Цель. Закрепить знания детей о символике страны, природе России. Воспитывать в детях интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну.
Материалы и оборудование. Музыкальное сопровождение, песня «У моей России», гимн России; изображение флага и герба России; карта России – пазл (каждая часть используется в качестве подсказки сказочным героем); изображение флагов разных государств; сказочные персонажи медведя, лисы, волка, зайца; сказочная избушка на лесной полянке, пенек, скалочка, следы волка; куклы в русских народных костюмах Аленушка и Иванушка; карточки с буквами для слов «Россия», «Родина», «Моя»; шапочка или маска зайца; гостинцы - сувениры детям .
Ход мероприятия
Педагог. Ребята, сегодня мы с вами попутешествуем, а с чем будет связано наше путешествие, вы узнаете, отгадав мою загадку.
Загадка о России.
Педагог. Конечно, наше с вами путешествие будет связано с нашей прекрасной, огромной и, всеми нами любимой страной – РОССИЕЙ. Все вопросы и задания будут о нашей любимой Родине. Но путешествовать мы будем не просто так, в ходе нашего путешествия нас будут ожидать трудности и опасности, если мы их преодолеем, то получим подсказки, и в конце нашего путешествия нас будет ждать сюрприз. Ну, что отправляемся в путешествие?
Дети. Да!
Под веселую музыку дети строятся паровозиком и отправляются в путь.
Педагог. Россия очень богатая страна, и богата она очень многим. И прежде всего, богата Россия своим русским народом, который очень трудолюбивый и талантливый. Он всегда любил что-нибудь придумывать, сочинять, например, русские народные сказки. Вот и на каждой остановке нас сегодня будут встречать герои русских народных сказок.
Остановка №1. «ГЕРБ РОССИИ»
Педагог. Смотрите, кажется, мы оказались в лесу на лесной полянке, а вот и сказочная избушка. Интересно, кто же в ней живет? Заглянем в окошко, никого нет. Я слышу треск сучьев, вот и пробирается к нам хозяин избушки.
Появляется медведь.
Медведь (сердито). Кто нарушил мои владения?
Педагог. Мишенька, не сердись. Мы с ребятами путешествуем и собираем подсказки, чтобы лучше узнать нашу Родину.
Медведь. Тогда другое дело. Кажется, у меня для вас что-то есть.
Медведь достает картинку, но не показывает ее детям.
Медведь. Послушайте мое задание. Россия наша очень древнее государство. И в старые времена нашим предкам приходилось все время воевать. Но как же в бою отличить своего от чужого. Вот и придумали воины специальное обозначение, которое рисовалось на щитах воинов и помогало отличить своего от чужого. Догадались, дети, что же это? Если, нет, тогда еще подскажу вам. Рисунок должен был сообщить противнику, с кем он имеет дело: с воином сильным, как медведь, или хитрым, как лиса, или мудрым, как змея. Ну что, догадались?
Ответы детей.
Медведь. Конечно, это герб. Гербы появились у стран давным-давно, еще в те времена, когда приходилось много воевать, но сохранились и до наших дней. У каждой страны свой герб. А вы знаете, кто изображен на гербе России?
Дети. Двуглавый орел.
Медведь. Молодцы!
Медведь переворачивает картинку, и дети видят изображение герба России.
Медведь задает детям вопросы:
Медведь. Почему на гербе России орел?
Дети. Орел обозначает «силу», это значит, что государство, на гербе которого изображен орел – сильное и непобедимое.
Медведь. Почему он двуглавый?
Дети. У орла две головы, потому что Россия очень большая и головы орла смотрят на запад и на восток, как бы показывая, что государство большое, но единое.
Медведь. Что обозначает корона? Что держит орел в своих лапах?
Дети. Корона обозначает, что в России главный был царь. В лапах у орла скипетр (посох, жезл) - символ царской власти, и держава (шар), которая обозначает могущество, то есть страна, в которой правит царь – могучая.
Медведь. Что в центре герба и почему?
