1. Пояснительная записка
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Воспитание детей опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.
В настоящее время в системе дополнительного образования детей сложились определенные направления и формы в области воспитания и социализации детей, учитывающих их интересы, актуальные потребности современного российского общества и государства глобальные вызовы и условия развития страны и мирового сообщества.
В связи с этим предназначение данной программы заключается в том, что она призвана содействовать в формировании социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, экскурсионно-туристических и других направлений воспитательной деятельности.
Таким образом, на практике программа ориентирована на детей, подростков, молодежь и учитывает три ключевые направления деятельности:
- поддержка взросления (социализирующее общение, социальная адаптация и реабилитация);
- поддержка и помощь в экстраординарных и сложных жизненных обстоятельствах (отношения в семье, по месту жительства, проблемы трудоустройства и занятости, поддержка в кризисных ситуациях, социальная защита);
- обеспечение условий для инициативного и пoливариативного организованного проведения досуга (по возрастам, интересам и т.п.).
Цели и задачи программы:
- пропаганды и популяризации среди молодежи здорового и безопасного образа жизни;
- совершенствования форм и методов подготовки участников к безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях, по оказанию взаимопомощи;
- проверки уровня и качества практической подготовки участников по программам курса «Основы безопасности жизнедеятельности»;
Реализацию программы предлагается осуществлять на основе следующих принципов:
- создание условий для консолидации условий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения;
- обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей;
- приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей;
- непрерывности образования и воспитания;
- учета специфических региональных особенностей культуры, экологии и условий жизни;
- обеспечения подростку комфортной эмоциональной среды - «ситуации ycпexa » и развивающего общения;
- содействия выбору индивидуального образовательного маршрута и темпа его освоения.
Приоритеты реализации программы:
- создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности;
- формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;
- поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания;
- поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей;
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основной гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения;
- обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования, физической культуры и спорта, культуры и воспитания;
- формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей действительности;
- развитие на основе признания определенной роли семьи и соблюдения прав родителей кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания с целью совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения России.
Формы учебных занятий:
- Учебно-тренировочное занятие. Содержание учебного материала должно соответствовать обучающей и воспитательной задаче.
- Тематические экскурсии. Могут являться разновидностью занятий либо культурно-досуговым мероприятием.
- Дискуссии, ролевые игры по тематике программы.
- Досуговые, массовые мероприятия, соревнования, посвященные различным историческим памятным датам.
- Выездные формы занятий - экскурсии, профильные лагеря, экспедиции, соревнования.
Кроме названных выше существуют и другие формы занятий:
- походы по знаменательным историческим местам;
- участие в соревнованиях по традиционным и боевым искусствам;
- учебные семинары;
- помощь ветеранам войн;
- вахта памяти;
- показательные выступления.
2. Учебный план
Раздел |
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Итого |
|
Вводное |
1 |
- |
1 |
Основы обороны государства |
4 |
- |
4 |
Основы военной службы |
4 |
6 |
10 |
Гражданская оборона |
3 |
4 |
7 |
Основы медицинских знаний |
2 |
10 |
12 |
Итого: |
3. Содержание программы
Раздел 1. Основы обороны государства
п/п |
Тема |
Количество часов |
|
Теория |
Практика |
||
1 |
История создания Вооруженных Сил России |
1 |
|
2 |
Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и их предназначение |
1 |
|
3 |
Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа вооруженных сил |
1 |
|
4
|
Другие войска их состав и предназначение |
1 |
|
Раздел 2. Воинская обязанность
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
|
Теория |
Практика |
||
1 |
Общевоинские уставы |
1 |
|
2 |
Ритуалы вооруженных Сил Российской Федерации |
1 |
2 |
3 |
Размещение и быт военнослужащих |
1 |
2 |
4 |
Организация караульной службы |
1 |
2 |
Модуль 3. Гражданская оборона
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
|
Теория |
Практика |
||
1 |
Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны |
1 |
|
2 |
Основные виды оружия и их поражающие факторы |
1 |
|
3 |
Средства индивидуальной защиты |
1 |
4 |
Раздел 4. Основы медицинских знаний
№ |
Тема |
Количество часов |
|
Теория |
Практика |
||
1 |
Общие правила оказания первой помощи |
2 |
|
2 |
Оказание первой помощи при наружном кровотечении |
|
2 |
3 |
Оказание первой помощи при ушибах и переломах |
|
2 |
4 |
Первая помощь при неотложных состояниях |
|
4 |
5 |
Общие правила транспортировки пострадавшего |
|
2 |
4. Методическое обеспечение программ
Методика работы по программе характеризуется общим поиском эффективных технологий, позволяющих конструктивно воздействовать как на развитие физических качеств подростков, на решение их индивидуально-личностных проблем, так и на совершенствование среды их жизнедеятельности. Но главным образом - на поддержку подростка, имеющего проблемы психического, социально-бытового или социально-экономического плана.
