Программа "Начальная военная подготовка"

Разделы: ОБЖ, Внеклассная работа

Ключевые слова: программа, ОБЖ, рабочая программа, начальная военная подготовка


1. Пояснительная записка

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями  и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Воспитание детей опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.

В настоящее время в системе дополнительного образования детей сложились определенные направления и формы в области воспитания и  социализации детей, учитывающих их интересы, актуальные потребности современного российского общества и государства глобальные вызовы и условия развития страны и мирового сообщества.

В связи с этим предназначение данной программы заключается в том, что она призвана содействовать в формировании социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, экскурсионно-туристических и других направлений воспитательной деятельности.

Таким образом, на практике программа ориентирована на детей, подростков, молодежь и учитывает три ключевые направления деятельности:

  • поддержка взросления (социализирующее общение, социальная адаптация и реабилитация);
  • поддержка и помощь в экстраординарных и сложных жизненных обстоятельствах (отношения в семье, по месту жительства, проблемы трудоустройства и занятости, поддержка в кризисных ситуациях, социальная защита);
  • обеспечение условий для инициативного и пoливариативного организованного проведения досуга (по возрастам, интересам и т.п.).

Цели и задачи программы:

  • пропаганды и популяризации среди молодежи здорового и безопасного образа жизни;
  • совершенствования форм и методов подготовки участников к безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях, по оказанию взаимопомощи;
  • проверки  уровня и качества практической подготовки участников по программам курса «Основы безопасности жизнедеятельности»;

Реализацию программы предлагается осуществлять на основе следующих принципов:

  • создание условий для консолидации условий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения;
  • обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей;
  • приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей;
  • непрерывности образования и воспитания;
  • учета специфических региональных особенностей культуры, экологии и условий жизни;
  • обеспечения подростку комфортной эмоциональной среды - «ситуации ycпexa » и развивающего общения;
  • содействия выбору индивидуального образовательного маршрута и темпа его освоения.

Приоритеты реализации программы:

  • создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности;
  • формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;
  • поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания;
  • поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей;
  • формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основной гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения;
  • обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования, физической культуры и спорта, культуры и воспитания;
  • формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей действительности;
  • развитие на основе признания определенной роли семьи и соблюдения прав родителей кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания с целью совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения России.

Формы учебных занятий:

  • Учебно-тренировочное занятие. Содержание учебного материала должно соответствовать обучающей и воспитательной задаче.
  • Тематические экскурсии. Могут являться разновидностью занятий либо культурно-досуговым мероприятием.
  • Дискуссии, ролевые игры по тематике программы.
  • Досуговые, массовые мероприятия, соревнования, посвященные различным историческим памятным датам.
  • Выездные формы занятий - экскурсии, профильные лагеря, экспедиции, соревнования.

Кроме названных выше существуют и другие формы занятий:

  • походы по знаменательным историческим местам;
  • участие в соревнованиях по традиционным и боевым искусствам;
  • учебные семинары;
  • помощь ветеранам войн;
  • вахта памяти;
  • показательные выступления. 

2. Учебный план

Раздел

Количество часов

Теория

Практика

Итого

Вводное

1

-

1

Основы обороны государства

4

-

4

Основы военной службы

4

6

10

Гражданская оборона

3

4

7

Основы медицинских знаний

2

10

12

Итого:    
34

3. Содержание программы

Раздел 1. Основы обороны государства


п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

1

История создания Вооруженных Сил России

1

 

2

Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и их предназначение

1

 

3

Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа вооруженных сил

1

 

4

 

Другие войска их состав и предназначение

1

 

Раздел 2.  Воинская обязанность


п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

1

Общевоинские уставы

1

 

2

Ритуалы вооруженных Сил Российской Федерации

1

2

3

Размещение и быт военнослужащих

1

2

4

Организация караульной службы

1

2

Модуль 3. Гражданская оборона


п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

1

Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны

1

 

2

Основные виды оружия и их поражающие факторы

1

 

3

Средства индивидуальной защиты

1

4

Раздел 4.  Основы медицинских знаний


п/п

 

Тема

Количество часов

Теория

Практика

1

Общие правила оказания первой помощи

2

 

2

Оказание первой помощи при наружном кровотечении

 

2

3

Оказание первой помощи при ушибах и переломах

 

2

4

Первая помощь при неотложных состояниях

 

4

5

Общие правила транспортировки пострадавшего

 

2

4. Методическое обеспечение программ

Методика работы по программе характеризуется общим поиском эффективных технологий, позволяющих конструктивно воздействовать как на развитие физических качеств подростков, на решение их индивидуально-личностных проблем, так и на совершенствование среды их жизнедеятельности. Но главным образом - на поддержку подростка, имеющего проблемы психического, социально-бытового или социально-экономического плана.

