Особенности формирования научного мировоззрения у младших школьников

Разделы: Информатика

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: мировоззрение и мировосприятие, научное познание, младшие школьники


Мировоззрение - это комплекс представлений и взглядов на окружающий мир, на свое определение в этом мире, на связь с реальностью. Это система философских, научных, политических, правовых, нравственных, эстетических идеалов и убеждений людей. Мировоззрение связывает всеобщую направленность деятельности и поведения человека. Мировоззрение - это комплекс взглядов, понятий и представлений об окружающем нас мире, т.е. о природе, обществе и мышлении. Естественно выходит, что научное мировоззрение учеников, формируется на протяжении всего школьного курса, так как учащиеся переходя из класса в класс, все полнее познают реальный мир, и в связи с тем, что все более многосторонней и яркой становится его учебная деятельность и общественно полезный труд. У учащихся младших классов привыкание к самостоятельной работе познавательного характера воспитываются на основе выполнения элементарной работы, которая связана либо с подготовкой внеклассных мероприятий по определенной теме, либо с поисковой работой, связанной с анализом творчества художника, поэта. Большие познания дают ученика младших классов экскурсии на производства. Школьник – это активная, формирующаяся личность, это примечается не только в том, что он сам старается смастерить что то, но и в том, что с удовольствием узнает, как делают тот или иной предмет. На это стремление школьника надо опереться в его ознакомлении с трудом людей, ведь труд - это великая область окружающего мира, основа общественной жизни. В младших классах ученикам даются элементы научного миропонимания, закладывается основы реалистических взглядов на явления природы и общественной жизни в соответствии с перспективой развития у них целостного мировоззрения.

Формирование мировоззрения в наши дни, тесно связано с квалифицированной пропагандой наших исторических достижений. Развивать, возвышать духовные интересы школьников, активно влиять на политический и нравственный облик ученика важнейшая миссия учителя. Основные знания, которые получают дети в начальных классах, помогают им уже на этой ступени познания осознать существенные связи и зависимости в явлениях природы и обществе, усвоить ряд главных идей, которые определяют запросы к их деятельности, поведению и духовным требованиям. В области явлений природы ученики младших классов познают в системе, например, следующие взаимосвязи: в природе происходит смена времен года, которая повторяется, для каждого времени года присущи свои признаки, в разные времена года многообразен труд людей в сельском хозяйстве; сезонные изменения связаны прежде всего с изменением температуры, которая зависит от положения местности по отношению к солнцу и от ветров.

Интеллектуальное развитие учеников младших классов в условиях современного подхода к учебному процессу несет в основную цель – формирование творчески мыслящей личности.

Следовательно, главнейшей задачей воспитания учащихся формулируются следующим образом:

  • организация и развитие внутренней культуры личности современного ученика, познавательных мотивов его деятельности;
  • формирование навыков умственной деятельности учащихся и их диалектического мышления;
  • совершенствование у учеников навыков рациональной организации учебного труда;
  • формирование у учащихся научного мировоззрения.

На главных ступенях направляющими факторами интеллектуального развития школьников стоят следующие факторы:

а) окружающая нас среда;

б) средства массовой информации;

в) новейшие достижения науки и техники;

г) развитие различных видов искусства.

В современных школах выделяются главные пути развития интеллектуальной культуры школьников:

  1. систематическое обучение учащихся, которое выстроено на основе принципов развивающего обучения;
  2. внеклассная работа по развитию умственных способностей.

Умственные способности связаны с формированием научного мировоззрения учащихся. Главную роль при этом играют мировоззренческие умения: обобщать теоретические факты и делать мировоззренческие выводы; умение выявлять содержание мировоззренческих идей, оценивать природные и социальные явления; уметь отстаивать и аргументировать свою позицию, доказывать несостоятельные идеи собеседника.

Прежде всего обратимся к толкованию самого понятия «мировоззрение». Термин - «мировоззрение», возник в конце ХVIII в. и впервые использовался немецкими философами.

