Класс: 9-11 кл.
Тип урока: изучения нового материала.
Форма проведения: урок-практикум.
Цель: формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения и воспитание негативного отношения к коррупции.
Задачи:
- Образовательная: дать характеристику понятия «коррупция», познакомить с видами коррупции, ее последствиями, а также нормами уголовной ответственности за коррупционную деятельность;
- Развивающая: расширять кругозор учащихся, развивать основы поисковой деятельности, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, развитие антикоррупционного сознания;
- Воспитательная: воспитывать ответственность за собственные поступки, способствовать формированию активной гражданской позиции.
Межпредметные связи: история.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие, подготовка класса к уроку, проверка списочного состава, организация рабочего места.
II. Переход к формированию новых знаний. Определение темы и цели урока
- Прочитайте пословицы, крылатые выражения, высказывания и попытайтесь определить явление, о котором говорится в них.
-
«Закон — дышло: куда захочешь, туда и воротишь.»
-
«Взятка – это административный восторг" (Ф.М.Достоевский)
-
«Не подмажешь – не поедешь!»
-
«Не бойся закона, бойся судьи.»
-
«Есть легионы сорванцов, у которых на языке «государство», а в мыслях – пирог с казенной начинкою». (М.Е.Салтыков-Щедрин)
-
«Кто способен извлекать корысть из общественных дел, способен и на обкрадывание могил». (Плутарх)
Вступительное слово учителя: «Коррупция, коррупция...» - только и слышно со всех сторон (газеты, телевидение, радио). И куда не кинь, кругом коррупция. В судах, прокуратурах, МВД, армии, медицине, образовании, промышленности… Охвачены все сферы деятельности коррупцией в государстве! Еще великий русский писатель Михаи́л Евгра́фович Салтыко́в-Щедри́н писал: «У нас в России воруют все. И при этом, хохоча, приговаривают: «Да когда же все это кончится?..» Существует ли действительно проблема коррупции или все это преувеличение? Если существует, то заражена этой «инфекцией» именно Россия или коррупция – это проблема всех стран? Как вообще относиться к этому явлению?
Поэтому тема нашего урока «Что такое коррупция и как с ней бороться?»
Исходя из поставленных вопросов, учащимся предлагается самостоятельно сформулировать и записать цель урока. Например:
- познакомиться с историей появления понятия «коррупция»;
- выяснить к каким последствиям может привести коррупция;
- обсудить различные пути противодействия различным формам проявления коррупции в повседневной жизни.
Итак, мы с вами узнаем, что такое коррупция, познакомимся с видами коррупции, а также способами борьбы с ней.
III. Работа над новой темой
Понятие коррупции.
Мозговая атака. (Учащиеся называет свою ассоциацию со словом «коррупция», учитель пишет их на доске столбиком)
Работа со словарями. (Характеристика понятия «коррупция» - работа в группах)
Как у всякого сложного социального явления, у коррупции не существует единого канонического определения. Имеется множество определений коррупции.
В Толковом словаре русского языка коррупция определяется как «подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей».
В толковом словаре В.И.Даля коррупция толкуется как мздоимство и взяточничество. «Мздоимствовать - брать подарки, приношения, взятки, быть продажным человеком. Мздолюбие – сильное расположение к взяточничеству. Взятка – срыв, поборы, приношения, дары, гостинцы, приносы, пикшеш, бакшиш, хабара, могарычи, плата или подарок должностному лицу, во избежание стеснений, или подкуп его на незаконное дело. Лихоимец – жадный вымогатель, взяточник».
В «Кратком словаре иностранных слов» коррупция — это «подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще».
В трехтомном Большом толковом словаре иностранных слов приводится еще одно его значение: «разложение экономической и политической систем в государстве, выражающееся в продажности должностных лиц и общественных деятелей».
По Российскому законодательству коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп, или иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера.