Важнейшее требование к занятиям:
• дифференцированный подход к обучающимся с учетом их здоровья, физического развития, двигательной подготовленности;
• формирование у подростков навыков для самостоятельных занятий спортом и получения новых знаний.
Используются методика, основанная на постепенном изучении программного материала.
Дидактические принципы построения образовательного процесса
- Принцип сознательности. Обучающиеся должны знать и понимать цели и задачи обучения, а также пути достижения целей и задач обучения.
- Принцип активности. Необходимо построить учебный процесс таким образом, чтобы учащиеся не просто воспринимали предлагаемый материал, но и стремились закрепить полученные знания, умения и навыки, анализировали ошибки и достижения свои и товарищей, самостоятельно решали поставленные задачи.
- Принцип систематичности. Постепенная и последовательная подача нового материала, поэтапное увеличение объема и интенсивности физических нагрузок.
- Принцип наглядности. Обучение должно быть наглядным и включать е себя практический показ изучаемых действий, показ наглядных пособий, плакатов и фильмов, совместные занятия со старшими учащимися, посещение мероприятий по профилю деятельности и т.п.
- Принцип доступности. Предполагает своевременное изучение программного материала, его соответствие полу, возрастным особенностям и физическому развитию учащихся. Для каждой группы и подгруппы (звена) должен быть составлен рабочий (поурочный) план занятий и обеспечены нормальные условия образовательного процесса.
- Принцип прочности. Необходимо стремиться к тому, чтобы приобретенные знания, умения и навыки обучающихся были прочно закреплены, в первую очередь, практически. Для этого необходимо их участие в соревнованиях, где полученные умения и навыки можно проверить на практике, в выездных мероприятиях, а также постоянное поддержание интереса обучающихся к занятиям.
- Принцип контроля. Необходим регулярный контроль за усвоением обучающимися программного материала, что дает возможность анализировать ход образовательного процесса и вносить в него необходимые изменения.
Методы, используемые в процессе обучения
Все используемые методы условно можно разделить на группы:
- методы, оценивающие и стимулирующие деятельность личности;
- методы, побуждающие и формирующие определенную деятельность, сознание личности;
- методы самовоспитания, т.е. самоуправляемого воспитания, которое подразумевает систему самостоятельных упражнений и тренировок.
Рассмотрим более подробно используемые методы организации деятельности по программе:
- Метод убеждения - разъяснение, эмоционально-словесное воздействие, внушение, просьба.
- Словесные методы - рассказ, лекция, беседа, дискуссия, опрос, этическая беседа, диспут, инструкция, объяснение.
- Метод показа - демонстрация изучаемых действий, экскурсии, посещение соревнований и т.п.
- Метод упражнения - систематическое выполнение и повторение изучаемых действий, закрепление полученных знаний, умений и навыков.
- Метод состязательности - поддержание у обучающихся интереса к изучаемому материалу, проверка на практике действенности полученных знаний и умений, демонстрация и сравнение достижений обучающихся, определение успехов, ошибок и путей их исправления.
- Анкетирование, опрос обучающихся - позволяют выяснить состояние и динамику развития личностных качеств обучающихся и определить направления дальнейшего педагогического воздействия на них.
- Работа с родителями (родительские собрания, родительский комитет, индивидуальная работа: дает возможность для согласованного воздействия на обучающегося педагогов и родителей).
5. Список литературы
- Аванесов Н.Ю., Хайдарова С.Х. Военно-патриотическое воспитание школьников. Ташкент, 1988.
- Брысин П.М. Урок начальной военной подготовки. М., 1977.
- Катуков А.М., Цветаев Е.Н. Военно-патриотическое воспитание учащихся на занятиях по начальной военной подготовке. М.: Просвещение, 1985.
- Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. М.: Педагогика, 1986.
- Микрюков В.Ю. Самосовершенствование и обеспечение безопасности жизнедеятельности. М., 1999.
- Микрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. М.: Вузовская книга, 2000.
- Микрюков В.Ю. Традиции и инновации в военно-патриотическом образовании учащихся в современной Росс. М.: АВН, 2005.
