«Педагогика должна быть духовной и воспитывать духовную общность».
Ш.А.Амонашвили
«Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его
нравственно, значит вырастить угрозу для общества».
Л.С.Выготский
Пояснительная записка
Начальное общее образование - первая ступень общего образования. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели начальной школы и призван обеспечить следующие цели:
- Развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
- Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
- Освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
- Охрану и укрепление здоровья;
- Сохранение и поддержку индивидуальности ребёнка.
Воспитание - это управление процессом развития личности школьника. Оно требует умения определять индивидуальное своеобразие ребёнка, его потенциальные возможности, умения провести, если необходимо, коррекцию его сознания и поведения.
Основным объектом воспитательного процесса в школе является личность школьника как носителя социально ценностных отношений, как индивидуальность с неповторимым своеобразием черт и качеств, свободно проявляющая своё личностное «Я».
Добро, порядочность, ум, знания, любовь, дружба-все эти понятия нельзя отменять или заменить. Научить следовать этим моральным принципам – это и есть воспитание.
Становиться личностью трудно, воспитание помогает человеку стать личностью, направляя усилия и корректируя реальные действительные отношения ребёнка.
В социальном опыте человека особенно важен первый, хотя бы робкий успех в жизни. Для ребёнка естественным «полигоном» радостей и разочарований, успехов и неудач является школа и всё то, что с ней связано. Школа как фактор, твёрдо определяющий в каком направлении пойдёт развитие личности - позитивном или отягощённом грузом постоянных срывов и неудач. Убеждена, что если ребёнку добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни.
Духовно-нравственное воспитание ребёнка происходит путём присвоения им общественно-исторического опыта человечества в процессе предметно-практической деятельности и усвоения норм человеческих взаимоотношений. Эти нормы выступают как образцы, где в концентрированном виде сосредоточены лучшие черты качества личности, нравственные эталоны, принятые в социуме.
Входя в мотивационную сферу личности, такой образец функционирует по принципу непосредственно действующей потребности, детерминируя этим поведением и деятельность ребёнка. Именно деятельность выступает психологической основой реализации образца.
Наиболее активно усвоение и присвоение образцов деятельности и поведения социальных норм происходит в младшем школьном возрасте, когда растущий человек стремится к утверждению себя в мире взрослых, следуя образцам социума, сфокусированным в традициях и обычаях. Народные традиции, духовная культура выступает реальным регулятором развивающегося самосознания и поведения растущего человека.
Передача подрастающему поколению духовно-нравственных ценностей предшествующих поколений, прогрессивных традиций народа осуществляется через труд, добротворческую созидательную деятельность и через приобщение молодёжи к своей истории и произведениями народного творчества - музыкально-танцевального, Народные праздники, эпос, легенды, сказки, пословицы и поговорки, в которых воплощена народная мудрость (особенно богатые морально-этическими назиданиями, наставлениями) - во многом отражают бесценный педагогический опыт, направленный на приобщение к богатствам национальной, а через них - мировой культуры, следование нормам общечеловеческих ценностей и велению совести, воспитание личной порядочности, доброты, принципиальности, сочетающейся с терпимостью к инакомыслию, не приносящего вреда людям.
Знание традиционной духовной культуры своего этносоциума способствует зарождению интереса к традициям и культуре других народов, что является основой формирования социально-этических норм поведения с высокой культурой межличностного общения и межнациональных отношений.
Возрождение национального самосознания в единстве с нравственным опытом поведения и духовностью культуры приобретает в настоящее время особую актуальность. Оно определяется возрастающей ролью человека в создании материальных и духовных ценностей и способствует формированию гармоничной и конкурентоспособной личности.
Мы должны передать молодому поколению культуру данного общества, накопленную предыдущими поколениями.
Принципы воспитательной программы «Мы славяне»
- Возвращение к истокам. Воспитание любви к Отечеству Земному и Небесному.
- Формирование у учащихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения.
- Воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью «Гражданина-патриота России».
- Формирование нравственной культуры учащихся.
- Развитие любознательности, познавательных интересов, творческих способностей,
- Ориентация на истинные ценности и опора на национальные, региональные и местные традиции.
- Личностно-ориентированный подход в образовании:
- восприятие ребёнка, как личности вне зависимости от того, что и как он делает и принятие его таким, какой он есть;
- внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творческой активности младших школьников;
- представление психологической свободы ребёнку;
- повышение и укрепление самооценки;
- создание творчески обогащённой среды;
- творческая позиция педагога.
- Принцип единства образования, воспитания, развития.
- Учёт возрастных особенностей учащихся, психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса.
- Индивидуализация и дифференциация мотивационной сферы.
- Интеграция основного и дополнительного образования на основе личностно-ориентированного воспитания.