В римском праве существовал термин corrumpire, который являлся синонимом слов «разламывать», «портить», «разрушать», «повреждать», «подкупать» и одновременно обозначал любое должностное противоправное действие. Corrupt в переводе с английского – развращенный, продажный, бесчестный, сorruption – порча, разложение, искажение, испорченность.
В Федеральном законе № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции» дано следующее определение коррупции: «а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте “а” настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица».
2. Виды коррупции.
Работа с документом в группах.
Задание: составить кластер по теме «Виды коррупции».
Статья 4. Федерального закона «О противодействии коррупции» «Виды коррупционных правонарушений».
1. К преступлениям, обладающим признаками коррупции, в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся следующие умышленные деяния, совершенные как в пределах, так и за пределами юрисдикции Российской Федерации:
1) подкуп должностного лица – обещание, предложение, предоставление должностному лицу, принятие должностным лицом лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица, иного физического или юридического лица, с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей;
2) хищение – неправомерное присвоение или иное нецелевое использование должностным лицом в целях извлечения выгоды для себя самого или другого физического или юридического лица какого-либо государственного, общественного, частного имущества, находящегося в ведении этого должностного лица в силу его полномочий;
3) злоупотребление влиянием в корыстных целях – обещание, предложение, предоставление должностному лицу или любому другому лицу, принятие должностным лицом или любым другим лицом лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества, с тем чтобы это должностное лицо или другое лицо злоупотребило своим действительным или предполагаемым влиянием с целью получения какого-либо неправомерного преимущества;
4) злоупотребление служебным положением – совершение какого-либо действия или бездействия должностным лицом при выполнении своих функций с целью получения какого-либо неправомерного преимущества для себя самого или иного физического или юридического лица;
5) незаконное обогащение – значительное увеличение активов должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать;
6) воспрепятствование осуществлению правосудия – применение физической силы, угроз, запугивания; обещание, предложение, предоставление неправомерного преимущества с целью склонения к даче ложных показаний, вмешательства в процесс дачи показаний или представления доказательств, а также с целью вмешательства в выполнение должностных обязанностей должностным лицом судебных или правоохранительных органов в ходе производства в связи с совершением преступлений;
7) отмывание коррупционных доходов – перевод, утаивание или приобретение имущества в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении коррупционного правонарушения;
8) сокрытие коррупционных доходов – умышленное непрерывное удержание имущества, полученного в результате коррупционного правонарушения.
(Разбор ситуаций – установление форм коррупции - фронтальная работа)
- При нарушении правил дорожного движения в нетрезвом виде, водитель Садыков заплатил сотруднику ГИБДД, который вместо того, чтобы заполнить протокол, взял деньги и отпустил Садыкова И.Р. (Взятка)
- Государственный служащий Ковалев, отвечающий за распределение бесплатно предоставляемых медикаментов пациентам, часть медикаментов отправлял в частные аптеки для их дальнейшей реализации по высоким ценам. (Растрата, незаконная продажа)
- Родственникам больного Иванова главврач недвусмысленно говорит, что ему требуется экстренная операция, но в общей очереди операцию придется «ждать очень долго». (Вымогательство)
- Городская администрация в течение долгого периода затягивает решение вопроса с земельным участком по заявлению предпринимателя Соловьева (Волокита)
- Вновь избранная администрация района назначила на различные должности членов своих семей и близких, друзей. (Фаворитизм. Клановость)
- Мэр небольшого городка Смирнов, являющийся членом правящей партии «Солидарность», во время предвыборной кампании добился того, что существующие в городе первичные отделения других партий под разными предлогами были закрыты. (Злоупотребление служебным положением)
Исторические справки. (Сообщение учащихся, подготовленные заранее)
Коррупция сопровождает человечество с древнейших времен. Наказание за взяточничество (подкуп) предусматривалось законами Хаммурапи (четыре тысячи лет назад), устанавливалось египетскими фараонами. В России же первое законодательное ограничение коррупционной деятельности было осуществлено в царствование Ивана III. «Судебник» 1497 года устанавливал розыскную форму процесса, предусматривал в качестве мер наказания битье кнутом. Иван IV (Грозный) впервые ввёл смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках. При Петре I в России был широкий размах коррупции, и одновременно жестокой борьбы с ней. Так, Петр I совместно с коллегиями ввёл деятельность Тайной канцелярии) в 1718-1720 гг., которая была в ведении самого императора и занимала центральное место в системе управления государством, а также в донесении и раскрытии преступлений против государства. По указу Петра I от 25 августа 1713 года и позднейшим «узаконениям» лихоимцам была определена в качестве наказания смертная казнь. Нельзя не вспомнить казнённого за казнокрадство сибирского губернатора Гагарина. Однако и такая мера не слишком устрашала казнокрадов. Фаворит Петра I князь Александр Меньшиков – талантливый администратор и полководец, который слыл любовью к деньгам и был крупным казнокрадом. Петр не раз наказывал его собственноручно, бил, грозил отставкой, но вскоре прощал друга.