- Науменко Ю. Учебник НВП. М., 1984.
- Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях Российской армии. М.: Воен. ун-т, 1997.
- Федоровская Г. О критериях оценок при проведении соревнований военно-патриотической направленности // Воспитание школьников. 2002. № 10. С. 25 – 29.
- Чудный В.С. Военно-патриотическое воспитание школьников. М.: ДОСААФ, 1980
- П.А.Гусак, А.М. Рогачев. Начальная военная подготовка. Справочное пособие .М: «Просвещение»,1987
- С.В.Баленко. Учебник выживания. Опыт элитного спецподразделения. – М: Яуза, Эксмо, 2006.
Литература к разделу программы «Общефизическая и специальная физическая подготовка»
- Верхошанский В.Я. Общефизическая подготовка. Методические рекомендации. - М.: ГЦОЛИФК, 1982.
Литература к разделу программы «Основы выживаемости»
- Базариый Ф Д. Основы выживаемости. Методическое пособие. - М., 1995.
- Правила поведения и действия населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах Гражданская оборона. Пособие. - М.: Воениздат, 1990.
- Сюньков В.Я. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. - М., 1992.
- Шойгy С.К. Не пустить беду на порог. Гражданская защита. - М , 1993.
- Бардин К.В. Азбука туризма.
Литература к разделу программы «Ориентирование, топография»
1. Колядов А.А. В помощь туристу. - М., 1985.
2. Ориентирование и топография Пособие для курсантов вузов - М.: Воениздат, 1990.
Документы и материалы на основании которых составлена программа
- Федеральный закон «Об образовании»;
- Городская программа «Столичное образование-5»;
- Должностная инструкция педагога дополнительного образования;
- Инструкция по охране труда;
Нормативно-правовые акты и документы:
- Конституция Российской Федерации.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.96 N~ 12-ФЗ (извлечения).
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
- Концепция модернизации российского образования.
- Федеральная программа развития образования в Российской Федерации.
- Программа развития воспитания в системе образования России на 2001-2003 гг. - (Мин. образование РФ).
- Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005 гг. (Приказ Минобразования РФ N~ 193 от 25.01.2002.).
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы».
- Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в обществе (2001-2005 годы)».
- Письмо Минобразования РФ от 03.06.2002. № 30-51-395/16. «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования».
- Проект Концепции дополнительного образования детей в Российской Федерации. - М.: ЦРСДДОД Минобразования РФ.
Средства необходимые для реализации программы
- Класс;
- Спортивный зал;
- Наглядные пособия по ОВС и ГО.
Примерные вопросы для итоговой аттестации
- История создания Вооруженных Сил Российской Федерации, ее связь с историей и становлением Российского государства.
- Дисциплинарная ответственность командира за правонарушения совершенные подчиненными.
- Виды поощрений и дисциплинарных взысканий, применяемых к военнослужащим.
- Обязанности военнослужащих перед построением и в строю.
- Действия личного состава по команде «К бою».
- Применение оружия военнослужащими для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости.
- Организационная структура Вооруженных сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск.
- Понятие о военной доктрине России. Основные принципы военной безопасности России.
- Основные термины и понятия строевой подготовки.
- Значение и правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Первая помощь в зависимости от возраста пострадавшего.
- Первая медицинская помощь при травмах. Способы иммобилизации и транспортировки пострадавшего.
- Первая медицинская помощь при ранениях. Понятие об асептике и антисептике. Понятие о повязке и перевязке. Виды повязок.
- Виды кровотечений и их характеристика. Способы остановки кровотечений.
- Топографические карты. Особенности и способы работы с топографической картой. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта; движение по азимутам.
- Ориентирование на местности по топографической карте. Современные средства ориентирования на местности.
- Порядок и способы оказание первой медицинской помощи в случае ранения мягких тканей головы.
- Порядок проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.
- Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при ранении в живот.
- Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при отморожении.
- Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударе.
- Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при вывихах и растяжениях.
- Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при переломах.
- Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при капиллярных и венозных кровотечениях.
- Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при артериальных кровотечениях.
- Порядок оказания экстренной медицинской помощи при авариях на химических производствах или использовании оружия массового поражения.
- Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при ожогах.
- Назначение, устройство и правила использования основных средств индивидуальной защиты человека (противогаз, респиратор, ватно-марлевая повязка, аптечка индивидуальная и др.)
- Характеристика основных средств коллективной защиты населения. Устройство и оборудование убежища и противорадиационного укрытия (ПРУ).