В педагогике мировоззрение надо представить как характерную форму сознания человека, которая включает в себя систему его знаний, взглядов, убеждений, идеалов и которое выражает его отношение к природе и обществу и которые определяют его социальную и нравственно-эстетическую позиции и поведение в различных жизненных сферах (по И.Ф.Харламову).

Объективная характеристика суждений человека может быть разной. В зависимости от содержания мировоззрения и его отношений с научными знаниями, жизненными познаниями людей в истории развития человечества можно выделить главные пункты мировоззрения:

  • мифологическое – несуществующие представления людей о мире в силу отсутствия научных знаний о явлениях природы;
  • религиозное – представления о жизни и происхождении мира с позиций различных вероисповеданий; вера в существование бога, бессмертие души и т.д.; в то же время использование физических, исторических, философских и социальных знаний для объяснения некоторых явлений;
  • обыденное (житейское) – духовный опыт; разумный смысл; стихийные и не всегда классифицированные представления человека о мире;
  • научное – осмысление причинно-следственных связей, объясняющие развитие природных и общественных явлений.

Научное мировоззрения является объективно верным, так как собственно, различные науки служат источником развития мировоззренческих взглядов и убеждений.

Мировоззрение как целостно-психологическое образование имеет сложную и многогранную строение. Рассматривая определения мировоззрения, произведённые учеными с философской, педагогической и социологической точек зрения, можно заключать, что суть мировоззрения составляют знания, взгляды, убеждения, идеалы. Причем эти объекты рационально представить в виде объективного и субъективного компонентов в структуре мировоззрения.

Знания – комплекс научных истин, которые связаны с осознанием и владением сущности природных и общественных явлений. Для того, чтобы знания содействовали развитию и формированию научного мировоззрения, они должны приобрести для человека индивидуальный смысл.

Взгляды – понятия, индивидуальный вывод человека, который связан с пояснением природных и общественных явлений и проявляет его отношение к этим явлениям.

Убеждения –комплекс глубоко осознанных и экспансивно пережитых идей, определяющих решительность жизненных позиций личности, характер ее деятельности и поведения. Убеждения – это твёрдость человека в точности своих взглядов, которую он приобрел в результате своего жизненного опыта.

Идеал – это понимание и экспансивное принятие наивысшего достоинства в различных жизненных сферах.

Академик Б.Т.Лихачев в ряду структурных элементов называет также интеллектуальные чувства и теоретическое мышление, относя их к субъективному компоненту. Интеллектуальные чувства при этом, Б.Т.Лихачев рассматривает как органические свойства убеждений в виде радости познания, веры в истину, социальный оптимизм и целеустремленность. Теоретическое мышление он представляет как воспитанную человеческую способность созидательного осмысления знаний, явлений действительности, совершенствования мировоззрения и направления воли на реализацию убеждений.

Мировоззрение реализовывает ряд значительных общественных функций. В современной педагогике существуют различные классификации функций мировоззрения. Рассмотрим некоторые из них.

Функции мировоззрения по Б.Т.Лихачеву: просветительная, воспитательная, развивающая, организационная, прогностическая.
Просветительная – научное мировоззрение облегчает ученику понимать такие понятия, как явления природы, обеспечивает его методами познания действительности, наполняет системой духовно-ценностных ориентаций.

Воспитательная – определенные учеником взгляды и убеждения требуют от него проявления определенных морально-волевых качеств и эстетического отношения к действительности.

Развивающая – индивидуальная духовная работа по освоению содержания мировоззрения вовлекает в активную деятельность мышление, делая его гибким и творческим.

Организационная – научное мировоззрение проявляется окончательной позицией в практической деятельности учащихся.
Прогностическая – научно-теоретическое и практическое осмысление тенденций развития природы и общества, выдвижение созидательных идей, направленных на преобразование окружающей действительности.

Дидактические условия формирования научного мировоззрения:

а) донесение научной доказательности, логической убедительности и непротиворечивости всех усваиваемых выводов мировоззренческого характера:

  • представление информации в ярких и убедительных фактах и их глубокого анализа;
  • снабжение научного разъяснения всех изучаемых явлений, процессов и их причинно-следственных связей;
  • направление учащихся к выяснению всех возникающих у них в ходе обучения вопросов, развитие заинтересованного отношения учащихся к изучаемой информации.
  • тесная связь обучения с жизнью; втягивание школьников в практическую деятельность, позволяющую осмыслить изучаемый материал.

