План-конспект урока "Правописание парных согласных в корне слова"

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: русский язык, парные согласные


Цель: развивать умения подбирать проверочные слова, сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Словарная работа (угадай слово).

  1. Небольшое повествовательное прозаическое произведение. (Рассказ)
  2. Группа людей, объединённых общей работой, учёбой, интересами. (Коллектив)
  3. Упакованные для отправки поездом, самолётом или другим транспортом вещи пассажиров. (Багаж)
  4. Сдобная выпечка с овощной, фруктовой или иной начинкой. (Пирог)
  5. Приём пищи в середине дня. (Обед)

Взаимопроверка в парах.

По какому принципу эти слова объединены в группу? (Все они имена существительные, мужского рода, с парным согласным в корне слова).

Самоопределение к деятельности.

Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!
Грядка. Нет чего? – Нет грядок.
А тетрадка? – Нет тетрадок.
Зубки! Изменили – зубы.
Шубки! Проверяем – шубы.
Ждем снежинок и салазок,
И побольше чудных сказок!

- Сформулируйте тему урока. («Правописание парных согласных в корне слова»)

III. Индивидуальная работа по карточкам

(3 человека).

IV. Фронтальная работа

Игра «Подбери букву». (Сигнальные карточки)

Просьба

Приказ

Подружка

каблук

Сказка

плов

Когти

солдат

Верёвка

корж

Голубка

горб

- По какому принципу слова объединили в столбики?

- Сформулируйте правило проверки парных согласных в корне слова.

V. Физминутка

Руки ставим перед грудью,
Поворачиваться будем.
Там стена, а там окно,
Это знаем мы давно. (Руки перед грудью, повороты корпуса вправо и влево.)
Головой теперь вращаем
Вправо-влево, а потом, (Вращение головой вправо и влево.)
Три-четыре, приседаем,
Наши ножки разомнём. (Приседания.)
Мы размяться все успели,
И за парты снова сели. (Дети садятся за парты.)

VI. Запишите слова в два столбика

  1. Слова с парным согласным на конце слова.
  2. Слова с парным согласным в середине слова.

Лошадь, безрукавка, змеелов, походка, завязка, овощевод.

- Разберите слова по составу.

VII. Зарядка для глаз

- Сделаем глазами движения маятника.

- Закрытыми глазами сделаем круговые движения.

- Возьмём в руки карандаш, посмотрим на его кончик и на самый дальний дом за окном.

VIII. Работа по учебнику

(Упр. 220)

- Составьте из слов предложение.

- Назовите произведение. (Золушка)

- Кто автор? (Шарль Перро).

- Жанр произведения? (Сказка)

- Вид сказки? (Волшебная)

Золушка побежала в огород и выбрала большую тыкву. (Разбор предложения по членам, частям речи и выпиши словосочетания.)

  • побежала (куда?) в огород.
  • выбрала (что?) тыкву.
  • тыкву (какую?) большую.

Лебедь рвётся в облака, рак пятится назад, а щука тянет в воду.

- Назовите автора. (И.А.Крылов)

- Жанр. (Басня)

- Мораль. (Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, и выйдет из него не дело, только мука.

В коллективе нужно работать слаженно и дружно.)

- Разбор предложения по членам и частям речи, дать характеристику предложения.

- Сделать фонетический разбор сова «лебедь».

IX. Рефлексия

Игра «Подбери слово»

(Первый ряд подбирает слова, оканчивающиеся на букву «б», второй ряд - на букву «д», третий ряд-на букву «з». Остальные подбирают проверочные слова.)

- Как проверить написание парного по глухости–звонкости согласного звука?

- Оцените свою работу на уроке. (Смайлик)

X. Подведение итогов урока

- Почему нужно проверять парные по глухости-звонкости согласные в корне слова?

XI. Домашнее задание

Упражнение 221 страница 116.