Дети. В центре герба России – герб Москвы, потому что Москва – главный город России, ее столица.[1]
Медведь. Молодцы, ребята! Вы отлично знаете герб России. Держите первую подсказку и счастливого пути!
Дети. Спасибо, Мишенька!
Педагог. Дети, а вы догадались, из какой русской народной сказки был Мишенька?
Дети. Маша и медведь.
Педагог. Молодцы!
Остановка № 2. «РУССКИЕ ЗАБАВЫ»
Педагог. Отправляемся дальше. Что это? Кажется, я слышу, как кто-то плачет. Посмотрите, да, это же зайчик сидит на пенечке.
Педагог и дети. Здравствуй, заинька! Почему ты плачешь?
Зайка. Здравствуйте, ребята! Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная…
Педагог. Заинька, не плачь! Давай мы тебя развеселим.
Педагог. Ребята, русский народ любил в старину придумывать не только сказки, но и игры. Вот мы с зайкой сейчас поиграем в русскую народную игру «Заинька».
Подвижная игра «Заинька»
Зайка. Ребята, а ведь у меня для вас есть подсказка. Держите, надеюсь, она вам поможет найти то, что вы ищете. До свидания, ребята!
Дети. Спасибо, заинька!
Педагог. Дети, а вы вспомнили, наш зайка был из какой русской народной сказки?
Дети. Заюшкина избушка.
Педагог. Молодцы!
Вдруг зайка притаился и быстро умчался.
Остановка № 3. «ФЛАГ РОССИИ»
Педагог. Кажется, ребята, наш заинька что-то почувствовал. Смотрите, что это лежит на дорожке?
Дети. Скалочка.
Педагог. Ребята, давайте посмотрим вокруг, не видно ли где-нибудь хозяйки скалочки - рыжей плутовки - хитрой головки?!
А вот и любимая героиня русских народных сказок – лисичка-сестричка. Ребята, вы заметили, что эта хитрая плутовка встречается во многих сказках? Что же она нам приготовила, кажется, и здесь не обошлось без ее хитрости.
Лиса. Здравствуйте, ребята!
Дети. Здравствуй, лисичка-сестричка.
Лиса. Знаю, дети, что вы путешествуете по России. А хорошо вы знаете свою страну? Сейчас мы это и проверим. У каждой страны есть свой флаг и у России, конечно, тоже. Все флаги отличаются цветами, рисунками. А вот сможете ли вы отыскать среди множества флагов флаг России?
Дети. Да!
Лиса. Ну, тогда попробуйте!
Перед детьми появляется лист с флагами разных государств, дети ищут флаг своей страны.
Лиса. Молодцы! Да это флаг России. А знаете ли вы, что же означает каждый цвет нашего флага?
Дети. У России трехцветный флаг, три полосы - белая, синяя, красная. Белый цвет – цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает. Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою стран¸ защищает ее, верен ей. Красный цвет – цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину.[1]
Лиса. Молодцы, ребята! Вы все знаете о флаге России. И за это держите мою подсказку.
Дети. Спасибо, лисичка-сестричка!
Педагог. Дети, а героиней какой русской народной сказки была наша лисичка?
Дети. Лисичка со скалочкой.
Педагог. Молодцы! Ребята, мы с вами знаем одну красивую песню о цветах российского флага. Давайте ее споем для нашей лисички-сестрички.
Песня «У моей России длинные косички»
Остановка №4. «ГИМН РОССИИ»
Педагог. Ребята, мы зашли в самую чащу леса, смотрите, на тропинке чьи-то следы! Кто это может быть? Давайте пройдем по следам и посмотрим.
Дети выходят к речке, у которой сидит волк и напевает песенку: «Ловись, рыбка, большая и маленькая!..»
Дети. Волк!
Педагог. И, правда, волк.
Волк. Здравствуйте, ребята! Зачем пожаловали ко мне в лесную чащу?
Дети. Здравствуй, волчок – серый бочок. Мы путешествуем, собираем подсказки и хотим больше узнать о России.