б) изучение исторического изменения при изучении программного материала.

в) воспитание познавательной активности и самостоятельности учащихся в процессе урочных и внеурочных занятий (факультативов, кружков).

г) учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса (младшие школьники в силу отсутствия жизненного опыта не могут иметь сформированное мировоззрение).

д) воздействие учителя (престиж педагога, показ им собственных мировоззренческих позиций, которые основаны на верном понимании эпизодов развития природы и общества, являются примером для учащихся).

Нравственные нормы – это «выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни» (И.Ф.Харламов).

Это выражение направляет нас к толкованию термина «мораль». С латинского языка - «моралис» обозначает уклад, привычку, нравы. В современном толковании мораль обозначает следующее: «Мораль – особый способ духовного освоения действительности, организующий и регулирующий общественную жизнь человека через выработку общечеловеческих духовных ценностей и свободное, добровольное и бескорыстное следование им» (В.А.Кондрашов «Нравственные ценности и личность»).
По этическим нормам – мораль объясняют как систему выработанных в обществе норм, правил и требований, относящихся к личности в различных сферах жизни и деятельности.

Таким образом нравственность – это личностная характеристика, которая объединяет такие качества и свойства как доброта, честность, справедливость, трудолюбие, ответственность, порядочность и т.д. (В.А.Сластенин).

И.Ф.Харламов в свою очередь определяет нравственность человека как совокупность его сознания, чувств, навыков и привычек поведения, связанных с соблюдением этих норм и требований.

Исходя из сказанного выше можно определить цель нравственного воспитания – формирование у учеников младших классов нравственного сознания, нравственных чувств, нравственных навыков и привычек поведения.

Нравственное сознание – знание этических взглядов и норм, осмысление соответствия своей моральной позиции принятым в окружении нормам (Б.Т.Лихачев).

Нравственные ценности – значительность объектов окружающего мира для человека, группы людей, общества в целом; оценка этой значимости, исходя из моральных принципов, норм, идеалов, установок, целей (БЭС). Все нравственные ценности В.С.Кукушин делит на объективные (ценности вокруг нас – добро, справедливость, милосердие и т.д.) и субъективные (ценности внутри нас – качества личности). Задача учителя – объективные ценности переместить в область внутренних качеств личности.

Нравственные чувства – субъективное восприятие учеником нравственных норм, принципов, идеалов, выражающееся в его отношении к себе, к окружающим людям, к природе, к совершающимся событиям, ко всей окружающей действительности.
Нравственное поведение – умышленное следование человека в собственных поступках и действиях моральным принципам и нормам (Б.Т.Лихачев).

Критерии нравственной воспитанности личности (Н.Горожанкина):

  •  глубина осмысления правил морали;
  •  степень развитости и сформированности нравственных умений, навыков и привычек нравственного поведения;
  • характер моральной ориентации в сложных нравственных ситуациях;
  •  степень принципиальности;
  •  меры нравственной требовательности к себе, к людям;
  • характер поведения наедине с собой и в коллективе;
  •  наличие гуманистических черт характера и поведения;
  •  степень уважительного и доброжелательного отношения к людям;
  •  уровень развития чувства собственного достоинства;
  •  уровень развития совести, чести, стыда.

Список литературы

1.Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения / Б.П.Есипов. М.: Логос, 2002. 284 с.

2. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении: Единство и особенности овладения учащимися знаниями и методами самостоятельной познавательной деятельности. / П.И.Пидкасистый, В.И.Коротяев. М.: Педагогика, 2012. 183 с.

3. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. /Д.Б. Эльконин. М., 2008. 275 с.

4. Педагогика. Харламов И.Ф. Учебник. Опубликовано в Литература. 29 Сен 2013.

5. Лихачев Б.Т. Л65 Философия воспитания: спец. курс / Б.Т. Лихачев. – Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.