Важнейшее требование к занятиям:

• дифференцированный подход к обучающимся с учетом их здоровья, физического развития, двигательной подготовленности;
• формирование у подростков навыков для самостоятельных занятий спортом и получения новых знаний.

Используются методика, основанная на постепенном изучении программного материала.

Дидактические принципы построения образовательного процесса

  • Принцип сознательности. Обучающиеся должны знать и понимать цели и задачи обучения, а также пути достижения целей и задач обучения.
  • Принцип активности. Необходимо построить учебный процесс таким образом, чтобы учащиеся не просто воспринимали предлагаемый материал, но и стремились закрепить полученные знания, умения и навыки, анализировали ошибки и достижения свои и товарищей, самостоятельно решали поставленные задачи.
  • Принцип систематичности. Постепенная и последовательная подача нового материала, поэтапное увеличение объема и интенсивности физических нагрузок.
  • Принцип наглядности. Обучение должно быть наглядным и включать е себя практический показ изучаемых действий, показ наглядных пособий, плакатов и фильмов, совместные занятия со старшими учащимися, посещение мероприятий по профилю деятельности и т.п.
  • Принцип доступности. Предполагает своевременное изучение программного материала, его соответствие полу, возрастным особенностям и физическому развитию учащихся. Для каждой группы и подгруппы (звена) должен быть составлен рабочий (поурочный) план занятий и обеспечены нормальные условия образовательного процесса.
  • Принцип прочности. Необходимо стремиться к тому, чтобы приобретенные знания, умения и навыки обучающихся были прочно закреплены, в первую очередь, практически. Для этого необходимо их участие в соревнованиях, где полученные умения и навыки можно проверить на практике, в выездных мероприятиях, а также постоянное поддержание интереса обучающихся к занятиям.
  • Принцип контроля. Необходим регулярный контроль за усвоением обучающимися программного материала, что дает возможность анализировать ход образовательного процесса и вносить в него необходимые изменения.

Методы, используемые в процессе обучения

Все используемые методы условно можно разделить на группы:

  • методы, оценивающие и стимулирующие деятельность личности;
  • методы, побуждающие и формирующие определенную деятельность, сознание личности;
  • методы самовоспитания, т.е. самоуправляемого воспитания, которое подразумевает систему самостоятельных упражнений и тренировок.

Рассмотрим более подробно используемые методы организации деятельности по программе:

  • Метод убеждения - разъяснение, эмоционально-словесное воздействие, внушение, просьба.
  • Словесные методы - рассказ, лекция, беседа, дискуссия, опрос, этическая беседа, диспут, инструкция, объяснение.
  • Метод показа - демонстрация изучаемых действий, экскурсии, посещение соревнований и т.п.
  • Метод упражнения - систематическое выполнение и повторение изучаемых действий, закрепление полученных знаний, умений и навыков.
  • Метод состязательности - поддержание у обучающихся интереса к изучаемому материалу, проверка на практике действенности полученных знаний и умений, демонстрация и сравнение достижений обучающихся, определение успехов, ошибок и путей их исправления.
  • Анкетирование, опрос обучающихся - позволяют выяснить состояние и динамику развития личностных качеств обучающихся и определить направления дальнейшего педагогического воздействия на них.
  • Работа с родителями (родительские собрания, родительский комитет, индивидуальная работа: дает возможность для согласованного воздействия на обучающегося педагогов и родителей).

5. Список литературы

  1. Аванесов Н.Ю., Хайдарова С.Х. Военно-патриотическое воспитание школьников. Ташкент, 1988.
  2. Брысин П.М. Урок начальной военной подготовки. М., 1977.
  3. Катуков А.М., Цветаев Е.Н. Военно-патриотическое воспитание учащихся на занятиях по начальной военной подготовке. М.: Просвещение, 1985.
  4. Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. М.: Педагогика, 1986.
  5. Микрюков В.Ю. Самосовершенствование и обеспечение безопасности жизнедеятельности. М., 1999.
  6. Микрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. М.: Вузовская книга, 2000.
  7. Микрюков В.Ю. Традиции и инновации в военно-патриотическом образовании учащихся в современной Росс. М.: АВН, 2005.
  8. Науменко Ю. Учебник НВП. М., 1984.
  9. Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях Российской армии. М.: Воен. ун-т, 1997.
  10. Федоровская Г. О критериях оценок при проведении соревнований военно-патриотической направленности // Воспитание школьников. 2002. № 10. С. 25 – 29.
  11. Чудный В.С. Военно-патриотическое воспитание школьников. М.: ДОСААФ, 1980
  12. П.А.Гусак, А.М. Рогачев. Начальная военная подготовка. Справочное пособие .М: «Просвещение»,1987
  13. С.В.Баленко. Учебник выживания. Опыт элитного спецподразделения. – М: Яуза, Эксмо, 2006.