Примерные контрольные тесты по теме «Первая медицинская помощь»
ВАРИАНТ 1
1. Дополните фразу: «_____ - является местное повреждение целостности тканей организма в результате механических, физических или химических воздействий».
2. Закончите фразу: «Раны сопровождаются кровотечением, болью, нарушением функций поврежденного организма и могут осложняться _____».
3. Дополните фразу: «_____ рана возникает под воздействием тупого ранящего орудия большой массы или обладающего большой скоростью».
4. Дополните фразу: «Транспортная _____ осуществляется посредством специальных шин или шин, изготовленных из подручных материалов».
5. Дополните фразу: «Перед рефлекторным вызыванием рвоты рекомендуется выпить несколько стаканов _____, или 0,25 – 0,5-процентного раствора питьевой соды, или 0,5-процентного раствора _____».
6. Дополните фразу: «Целью оказания первой медицинской помощи при отморожении является по возможности быстрое и полноценное восстановление _____ в пораженных тканях, для этого, прежде всего, необходимо их _____».
7. Дополните фразу: «Если одежда и обувь _____, а кожа _____, то электрическое сопротивление снижается, и опасность поражения током резко возрастает».
8. Дополните фразу: «Конец бинта разрывают продольно и завязывают узлом на стороне, _____ повреждению».
9. Установите соответствие между видами антисептики и ее основными характеристиками (ответ представьте в виде цифры с буквой, например 3 В).
1) Механическая антисептика | А) Уничтожение микробов и повышение иммунологической защиты организма; применяются антибиотики, ферменты или сыворотки |
2) Химическая антисептика |
Б) Использование физических факторов для уничтожения микробов; применяется гипертонический раствор или бактерицидная лампа |
3) Физическая антисептика. |
В) Первичная обработка раны, удаление инородных тел |
4) Биологическая антисептика |
Г) осуществляется с помощью дезинфицирующих средств и химиотерапевтических средств, синтетических сульфаниламидных препаратов |
10. Установите очередность действий по наложению жгута:
А) жгут захватывают правой рукой у края с цепочкой, левой – на 30–40 см ближе к середине;
Б) последующие туры жгута накладывают по спирали, не растягивая, и фиксируют крючок в цепочке;
В) конечность со жгутом хорошо иммобилизируют с помощью транспортной шины или подручных средств;
Г) к жгуту или одежде пострадавшего прикрепляют записку с указанием даты и времени (часы, минуты) его наложения;
Д) жгут растягивают руками и накладывают первый циркулярный тур таким образом, чтобы начальный участок жгута перекрывался последующим туром;
Е) выше раны и ближе к ней на кожу накладывают прокладку из одежды или мягкой ткани;
Ж) для обеспечения оттока венозной крови конечность поднимают на 20–30 см.
ВАРИАНТ 2
1. Дополните фразу: «_____ - повреждения тканей организма вследствие механического воздействия, сопровождающегося нарушением целостности кожи и слизистых оболочек».
2. Закончите фразу: «Ушибленные раны обычно сильно _____».
3. Дополните фразу: «При _____ ранах наблюдается отслойка кожи и клетчатки с отделением их от подлежащих тканей».
4. Дополните фразу: «Недостаточная иммобилизация закрытого перелома может превратить его в _____ и тем самым утяжелить травму и ухудшить исход».
5. Дополните фразу: «Обезвреживание яда в организме осуществляется веществами, которые входят в химическое соединение с ядами, переводя их в _____ состояние».
6. Дополните фразу: «Тепловой удар – это болезненное состояние, вызванное _____ тела».
7. Дополните фразу: «Перевязку следует начинать с наиболее _____, места, постепенно переходя к более _____».
8. Дополните фразу: «Чрезмерное затягивание жгута может вызвать _____ мягких тканей (мышц, нервов, сосудов) и стать причиной развития параличей конечностей».
9. Установите соответствие между стадией отравления (интоксикации) и ее основными характеристиками (ответ представьте в виде цифры с буквой, например 3 В).
