Предметные компетенции в содержании ФГОС среднего (полного) общего образования

Разделы: Физика

Классы: 9, 10, 11

Ключевые слова: ФГОС


Внедрение компетентностного подхода в систему образования направлено на улучшение взаимодействия с рынком труда, повышение конкурентоспособности специалистов, обновление содержания, методологии и соответствующей среды обучения.

В соответствии со спецификой содержания образования целесообразно придерживаться трехуровневой иерархии компетенций, предложенной А.В.Хуторским:

  • ключевые, которые надпредметны и междисциплинарные;
  • общепредметные, иногда их называют метапредметные, применимые к отдельным образовательным областям и имеющие интегративный характер;
  • предметные, формируемые при изучении конкретных дисциплин. В частности, физические компетенции учащихся относятся к данному виду.

Предметные компетенции – это значит задать перечень предметных профессионально-ориентированных вопросов, ситуаций и задач теоретического и прикладного характера, к решению которых должен быть подготовлен ученик после изучения предмета. Они обычно приводятся в программах учебных предметов (дисциплин) в разделе «Требования к уровню освоения предмета». В зависимости от образовательных функций предметов и их цикловой принадлежности в примерные и рабочие программы предметов (или дисциплин) могут включаться отдельные надпрофессиональные, общепрофессиональные, профессиональные и предметно-цикловые задачи.

Уже сейчас необходимо знать, какие требования к образованию предъявляют стандарты второго поколения, и использовать новые подходы в работе.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования был утвержден Приказом Минобрнауки РФ в декабре 2010 г., а среднего общего образования – в мае 2012 г.

 Федеральный государственный стандарт представляет собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

Стандарт представляет собой принципиально новый для школы документ, который разработан на основе глубокого анализа и синтеза ведущих культурологических, научных психолого-педагогических, социологических концепций и теорий, а также достижений современных перспективных тенденций в практике зарубежного и российского образования.

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ в проекте стандарта второго поколения представлены в виде совокупности компетенций выпускника, определяемых личностными потребностями и государственным заказом к их подготовке. В стандарте отражаются требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценивания образовательных результатов выпускников, деятельности педагогов и системы образования в целом. Предлагается ввести систему открытых требований к уровню подготовки учащихся и критериев оценки их достижений. В связи с этим Т.М. Ковалева подчеркивает значимость «идеи открытого заказа на школьное образование», сформулированной в новом стандарте.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы, ее условиям реализации и структуре учитывают индивидуальные и возрастные особенности обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования. Они включают образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья сразу гиперссылка на интернет и инвалидов, а также значимость данной ступени общего образования для продолжения обучения в образовательных учреждениях профессионального образования, профессиональной деятельности и успешной социализации.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, устанавливающий главную цель развития личности учащегося. Образовательная система отказывается от традиционного представления результатов обучения в форме знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми обучающийся обязан овладеть. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов:

  • личностным, включающим способность и готовность обучающихся к личностному самоопределению и саморазвитию. Сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых межличностных и социальных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих гражданские и личностные позиции в деятельности, способность устанавливать цели и определять жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме, правосознание;
  • метапредметным, включающим усвоенные обучающимися межпредметные универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные) и понятия, способность их применения в социальной и познавательной практике, самостоятельность в осуществлении учебной деятельности, в планировании и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, социальной и проектной деятельности;
  • предметным, включающим усвоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, характерные для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на углубленном уровне ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.

Предметные результаты освоения интегрированных учебных предметов ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать возможность последующего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.

Предмет «Физика» относится к предметной области «Естественные науки» и включает предметные результаты:

«Физика» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса физики должны отражать:

  • сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
  • владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;
  •  владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
  •  сформированность умения решать физические задачи;
  •  сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;
  • сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

«Физика» (углубленный уровень) – требования к предметным результатам освоения углубленного курса физики должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:

  • сформированность системы знаний об общих физических закономерностях, законах, теориях, представлений о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях;
  •  сформированность умения исследовать и анализировать разнообразные физические явления и свойства объектов, объяснять принципы работы и характеристики приборов и устройств, объяснять связь основных космических объектов с геофизическими явлениями;
  • владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;
  •  владение методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, описания и анализа полученной измерительной информации, определения достоверности полученного результата;
  • сформированность умений прогнозировать, анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с физическими процессами, с позиций экологической безопасности.

Таким образом, под предметной компетенцией мы будем понимать способность реализации обучающимися различных знаний, умений и навыков в области предмета и применение этих знаний на практике и в дальнейшем образовании.