Как писал Симон Соловейчик: «Больше всего притягательны люди, которые не обладают сильными характерами, занимают очень скромные должности, неотличимы от сослуживцев, тем не менее, живут жизнью самых великих людей, такая же страсть, такая же высота духа, такое же чувство личной ответственности перед миром. Быть может, именно их Сент-Экзюпери называл вестниками чудесного. Только они сами про себя этого не знают». Эти слова в полной мере можно отнести к портрету моего дяди, Винокурова Василия Николаевича, учителя по призванию. С детских лет я слышала только лестные слова, добрую память о родном человеке. От души радовалась этому и мечтала стать учителем начальных классов. Именно достойный пример Василия Николаевича подтолкнул меня выбрать профессию школьного учителя. Убеждена в том, что труд учителя дает несравнимую ни с чем радость творения, общения с детьми, желание узнать неизведанное, благодарность своих учеников. От учителя начальных классов требуется максимум терпения, здравого смысла, такт и глубокие разносторонние знания. И это стало делом всей моей жизни.
Главная задача моей работы – вызвать у ребенка желание учиться, независимо от индивидуальных особенностей. Следуя утверждению В.А.Сухомлинского: «Не судите ребенка по знаниям, судите его по старанию, по нравственным качествам; обращайтесь не только к уму, а прежде всего, к сердцу ребенка», стремлюсь прочувствовать состояние ребенка, понять какие у него трудности и достижения, чтобы помочь, при необходимости, поддержать и направить его. Дать возможность каждому ученику ощутить свои силы, поверить в себя. Ребенок должен иметь возможность реализовать собственные таланты и возможности. Чтобы сформировать активную познавательную деятельность детей, необходимо поощрять самостоятельность и оригинальность в познании. Наставление Дистерверга учителям: «Побуждай ученика перерабатывать материал, вкорени ему это настолько в привычку, чтобы он не умел поступать иначе, чувствовал себя неспокойным, когда этого не делается, чтобы он чувствовал в этом внутреннюю потребность!»
Так хочется, чтобы мои ученики были способны к независимым действиям, суждениям, обладали инициативой, решительностью. Если предоставить ребенку познавательную самостоятельность, то это приводит к познавательной активности автоматически, а потому всегда сопровождается положительным эмоциональным фоном. Саморазвитие ребенка идет нелинейно и одновременно во всех направлениях. Одним из таких направлений является – этнокультуроведческий подход в обучении.
В настоящее время наблюдается рост национального самосознания, возрождения национальных культур. В этом направлении главной задачей в работе для меня является – приобщение ребят к культуре и традициям народов, проживающих на территории Якутии. Считаю актуальным – формирование у обучающихся русскоязычных школ интереса и уважения к коренным народам, к их труду, языку и жизни вообще. Знания и навыки, приобретенные на занятиях, когда-нибудь пригодятся школьникам и во взрослой жизни, поэтому стремлюсь вызвать их интерес к изучению и восприятию всей душой этнокультуры разных народов.
Этнокультуроведческий подход в обучении включает в себя и развитие креативности младших школьников. Театральное творчество, словотворчество, проектирование на уроках технологии, включающие фольклорный материал – все эти формы, которые я использую для развития продуктивного воображения. Уверена, в будущем, это даст возможность ребенку соотносить личный художественный опыт с процессами развития других эпох, регионов, культур.
А как ребята радуются своим первым шагам по самовыражению в слове! Сочиняя стихи, сказки, рассказы дети впервые углубляют и расширяют на серьезный лад эмоциональную жизнь. Вместе с ними от души радуюсь и я. И неважно, если литературное творчество будет кратким и эпизодическим явлением в развитии. Главное, что это позволяет ребенку упражнять свои творческие стремления и навыки и, не менее важное, овладевать человеческой речью – самым тонким и сложным орудием формирования и передачи человеческой мысли, внутреннего мира. Именно язык ставит в качестве главного инструмента, помогающего человеку выйти в «просвет бытия». Мартин Хайдегер: «Поскольку растение и животное, хотя всегда и очерчены своей окружающей средой, однако никогда не вступают свободно в просвет бытия, а только он есть «мир», поскольку у них нет языка…» Помимо владения речью, для человека богатейшим источником знаний о существенной части окружающей действительности является – труд.
Приучая детей к труду в начальных классах, мы не только воспитываем трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе и т.д., но и решаем специальные задачи, направленные на коррекцию деятельности школьников (ориентация в заданиях, ход работ, контроль за работой), осуществляем исправление недостатков познавательной деятельности. Ребенок оценивает продукт своей деятельности через сравнение себя с другими. Результаты сравнения ученику небезразличны: он ими доволен или не доволен, успокаивается или начинает беспокоиться. Тут ребенок ориентируется в условиях труда, формирует цель для себя, контролирует ход действий для успешного осуществления трудовой деятельности. В этом направлении современная педагогика предусматривает новую организационную форму работы в начальной школе – учебный проект, который предусматривает переориентацию обучения с готовых знаний, умений и навыков – на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности, как нравственной характеристики личности.
Конечно, возраст накладывает ограничения на организацию проектной деятельности младших школьников, однако начинать вовлекать ребят в проектную деятельность нужно обязательно. Именно в этом возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Темы детских проектов выбираю из содержания учебных предметов или близких к ним областей. А наиболее приемлемыми видами проектов в начальной школе считаю - исследовательские, творческие, игровые. «Всю нашу жизнь, с большим основанием, можно рассматривать как чередование различных проектов. Задача учителя научить ребенка планировать и успешно реализовывать «свои жизненные проекты».
Я учитель начальных классов. Учить детей – дело всей моей жизни. Я верю в то, что делаю. Верю и надеюсь, что мои ученики будут достойными гражданами нашего общества.