- Использование инновационных технологий воспитания, направленных на развитие креативных способностей личности (исследовательская деятельностей, театрализация, проектная деятельность, кружковая работа).
- Экспериментальная деятельность учителя и педагога дополнительного образования.
- Творческое сотрудничество с храмом Святителя Николая Чудотворца в Кочаках.
Подходы к воспитанию
1. Личностный подход (признание личности ребёнка высшей социальной ценностью)
2. Деятельный подход (ребёнок не готовится в школе к будущей жизни - он уже живёт реальной сегодняшней жизнью).
3. Средовый подход (включение каждого ребёнка в деятельность и проблемы социума).
4. Гуманизация межличностных отношений (уважительное отношение к ребёнку, к его мнению, доброта и понимание).
5. Комплексный подход (воспитание и развитие актуальных качеств личности ребёнка параллельно, а не по очереди. Единство воспитания и обучения.)
Направления воспитательной работы
1. Гражданско-патриотическое воспитание: воспитание нравственных качеств личности, ответственности, уважения к истории Отечества, любви к своей Родине, стране, городу, к окружающей среде и природе. Формирование чувств интернациональной общности.
2. Духовно-нравственное воспитание:
- формирование интереса к истокам духовности нации;
- знакомство с выдающимися достижениями православной культуры.
3. Художественно-эстетическое воспитание: формирование интереса к творчеству и культуре, воспитание хорошего вкуса, норм поведения в обществе.
4. Спортивно-массовая работа: воспитание человека здорового нравственно и физически. Воспитание чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи.
5. Трудовое воспитание: воспитание трудолюбия, бережного отношения к школьному и личному имуществу. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс детского коллектива.
Структура воспитательной работы класса по программе «Мы славяне»
- Урок
- Дополнительное образование
- Внеклассная и внешкольная работа
- Общение
- Семья
- Социум
Формы работы
- Коллективные творческие дела
- Социальная педагогика
- Библиотечные часы
- Тематические классные часы
- Новые технологии
- Семейная педагогика
- Кружок «Умелые руки»
- Кружок «Мы славяне»
- Конкурсы, олимпиады
Диагностика воспитанности школьников начальных классов
Уровень воспитанности - степень сформированности в соответствии с возрастом важнейших качеств личности.
Уровни воспитанности
Низкий |
Средний |
Хороший |
Высокий |
Слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых, самоорганизации ситуативны. |
Свойственна самостоятельностьпроявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция. |
Положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна. |
Устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная позиция. |
Технология изучения и определения уровня воспитанности учеников состоит из диагностических программ, разработанных Н.П.Капустиным, М.И.Шиловым и др. при выведении оценки уровня воспитанности ученика необходимо привлечение самого ученика к самооценке. Сочетание самооценки с оценкой позволяет самому ученику корректировать свои отношения с миром, самоуправлять собой, заниматься самовоспитанием, чтобы достичь лучших результатов и успеха. Показатели воспитанности: любознательность, трудолюбие, бережное отношение к природе, доброта и отзывчивость, самодисциплина, культурный уровень.
Классные часы
Классный час - форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками .
Цель проведения - воспитание нравственных и творческих качеств в процессе обучения учащихся основным правилам культуры жизнедеятельности и самостоятельному принятию решений в различных жизненных ситуациях.
Реализация цели достигается в процессе выполнения следующих задач:
- воспитание нравственных качеств путём ознакомления учащихся с правилами нравственного поведения, анализа нравственных качеств;
- воспитание творческих качеств(проведение коллективных творческих дел);
- ознакомление с правилами культурной жизнедеятельности и поведения в различных жизненных ситуациях;
- формирование и развитие умений анализировать проблемы взаимоотношений между людьми и находить их оптимальные решения;
- обучение практическим приёмам поведения в различных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, нравственности, экологической и общей культуры;
- формирование среды воспитания в классе и обучение учащихся организации и проведению коллективных и индивидуальных творческих дел;
- осуществление положительной коррекции среды воспитания в семьях и по месту жительства.
Виды классных часов:
- организационный;
- разрешение возможного конфликта;
- плановый;
- беседы по психолого-педагогическим проблемам;
- система классных часов для реализации образовательной программы.
Критерии успешности классных часов:
- интерес учащихся;
- активность детей, готовность участвовать, делать, получать удовольствие;
- от коллективной деятельности;
- улучшение отношений педагога и детей;
- сплочение классного коллектива;
- отсутствие конфликтов;
- вовлечение в активную школьную жизнь всех учащихся;
- улучшение отношений с родителями;
- повышение ответственности за учёбу и, как следствие, повышение успеваемости.
Примерная тематика классных часов.
Нравственное воспитание.