1) Стадия 1 |
А) Стадия характеризуется отсутствием всех рефлексов, наблюдаются признаки нарушения жизненно важных функций организма; на первый план выступают нарушения дыхания |
2) Стадия 2 |
Б) Стадия характеризуется сонливостью, апатией, снижением реакции на внешние раздражители |
3) Стадия 3 |
В) Стадия характеризуется потерей сознания, затрудненным глотанием, ослаблением кашлевого рефлекса, повышением температуры до 39–40oС |
4) Стадия 4 |
Г) Стадия характеризуется постепенным восстановлением сознания; в первые сутки после пробуждения могут наблюдаться плаксивость, умеренное психомоторное возбуждение, нарушение сна |
10. Установите очередность действий при наложении повязки «чепец»:
А) на втором циркулярном туре, дойдя до одной держалки, оборачивают бинт вокруг нее и поворачивают косо вверх на лобную кость;
Б) ленту широкого бинта (держалку) серединой укладывают на теменную область;
В) бинт направляется к другой держалке, закрывая при этом лоб и часть теменной области;
Г) конец бинта крепят к одной из держалок;
Д) начинают наложение повязки с циркулярного тура вокруг головы поверх держалок;
Е) концы бинта опускаются вертикально вниз, впереди ушных раковин;
Ж) держалки связывают под подбородком;
З) на противоположной стороне бинт также оборачивают вокруг держалки и направляют на затылочную область, закрывая часть затылка и темени.
ВАРИАНТ 3
1. Дополните фразу: «Колотая рана характеризуется небольшой зоной повреждения тканей и в очень редких случаях может стать источником _____ или _____».
2. Закончите фразу: «Обработку укушенных ран производят стерильным жидким мылом, которое убивает вирус _____».
3. Дополните фразу: «Антисептика – комплекс мероприятий, направленных на уничтожение _____ в ране или организме в целом».
4. Дополните фразу: «Отравление рассматривается как химическая _____, развивающаяся вследствие попадания в организм чужеродного вещества в токсической (отравляющей) дозе».
5. Дополните фразу: «Отравление медикаментами зачастую происходит при _____, когда человек принимает лекарственные препараты без назначения врача».
6. Дополните фразу: «Солнечный удар – состояние организма, которое наступает из-за сильного _____ головы прямыми солнечными лучами, под воздействием которых мозговые поверхностные сосуды расширяются, и происходит прилив _____».
7. Дополните фразу: «Особенность обширных ожогов состоит в том, что при них в патологический процесс почти всегда вовлекаются все органы и системы организма, возникают расстройства функций дыхания, кровообращения, выделения, появляются резкие _____, что зачастую обуславливает развитие ожогового _____».
8. Дополните фразу: «Сердечная недостаточность – это патологическое состояние, характеризующееся недостаточностью _____ вследствие снижения _____ функции сердца».
9. Установите соответствие между степенью отморожения и ее основной характеристикой (ответ представьте в виде цифры с буквой, например 3 В).
1) 1-я степень |
А) Степень сопровождается омертвением кожи и подкожной клетчатки; кожа пораженного участка остается холодной, приобретает синюшную окраску, пульс на стопе или запястье ослабевает или вовсе исчезает |
2) 2-я степень |
Б) Степень, когда поражается базальный слой эпидермиса с образованием пузырей |
3) 3-я степень |
В) Степень сопровождается омертвением не только мягких тканей, развивается также омертвение кости |
4) 4-я степень |
Г) Степень характеризуется поражением поверхностного слоя кожи |
10. Установите очередность действий при наложении повязки «перчатка»:
А) начинают наложение повязки с фиксирующих циркулярных туров вокруг лучезапястной области;
Б) сделав оборот вокруг запястья, переходят по тыльной поверхности на четвертый палец;
В) спиральными турами закрывают его и возвращаются по тылу кисти к запястью;
Г) бинт направляют по тыльной поверхности к ногтевой фаланге пятого пальца левой руки (на правой руке бинтование начинают со второго пальца);
Д) забинтовывают четвертый палец, а затем поочередно, в той же последовательности бинтуют третий и второй пальцы;
Е) заканчивают наложение повязки циркулярными турами вокруг лучезапястной области.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
№ |
В-1 |
В-2 |
В-3 |
1 |
Травмой |
Раны |
Сепсиса, газовой гангрены |
2 |
Инфекцией |
Загрязнены |
Бешенства |
3 |
Ушибленная |
Скальпированных |
Микробов |
4 |
Иммобилизация |
Открытый |
Травма |
5 |
Воды, марганцовки |
Нейтральное |
Самолечении |
6 |
Кровообращения, согревание |
Перегреванием |
Перегрева, крови |
7 |
Мокрые, влажная |
Узкого, широкому |
Боли, шока |
8 |
Противоположной |
Размозжение |
Кровообращения, насосной |
9 |
1в, 2г, 3б, 4а |
1б, 2в, 3а, 4г |
1г, 2б, 3а, 4в |
10 |
е, ж, а, д, б, г, в |
б, е, д, а, в, з, г, ж |
а, г, в, б, д, е |