В статье рассматриваются подходы к развитию у учащихся логического мышления, способность освоить учащимися основных операций при работе с понятиями на основе законов формальной логики.
Ключевые слова: системно - деятельностный подход в обучении, развитие логического мышления.
Среди факторов, активно влияющих на успешность процесса обучения, ведущая роль принадлежит умению правильно мыслить. Задача педагога состоит в том, чтобы уже в первом классе научить ребенка правилам правильного мышления. Мыслительная деятельность связана с логическими операциями:
- деление понятий на составляющие его признаки и свойства;
- обобщение понятий;
- сравнение понятий;
- выделение главного.
Для развития логического мышления важно, чтобы знания усваивались не как механическое собрание из разных частей, а как стройная система взаимосвязанных понятий.
Мною разработана система работы с понятиями на основе системно - деятельностного подхода в обучении.
Виды деятельности на уроках различны: ученики составляют древо понятия, опорные конспекты по теме, схемы, интеллект - карты. На уроках провожу рефлексию уровня развития собственных умений методом шкалирования.
Мною разработано более сорока видов заданий по работе с понятиями: найди лишнее понятие, определи главную мысль в тексте, узнай предмет по признакам.
Во втором классе даю алгоритм сравнения понятий, ученики с удовольствием работают по этому алгоритму и уверенно идут к успеху, добиваясь результата. Ученики кроме этого определяют свой уровень умения сравнивать и понимают, что недостаточно знать материал о том, или ином объекте, надо еще владеть приемом сравнения: знать правила, схему или план сравнения.
Ученики осознают значение каждого действия и логику выполнения логической операции.