Литература к разделу программы «Общефизическая и специальная физическая подготовка»

  1.  Верхошанский В.Я. Общефизическая подготовка. Методические рекомендации. - М.: ГЦОЛИФК, 1982.

Литература к разделу программы «Основы выживаемости»

  1. Базариый Ф Д. Основы выживаемости. Методическое пособие. - М., 1995.
  2. Правила поведения и действия населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах Гражданская оборона. Пособие. - М.: Воениздат, 1990.
  3. Сюньков В.Я. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. - М., 1992.
  4. Шойгy С.К.  Не пустить беду на порог.  Гражданская защита. - М , 1993.
  5. Бардин К.В. Азбука туризма.

Литература к разделу программы «Ориентирование, топография»

1. Колядов А.А. В помощь туристу. - М., 1985.

2. Ориентирование и топография Пособие для курсантов вузов - М.: Воениздат, 1990.

Документы и материалы на основании которых составлена программа

  1. Федеральный закон «Об образовании»;
  2. Городская программа «Столичное образование-5»;
  3. Должностная инструкция педагога дополнительного образования;
  4. Инструкция по охране труда;

Нормативно-правовые акты и документы:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.96 N~ 12-ФЗ (извлечения).
  3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
  4. Концепция модернизации российского образования.
  5. Федеральная программа развития образования в Российской Федерации.
  6. Программа развития воспитания в системе образования России на 2001-2003 гг. - (Мин. образование РФ).
  7. Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005 гг. (Приказ Минобразования РФ N~ 193 от 25.01.2002.).
  8. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы».
  9. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в обществе (2001-2005 годы)».
  10. Письмо Минобразования РФ от 03.06.2002. № 30-51-395/16. «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования».
  11. Проект Концепции дополнительного образования детей в Российской Федерации. - М.: ЦРСДДОД Минобразования РФ.

Средства необходимые для реализации программы

  1. Класс;
  2. Спортивный зал;
  3. Наглядные пособия по ОВС и ГО.

Примерные вопросы для итоговой аттестации

  1. История создания Вооруженных Сил Российской Федерации, ее связь с историей и становлением Российского государства.
  2. Дисциплинарная ответственность командира за правонарушения совершенные подчиненными.
  3. Виды поощрений и дисциплинарных взысканий, применяемых к военнослужащим.
  4. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю.
  5. Действия личного состава по команде «К бою».
  6. Применение оружия военнослужащими для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости.
  7. Организационная структура Вооруженных сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск.
  8. Понятие о военной доктрине России. Основные принципы военной безопасности России.
  9. Основные термины и понятия строевой подготовки.
  10. Значение и правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Первая помощь в зависимости от возраста пострадавшего.
  11. Первая медицинская помощь при травмах. Способы иммобилизации и транспортировки пострадавшего.
  12. Первая медицинская помощь при ранениях. Понятие об асептике и антисептике. Понятие о повязке и перевязке. Виды повязок.
  13. Виды кровотечений и их характеристика. Способы остановки кровотечений.
  14. Топографические карты. Особенности и способы работы с топографической картой. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта; движение по азимутам.
  15. Ориентирование на местности по топографической карте. Современные средства ориентирования на местности.
  16. Порядок и способы оказание первой медицинской помощи в случае ранения мягких тканей головы.
  17. Порядок проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.
  18. Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при ранении в живот.
  19. Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при отморожении.
  20. Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударе.
  21. Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при вывихах и растяжениях.
  22. Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при переломах.
  23. Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при капиллярных и венозных кровотечениях.
  24. Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при артериальных кровотечениях.
  25. Порядок оказания экстренной медицинской помощи при авариях на химических производствах или использовании оружия массового поражения.
  26. Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при ожогах.
  27. Назначение, устройство и правила использования основных средств индивидуальной защиты человека (противогаз, респиратор, ватно-марлевая повязка, аптечка индивидуальная и др.)
  28. Характеристика основных средств коллективной защиты населения. Устройство и оборудование убежища и противорадиационного укрытия (ПРУ).