Многое из сказанного, не теряет актуальности и в последующие этапы истории России. После смещения Н.С.Хрущева с середины 60-х годов 20 века начиналась 18-летняя эпоха Л.И.Брежнева. Наиболее «яркой» чертой этого времени стало воровство, коррупция, продажность, растаскивание народного достояния.
Коррупция в современной России.
Современные СМИ пестрят сводками:
- мошенничество;
- взяточничество;
- незаконная продажа муниципального имущества;
- клановость и семейственность в органах власти;
- злоупотребление служебными полномочиями;
- малообоснованные премии и бонусы;
- чёрные риэлторы;
- пострадавшие дольщики;
- земельное рейдерство, махинации с землёй;
- оборотни в погонах.
Последствия коррупции. Проблемный вопрос: «Почему в наши дни уделяется большое внимание борьбе с коррупцией?»
Последствия, порождаемые коррупцией
Социальные |
Политические |
|
Расширение теневой экономики;нарушение рыночной конкуренции; неэффективное использование бюджетных средств; потеря доверия к власти. |
Уменьшение возможностей для решения социальных проблем; рост бедности; увеличение имущественного неравенства; укрепление организован-ной преступности. |
Уменьшение доверия к власти; падение престижа страны на международной арене; возникновение угрозы разложения демократических институтов. |
Коррупция угрожает национальным интересам России, подрывает доверие граждан к государственной власти, разрушает легитимность государственных институтов, препятствует проведению необходимых России преобразований, повышает социальную напряжённость, усиливает угрозу терроризма и экстремизма, способствует падению престижа страны в мировом сообществе.
Причины коррупции. Проблемный вопрос: «Как у любого явления, у коррупции есть свои корни. Как вы думаете, что порождает коррупцию?»
- Безработица, малый доход, низкий уровень жизни.
- Незнание законов.
- Желание легкой наживы.
- Нестабильность в стране.
- Слабая развитость государственных институтов.
- Неразвитость институтов гражданского общества.
В современной экономической науке принято отмечать множественность причин коррупции, выделяя экономические, институциональные и социально-культурные факторы.
Экономические причины коррупции – это, прежде всего, низкие заработные платы государственных служащих, а также их высокие полномочия влиять на деятельность фирм и граждан. Коррупция расцветает всюду, где у чиновников есть широкие полномочия распоряжаться какими-либо дефицитными благами.
Институциональными причинами коррупции считаются высокий уровень закрытости в работе государственных ведомств, громоздкая система отчетности, отсутствие прозрачности в системе законотворчества, слабая кадровая политика государства, допускающая распространение возможности продвижения по службе вне зависимости от действительных результатов работы служащих.
Социально-культурными причинами коррупции являются деморализация общества, недостаточная информированность и организованность граждан, общественная пассивность в отношении своеволия «власть имущих».
3. Борьба с коррупцией.
