Цель как формулировка конечного результата урока: получить представление об уникальном объекте — Вселенной в целом, узнать, как решается вопрос о конечности или бесконечности Вселенной, о парадоксах, связанных с этим, о теоретических положениях общей теории относительности, лежащих в основе построения космологических моделей Вселенной.
ЗАДАЧИ КАК ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательная: повторить, как формулируется закон всемирного тяготения, вспомнить, из каких объектов состоит Вселенная; объяснить, как наукой доказывается связь закона всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной; изучить противоречия фотометрического парадокса; объяснить необходимость привлечения общей теории относительности для построения модели Вселенной.
Развивающая: развитие логического мышления путём систематизации фактов, развитие наблюдательности, формирование мировоззрения, развитие познавательной активности, умений делать выводы, применять полученные знания для объяснения явлений.
Воспитательная: развитие коммуникативных компетенций, развитие умения слушать других и говорить, содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.
Оборудование к уроку: компьютер с проектором или интерактивная доска, дополнительные материалы: презентация, сопровождающая по материалу темы урока, видеофильм 100 величайших открытий: Астрономия (5-я серия).
СТРУКТУРА УРОКА (ПЛАН, ОТРАЖАЮЩИЙ ЭТАПЫ УРОКА)
- Организационный этап
- Мотивационный этап: начало параграфа (постановка проблемы)
- Этап изучения нового материала: материал, изложенный в учебнике + дополнительный материал и просмотр учебно-познавательного видеофильма.
- Закрепление изученного материала.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
РАСКРЫТИЕ СОДЕРЖАНИЯ ЭТАПОВ УРОКА
Организационный этап: Астрономия – счастливая наука: она, по выражению французского ученого Араго, не нуждается в украшениях. Достижения её настолько захватывающи, что не приходится прилагать особых забот для привлечения к ним внимания. Однако наука о небе состоит не только из удивительных откровений и смелых теорий. В этой науке, как и в любой другой, есть свои противоречия. С ними мы сегодня и познакомимся.
Вспомним, как формулируется закон всемирного тяготения? Из каких объектов состоит Вселенная?
Мотивационный этап: Астрономия изучает не только отдельные небесные тела и их группы: звёзды, планеты, скопления звёзд, галактики и их скопления, объектов её изучения является Вселенная как единое целое. При изучении небесных тел мы можем сравнивать их между собой, проследить их эволюцию. При изучении Вселенной мы этого делать не можем, так как Вселенная уникальна, мы не можем посмотреть на неё со стороны и сравнить с другой Вселенной.
Этап изучения нового материала: Просмотр фрагмента фильма 100 величайших открытий: Астрономия (5-я серия) об общей теории относительности и расширении Вселенной. Рассказ-объяснение учителя с использованием мультимедийной презентации (за основу материал, изложенный в учебнике, параграф 34).