитывая психологические методы исследования, можно дать рекомендации учащимися на выбор предмета химия на государственную итоговую аттестацию, выделить группу одаренных детей.