Сообщение учащегося «Из истории борьбы с коррупцией»
В историичеловечества сохранилось немало сведений о том, как боролисьправители с коррупцией. Первое из подобных сведений относятся ко второй половине IV века до н. э., когда борьбу с коррупцией вел Урукагина, шумерский правитель города-государстваЛагаша. Но, несмотря на борьбу с коррупцией, которая веласьна протяжении существования человечества, победить ее практически нигде не удавалось. Обычно удавалось лишь снизитьуровень наиболее опасных преступлений. В период Нового времени в Европе все более широко распространилась теория общественного договора, получившая свой логически завершенный вид в XVII–XVIII вв. Согласно этой теории государство возникло как продукт сознательной деятельности людей, как результат некоего договора между ними. По этому договору у тех, кто возглавляет государство и простых граждан складывается ряд взаимных прав и обязанностей, которые подразумевают и взаимную ответственность за их выполнение. Граждане обязаны выполнять законы, принятые государством, которое, в свою очередь, обязано соблюдать и защищать права граждан, предусмотренные законом. В случае злоупотребления властью граждане вправе расторгнуть договор, вплоть до свержения тех, кто так поступает. Теория общественного договора, демократическая по своему содержанию, имела огромное значение для последующего развития политической системы европейских государств и объективно нанесла удар по коррупции. Данная концепция нарушала традиционное религиозные представления о происхождении власти, якобы данной избранным людям «от бога» и поэтому имевшим моральное
право употреблять ее по своему усмотрению. Она утверждала, что народ содержит правительство, которое должно неукоснительно соблюдать и защищать права граждан. В европейских государствах по требованию населения в XVIII–XIX вв. были осуществлены либеральные реформы, закреплявшие положение о том, что государственная власть должна существовать для блага подданных, и чиновники должны неукоснительно соблюдать законы, а, следовательно, и не брать взяток. По мере дальнейшей демократизации политических систем европейских государств, благодаря существованию реальной многопартийной системы, целой сети различных общественных организаций, занимающихся защитой прав населения, уровень коррупции в развитых странах в течение XIX–XXI веков заметно уменьшился по сравнению с другими странами в различных частях мира. Вместе с тем, следует констатировать, что окончательно победить коррупцию развитым странам не удалось.
Существуют разные подходы к решению вопроса о методах борьбы с коррупцией:
- «Чем строже, тем лучше»;
- «Необходим разумный подход»
Какой из них, по вашему мнению, наиболее приемлем, приведите аргументы в защиту своей точки зрения.
В результате выступлений учитель подводит учащихся к выводу: без массового осознания гражданами колоссального вреда коррупции не может произойти серьезных позитивных перемен. Применение только карательных мер борьбы не позволяет обеспечить действенный контроль над коррупцией и ее негативными проявлениями, о чем свидетельствуют, например, события последних лет в Китае (введение расстрела). Исторический опыт, в том числе и нашей страны, свидетельствует о том, что именно умелое использование общественного контроля оказывалось эффективным средством любой национальной антикоррупционной стратегии.
Слово учителя: «Первоочередной задачей в борьбе с коррупцией является формирование антикоррупционного мировоззрения и правосознания. С этой целью профилактические мероприятия должны проводиться со всеми участниками образовательного процесса: от руководителей до учащихся (воспитанников)».
Учащимся предлагается назвать формы работы с учащимися, которые можно использовать в школах для формирования антикоррупционного мировоззрения.
Возможные предложения: встречи со специалистами, участие в проектной деятельности, проведение социологических опросов и акций, участие в конкурсах и т.п.
IV. Подведение итогов урока
Решение проблемы коррупции.
Все вы знаете, что лучший способ лечения болезни – это ее предупреждение, то есть профилактика. Это относится и к коррупции, ее легче предупредить, чем лечить. Прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастёт авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.
«Гласность, честная и полная гласность – вот первое условие здоровья всякого общества. Кто не хочет Отечеству гласности - тот не хочет очистить его от болезней, а загнать их внутрь, чтобы они гнили там.» (А.И.Солженицын)
В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
1. На уроке я работал |
активно / пассивно |
V. Домашнее задание
Cоставить синквейн к слову «коррупция».