- «Спешите делать добро». Инсценирование по произведениям Б.Ганаго и В.Осеевой. (Библиотечный час – 4 «А» и 4 «Б» классы).
- «Без друзей меня чуть-чуть».
- Как не прослыть неприятным человеком. Формирование культуры общения , культуры спора. Вежливый слушатель.
- Деление на группы, выборы актива. Распределение обязанностей в группе( командир,учком, санитар, физорг, игровик ).
- Законы дружбы. Конкурс «Самая дружная группа.
- «Зорко одно лишь сердце» - к 110-летию со дня рождения Экзюпери.(Библиотечный час).
- «Детям планеты - мир без тревоги и слёз».Кабинет доверия. Встреча с психологом школы Лаптевой А.В.
- «Когда бермудно на душе». Преодолеем хандру вместе. Встреча с психологом школы.
Классные часы по ПДД и безопасности жизни.
- «Наш друг - светофорик».
- «Правила движения знай как таблицу умножения».
- «С огнём шутить нельзя!»
- Правила поведения на водоёмах.
Духовно-патриотическое воспитание.
- Я и мир вокруг нас. Картинки прошлого нашей страны. Славяне.
- Моя родословная. Тепло родного очага.
- «На всей земле ищу России имена». Беседа о тех, кто прославил Россию.
- «Богатырская наша сила». Игра-викторина по русским былинам.
- «Русское оружие-оружие Победы». Экскурсия в Тульский музей оружия.
- Русские чудеса-русские ремёсла. Посещение музея «Тульские древности».
- «Мы славяне». Святые благоверные князья. Владимир Красное Солнышко, Борис и Глеб, Александр Невский, Дмитрий Донской. Воинство земное и небесное.
- Жития новомученников российских. Уроки мужества. Современные воины духа.
- «Час мужества пробил на наших часах» - праздник, посвященный Святому князю Александру Невскому.
- «Сначала было слово». Праздник, посвящённый русской письменности. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.
- Великой Победе посвящается. «У подвига нет срока давности». Встреча с ветеранами ВОВ.
- Выступление в Совете ветеранов перед участниками ВОВ. «Никто не забыт - ничто не забыто».
- «Отчизны верные сыны». Участие во Всероссийской неделе православной книги. Инсценировка по книге А.Воскобойникова «Александр Невский - душа России».
- Участие в школьной пасхальной неделе. Инсценировка по рассказу М.Росса «Невидимый гость».
- Музыкальная гостиная. Русская духовная музыка.
- Музыкальная гостиная. Поэзия, которую поют.
- «Школа разведчиков». Игра-испытание, посвящённое Дню защитников Отечества.
- «Полёт к звёздам». День космонавтики.
- День памяти Игоря Абросимова и Марии Сидоровой - выпускников школы.
- «Мама в доме, что солнышко на небе». Концерт-сюрприз.
Цикл библиотечных часов.
- «Книга-юбиляр».
- «Писатель-юбиляр». Работа в параллели с 4 «В».
- Классные часы, посвящённые Дню посёлка Первомайский, г.Щёкино, г.Тулы.
Природа, экология и здоровье.
- «Если хочешь быть здоров». Спортивные конкурсы и эстафеты в параллели - 4 «А» и 4 «В».
- «Правила Мойдодыра».
- «Вредные привычки».
- Экскурсии на природу и в Краеведческий иузей.
- Участие в акции «Милосердие».
- Сбор макулатуры.
- «А, ну-ка, девочки!»
- «А, ну-ка, мальчики!»
- «В дверь стучится Новый год!»
- Игротека «Умники и умницы».
- День именинника (по сезонам).
- «Минута Славы» - конкурс.
- «Прощай начальная школа!»
Аналитическая справка воспитательной работы по реализации программы «Мы славяне»
Воспитательная система рассчитана на трёхлетнее обучение детей в начальных классах. Я приняла класс в январе 2008 года- это был второй класс. В классе 15 человек - 10 мальчиков и 5 девочек. Обратил на себя внимание нездоровый микроклимат в коллективе: немотивированная жестокость, равнодушие, озлобленность. Ознакомившись с социальным паспортом класса, я увидела, что социально-благополучных семей 46 %, социально-трудных семей - 40%, неполных семей 46 %, многодетных семей - 6 %, 4 семьи состоят на ВШО.
Всё это и послужило поводом для создания данной воспитательной программы. Приоритетами нашими стали изучение родного слова посредством предметов русского языка и литературного чтения, отечественной истории на предметах «Окружающий мир» и занятиях кружков «Мы славяне» и «Умелые руки». И конечно же, возвращение к истокам - вере отцов. Эти шаги мы делали вместе и совместно с ребятами учились на примерах великих наших предков, которые понимали, что «Жить - это Родине служить!». Труды и подвиги их блистают бесценными самоцветами в короне Российской империи. Изучая этот материал, вслед за Суворовым хочется воскликнуть «Мы – русские! Какой восторг!»
