Уроки географии и патриотическое воспитание детей с интеллектуальными нарушениями

Разделы: География, Патриотическое воспитание

Классы: 6, 7, 8, 9

Ключевые слова: патриотическое воспитание, география, духовно-нравственное воспитание


Любить свою Родину, – значит, знать ее.
В.Г.Белинский

 

Образовательные организации, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы, кроме коррекционно-педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе, должны решать вопросы его социализации. Согласно самому общему определению, социализация – это процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного развития, то есть преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально-нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирования мировоззрения.

Еще Л.С.Выготский писал, что «аномальный ребенок» проходит все те же стадии развития, что и нормально развивающийся, только развитие его происходит на дефектной основе. Поэтому перед образовательной организацией, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы, кроме коррекционных задач стоят такие же задачи, как и перед всем образованием.

В настоящее время особое внимание государства уделяется воспитанию подрастающего поколения в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны. Такая задача стоит перед обществом в целом и перед образованием в частности.

В одном из своих выступлений В.В.Путин сказал, что «мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее».

Большую роль в воспитании чувства патриотизма и любви к своей Родине играет география. «География в процессе становления личности человека играет большую роль. Она дает представление о картине мира и помогает определить место в этом мире, сформироваться как личности, воспитывает чувство любви к своему родному краю и Отечеству». Так говорится в Концепции Молодёжного клуба Русского географического общества.

Географии уделяется особое значение на уровне Правительства России, об этом свидетельствует тот факт, что 15 мая 2019 года Владимир Владимирович Путин утвердил Перечень поручений по вопросам популяризации географии.

География, как учебный предмет, синтезирует многие компоненты общественно-научного и естественно-научного знания. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает обучающимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.

Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями предусматривает формирование у них представлений о своей «малой» родине, ее людях; положительное отношение к своему национальному языку и культуре.

Познание мира начинается с его восприятия. В структуре психики ребенка с интеллектуальными нарушениями в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. Наиболее выраженным нарушенным при интеллектуальной недостаточности является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. У такого ребенка восприятие, хотя и считается наиболее сохранным, все же происходит на дефектной основе, поэтому для него характерно нарушение объема и темпа восприятия, недостаточная его дифференцировка.

Родина начинается там, где родился и живет человек. Поэтому формирование любви к Родине начинается с формирования представлений о своей «малой» родине. В.А.Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал «Красота родного края – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Вот эту красоту и познаём, изучая географию родного края.

Формирование у детей с нарушением интеллекта представлений о Родине, о родном крае, как и формирование любых других представлений, происходит на дефектной основе. Для представлений таких детей свойственна недифференцированость, фрагментарность, уподобление образов. Следовательно, для формирования полноценных представлений о родном крае как части большой страны, необходимо специально организованное обучение.

Знакомство с географией как наукой, как учебным предметом начинается со знакомства с местностью, где живут и обучаются дети. Во время прогулок по улицам родного поселка их внимание обращается на название улиц, историю происхождения этого названия. Так как в нашей образовательной организации обучаются дети из разных населенных пунктов, то уточняется, есть ли в их населенном пункте улица с таким же названием. Во время походов, экскурсий внимание детей обращается на водоемы, которые расположены на пути следования. Дети знакомятся с их названием и происхождением этого названия. Затем во время урока географии выясняется, какие водоемы есть в тех местностях, где живут дети, уточняется, знают ли дети их названия. Для уточнения названий водоемов своей местности детям предлагается обратиться за помощью к родителям, бабушкам, дедушкам или другим взрослым, проживающим на той же территории. Особый интерес у детей возникает, когда они узнают, что проживая в разных территориях, у них протекает одна и та же река. Затем они находят реку на карте района или области и прослеживают ее путь от истока до устья, находя по пути свои населенные пункты. Так постепенно у детей с интеллектуальными нарушениями формируется интерес к изучению родного края. Самостоятельно перенести полученные на уроках знания дети с интеллектуальными нарушениями на свою местность не могут. Как показывает практика, без специально организованного обучения и помощи взрослых знания о родном крае у них остаются очень скудными.

Изучение других материков и стран происходит в постоянном сравнении с нашей местностью, местностью, где проживают дети. Во время Чемпионата мира по футболу в 2018 году обучающиеся находили информацию о командах, которые приезжали на игры в Екатеринбург. Изучали географические особенности той страны, занятия населения и сравнивали полученную информацию с тем, что знают о нашей местности, выдвигали предположения, как могут чувствовать себя люди с другого континента у нас, как бы мы чувствовали себя у них.

При изучении России постепенно у детей с интеллектуальными нарушениями воспитывается гордость за её народ, живущий в самых разных климатических и природных условиях. Гордость за необозримые просторы, оставленные нашими предками современному поколению людей, которые просто обязаны сохранить её богатства и приумножить их для следующего.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному можно сделать вывод, что при специально организованном обучении на уроках географии формируется интерес к изучению своего родного края, своей страны и как следствие воспитывается любовь к своей Родине.

Чтобы воспитать чувство любви к Родине, необходимо ее знать. А ведь известно, что любовь к большой Родине начинается с любви к малой Родине – своему родному уголку. «Люблю и знаю, Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем глубже знаю» - высказался когда-то писатель, географ Ю.К.Ефремов.