Примерные контрольные тесты по теме «Первая медицинская помощь»

ВАРИАНТ 1

1. Дополните фразу: «_____ - является местное повреждение целостности тканей организма в результате механических, физических или химических воздействий».
2. Закончите фразу: «Раны сопровождаются кровотечением, болью, нарушением функций поврежденного организма и могут осложняться _____».
3. Дополните фразу: «_____ рана возникает под воздействием тупого ранящего орудия большой массы или обладающего большой скоростью».
4. Дополните фразу: «Транспортная _____ осуществляется посредством специальных шин или шин, изготовленных из подручных материалов».
5. Дополните фразу: «Перед рефлекторным вызыванием рвоты рекомендуется выпить несколько стаканов _____, или 0,25 – 0,5-процентного раствора питьевой соды, или 0,5-процентного раствора _____».
6. Дополните фразу: «Целью оказания первой медицинской помощи при отморожении является по возможности быстрое и полноценное восстановление _____ в пораженных тканях, для этого, прежде всего, необходимо их _____».
7. Дополните фразу: «Если одежда и обувь _____, а кожа _____, то электрическое сопротивление снижается, и опасность поражения током резко возрастает».
8. Дополните фразу: «Конец бинта разрывают продольно и завязывают узлом на стороне, _____ повреждению».
9. Установите соответствие между видами антисептики и ее основными характеристиками (ответ представьте в виде цифры с буквой, например 3 В).

1) Механическая антисептика

А) Уничтожение микробов и повышение иммунологической защиты организма; применяются антибиотики, ферменты или сыворотки

2) Химическая антисептика

Б) Использование физических факторов для уничтожения микробов; применяется гипертонический раствор или бактерицидная лампа

3) Физическая антисептика.

В) Первичная обработка раны, удаление инородных тел

4) Биологическая антисептика

Г) осуществляется с помощью дезинфицирующих средств и химиотерапевтических средств, синтетических сульфаниламидных препаратов

10. Установите очередность действий по наложению жгута:
А) жгут захватывают правой рукой у края с цепочкой, левой – на 30–40 см ближе к середине;
Б) последующие туры жгута накладывают по спирали, не растягивая, и фиксируют крючок в цепочке;
В) конечность со жгутом хорошо иммобилизируют с помощью транспортной шины или подручных средств;
Г) к жгуту или одежде пострадавшего прикрепляют записку с указанием даты и времени (часы, минуты) его наложения;
Д) жгут растягивают руками и накладывают первый циркулярный тур таким образом, чтобы начальный участок жгута перекрывался последующим туром;
Е) выше раны и ближе к ней на кожу накладывают прокладку из одежды или мягкой ткани;
Ж) для обеспечения оттока венозной крови конечность поднимают на 20–30 см.

ВАРИАНТ 2

1. Дополните фразу: «_____ - повреждения тканей организма вследствие механического воздействия, сопровождающегося нарушением целостности кожи и слизистых оболочек».
2. Закончите фразу: «Ушибленные раны обычно сильно _____».
3. Дополните фразу: «При _____ ранах наблюдается отслойка кожи и клетчатки с отделением их от подлежащих тканей».
4. Дополните фразу: «Недостаточная иммобилизация закрытого перелома может превратить его в _____ и тем самым утяжелить травму и ухудшить исход».
5. Дополните фразу: «Обезвреживание яда в организме осуществляется веществами, которые входят в химическое соединение с ядами, переводя их в _____ состояние».
6. Дополните фразу: «Тепловой удар – это болезненное состояние, вызванное _____ тела».
7. Дополните фразу: «Перевязку следует начинать с наиболее _____, места, постепенно переходя к более _____».
8. Дополните фразу: «Чрезмерное затягивание жгута может вызвать _____ мягких тканей (мышц, нервов, сосудов) и стать причиной развития параличей конечностей».
9. Установите соответствие между стадией отравления (интоксикации) и ее основными характеристиками (ответ представьте в виде цифры с буквой, например 3 В).