Акцент на этой теме был сделан ещё и потому, что две третьих класса - мальчики, а юноша на Руси всегда был Воином. Но для того, чтобы защищать, нужно знать историю своей страны. Отрадно видеть, что интерес к отечественной истории и культуре у ребят огромен. А изучение истории Родины, духовных корней народа - это и есть воспитание нравственности. У детей должны быть ориентиры, на которые они бы равнялись в жизни.
Для определения мотивационной сферы использовалась методика Н.Л.Белопольской, Н.И.Гуткиной и Д.Б.Эльконина. Мотивация-это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.
У большинства преобладала учебно-познавательная мотивация. Это интерес к содержательной стороне учебной деятельности, ребёнок мотивирован не только результатом, но и самим процессом учебной деятельности. Это мотив собственного роста, самосовершенствования, развития своих способностей.
Игровая мотивация – удовольствие от игры, не только от процесса, но выигрыша.
Социальная мотивация. Главное место занимает мотив поощрения, эмоционального благополучия, чувства долга, ответственность.
Со второго класса дети делятся на группы по желанию. Начинает реализовываться программа по работе в группах. У каждой группы есть название, девиз , обязанности членов группы. На каждом классном часу подводятся итоги по учёбе, беседы на нравственные темы, игры по группам, соревнования. Итоги отражаются в классном уголке. Каждый старается не подвести свою группу, помочь тому, кто отстаёт. В любой момент участник может перейти в другую группу. В течение года каждый может попробовать себя в разных обязанностях. Очень хорошо выделяются лидеры, организаторы, ведомые. Учащиеся принимают активное участие в конкурсах, концертах, соревнованиях.
Позитивная динамика количества участников и результатов конкурсов, концертов, соревнований, олимпиад с 2008 по 2010 год.
Областные |
Муниципальные |
Школьные |
|
2008 |
|
«Первомайская лыжня» - 5 человек, |
«Минута Славы» - Юдкина Олеся - III место. |
2008-2009 |
|
«Первомайская лыжня» - Липаев Д. - II место. |
«Моя родословная» - Липаев Д., Леднов И. |
2009-2010 |
«Моя Родина - Россия» - конкурс рисунков - Липаев Д. - III место |
«Рождественская звезда» - 2 место - 4 человека |
Конкурс чтецов «Детство, опалённое войной» - Масленников Д. - III место |
Система воспитательной работы организована через проектно-групповую деятельность, через систему КТД , программу «Мы славяне», «Умелые руки», «Социальная педагогика», «Библиотечный час». Неоднократно награждались похвальными листами Царёв А., Барышев Д., Липаев Д. В классе благоприятный психологический климат, о чём свидетельствуют исследования психолога, отзывы учителей и родителей. Учащиеся принимают активное участие по благоустройству п.Первомайский, посещают поселковую библиотеку, участвуют в спортивных соревнованиях, посещают кружки, музыкальную школу. В классе полная занятость учащихся во внеурочное время.
Социальная активность учащихся в 2009-2010 уч. году
В работе с учащимися организована большая исследовательская деятельность на основе духовно-нравственного воспитания. В результате написаны две исследовательские работы: «Путь русских славян к христианству на примере Великих князей», «Храм Святителя Николая в Кочаках - храм XYII века». (с мультимедийными презентациями).
Кроме того, в классе было организовано сотрудничество с Храмом Святителя Николая – иереем Сергием Шестопаловым, с библиотекой р.п. Первомайский, с педагогом дополнительного образования Долотовой Л.В. кружок «Умелые руки», с педагогом-психологом школы Лаптевой А.В., дополнительные занятия с учителем музыки Проскуриной С.А. Также на базе класса ведётся кружок «Мы славяне» - рук. Гончаренко Н.И.
Таким образом проведённая работа убеждает в том, что в результате коллективной деятельности были созданы именно те социальные условия, которые позволили каждому ребёнку раскрыть свои способности, творческий потенциал, гражданские качества и чувство патриотизма.
Данная программа продолжит работать и в среднем звене.
«Сохранить российскую государственность, российскую культуру, российский народ и его душу - долг всех ныне живущих перед прошлым и будущим». (С.А.Проскурин)
Литература
1. Зелинский К.В. «Нравственное воспитание школьников».
2. Поляков С.Д. «Реалистическое воспитание».
3. Демакова И.Д. «Воспитательная деятельность педагога в современных условиях».
4. Щуркова Н.Е. «Воспитание счастьем - счастья воспитания».
5. Попова С.И. «Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя».
6. Ксензова Г.Ю. «Психолого-педагогические основы воспитательной деятельности».
7. Лизинский В.М. «Практическое воспитание в школе».