Волк. Это хорошо. О чем же вы уже узнали?
Дети. От медведя мы узнали о гербе России, от лисы – о флаге России, с зайкой мы поиграли в русскую народную игру.
Волк. У меня для вас тоже есть подсказка. Но сначала отгадайте, о чем я скажу.
У каждой страны есть торжественная песня, ее исполняют во время праздников, победы на спортивных соревнованиях и других важных событиях. Его слушают, молча, при исполнении все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы. [1]
Дети. Это гимн.
Волк. Молодцы, ребята! Да, это гимн. А вы знаете гимн России?
Дети. Да!
Педагог. Ребята, давайте еще раз его послушаем.
Звучит гимн России.
Волк отдает последнюю подсказку и прощается с ребятами.
Педагог. Ребята, вы догадались, из какой русской народной сказки был этот волчок?
Дети. Лисичка – сестричка и серый волк.
Остановка №5. «КАРТА РОССИИ»
После того, как последняя подсказка получена, дети прикладывают ее к остальным частям и, наконец, собирают целую карту России. Рассматривают ее, обсуждают, какая великая и огромная наша страна.
Педагог. Ребята, вот мы и собрали карту нашей любимой России. Но наше путешествие на этом не заканчивается.
Вы заметили, что мы сегодня повстречали сказочных героев из разных русских народных сказок? Давайте вспомним еще раз, с героями каких сказок мы встретились.
Дети. «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», «Лисичка-сестричка и серый волк».
Педагог. Молодцы!
Стук в дверь. Появляются куклы в русских народных костюмах Аленушка и Иванушка.
Аленушка и Иванушка. Здравствуйте, ребята! Помогите нам, пожалуйста, за нами гонятся гуси-лебеди, спрячьте нас.
Педагог. Ребята, давайте поможем Аленушке и Иванушке.
Дети накрывают кукол, в этот время мимо пролетают гуси-лебеди.
Педагог. Гуси-лебеди улетели, Аленушка, Иванушка, выходите.
Аленушка и Иванушка. Спасибо, ребята!
Аленушка и Иванушка обращают внимание на карту России.
Аленушка и Иванушка. Ребята, а что вы здесь делали?
Дети. Мы путешествовали по России и собрали из подсказок карту России.
Аленушка. Какая красивая у нас Россия!
Иванушка. Интересно, а почему на карте России так много разных цветов? Ребята, вы знаете, что они обозначают?
Дети. Да!
Иванушка называет разные цвета и показывает их на карте, а дети отвечают.
Зеленым цветом на карте обозначены леса.
Желтым цветом на карте обозначены пустыни.
Коричневым цветом на карте обозначены горы. В горах добывают полезные ископаемые – это то, что находится в земле и очень нужно человеку для жизни. Например, уголь, различная руда, золото, алмазы, нефть.
Синим и голубым на карте обозначены озера, реки, моря и океаны.
Аленушка и Иванушка. Ребята, вы большие молодцы! Вы хорошо знаете свою Родину. Мы для вас приготовили сюрприз, но вам надо будет выполнить и наше задание.
На ковре лежат перевернутые карточки с буквами, из которых дети под музыку составляют слова «РОССИЯ», «МОЯ», «РОДИНА». Педагог помогает детям.
Педагог. Ребята, что же у нас получилось?
Дети. Россия – моя Родина.
Педагог. А что же такое Родина?
Ответы детей.
Педагог. Давайте послушаем стихотворение З.Александровой, которое так и называется «Родина».
Включить музыкальное сопровождение.
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.У реки березка – скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Педагог. Ребята, путешествие, посвященное нашей любимой России, подошло к концу. Вам оно понравилось?
Ответы детей.
Педагог. Наши гости Аленушка и Иванушка приготовили для вас сюрприз.
В заключение Аленушка и Иванушка вручают детям гостинцы-сувениры!
Литература
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа. Конспекты занятий. – М.: УЦ. Перспектива, 2009. – 212 с.