1) Стадия 1

А) Стадия характеризуется отсутствием всех рефлексов, наблюдаются признаки нарушения жизненно важных функций организма; на первый план выступают нарушения дыхания

2) Стадия 2

Б) Стадия характеризуется сонливостью, апатией, снижением реакции на внешние раздражители

3) Стадия 3

В) Стадия характеризуется потерей сознания, затрудненным глотанием, ослаблением кашлевого рефлекса, повышением температуры до 39–40oС

4) Стадия 4

Г) Стадия характеризуется постепенным восстановлением сознания; в первые сутки после пробуждения могут наблюдаться плаксивость, умеренное психомоторное возбуждение, нарушение сна

10. Установите очередность действий при наложении повязки «чепец»:
А) на втором циркулярном туре, дойдя до одной держалки, оборачивают бинт вокруг нее и поворачивают косо вверх на лобную кость;
Б) ленту широкого бинта (держалку) серединой укладывают на теменную область;
В) бинт направляется к другой держалке, закрывая при этом лоб и часть теменной области;
Г) конец бинта крепят к одной из держалок;
Д) начинают наложение повязки с циркулярного тура вокруг головы поверх держалок;
Е) концы бинта опускаются вертикально вниз, впереди ушных раковин;
Ж) держалки связывают под подбородком;
З) на противоположной стороне бинт также оборачивают вокруг держалки и направляют на затылочную область, закрывая часть затылка и темени.

ВАРИАНТ 3

1. Дополните фразу: «Колотая рана характеризуется небольшой зоной повреждения тканей и в очень редких случаях может стать источником _____ или _____».
2. Закончите фразу: «Обработку укушенных ран производят стерильным жидким мылом, которое убивает вирус _____».
3. Дополните фразу: «Антисептика – комплекс мероприятий, направленных на уничтожение _____ в ране или организме в целом».
4. Дополните фразу: «Отравление рассматривается как химическая _____, развивающаяся вследствие попадания в организм чужеродного вещества в токсической (отравляющей) дозе».
5. Дополните фразу: «Отравление медикаментами зачастую происходит при _____, когда человек принимает лекарственные препараты без назначения врача».
6. Дополните фразу: «Солнечный удар – состояние организма, которое наступает из-за сильного _____ головы прямыми солнечными лучами, под воздействием которых мозговые поверхностные сосуды расширяются, и происходит прилив _____».
7. Дополните фразу: «Особенность обширных ожогов состоит в том, что при них в патологический процесс почти всегда вовлекаются все органы и системы организма, возникают расстройства функций дыхания, кровообращения, выделения, появляются резкие _____, что зачастую обуславливает развитие ожогового _____».
8. Дополните фразу: «Сердечная недостаточность – это патологическое состояние, характеризующееся недостаточностью _____ вследствие снижения _____ функции сердца».
9. Установите соответствие между степенью отморожения и ее основной характеристикой (ответ представьте в виде цифры с буквой, например 3 В).

1) 1-я степень

А) Степень сопровождается омертвением кожи и подкожной клетчатки; кожа пораженного участка остается холодной, приобретает синюшную окраску, пульс на стопе или запястье ослабевает или вовсе исчезает

2) 2-я степень

Б) Степень, когда поражается базальный слой эпидермиса с образованием пузырей

3) 3-я степень

В) Степень сопровождается омертвением не только мягких тканей, развивается также омертвение кости

4) 4-я степень

Г) Степень характеризуется поражением поверхностного слоя кожи

10. Установите очередность действий при наложении повязки «перчатка»:
А) начинают наложение повязки с фиксирующих циркулярных туров вокруг лучезапястной области;
Б) сделав оборот вокруг запястья, переходят по тыльной поверхности на четвертый палец;
В) спиральными турами закрывают его и возвращаются по тылу кисти к запястью;
Г) бинт направляют по тыльной поверхности к ногтевой фаланге пятого пальца левой руки (на правой руке бинтование начинают со второго пальца);
Д) забинтовывают четвертый палец, а затем поочередно, в той же последовательности бинтуют третий и второй пальцы;
Е) заканчивают наложение повязки циркулярными турами вокруг лучезапястной области.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

В-1

В-2

В-3

1

Травмой

Раны

Сепсиса, газовой гангрены

2

Инфекцией

Загрязнены

Бешенства

3

Ушибленная

Скальпированных

Микробов

4

Иммобилизация

Открытый

Травма

5

Воды, марганцовки

Нейтральное

Самолечении

6

Кровообращения, согревание

Перегреванием

Перегрева, крови

7

Мокрые, влажная

Узкого, широкому

Боли, шока

8

Противоположной

Размозжение

Кровообращения, насосной

9

1в, 2г, 3б, 4а

1б, 2в, 3а, 4г

1г, 2б, 3а, 4в

10

е, ж, а, д, б, г, в

б, е, д, а, в, з, г, ж

а, г, в, б, д, е