Цель:
- Способствовать формированию нравственных качеств: доброта, отзывчивость, вежливость;
- Способствовать развитию у детей чувства товарищества, взаимопомощи, умения говорить, рассуждать, проявлять творческую активность;
- Воспитывать уважение к людям, стремление совершать добрые дела.
Оборудование: таблички: «Зло, зависть, ложь, насилие», «Радость, счастье, добро», «Дорога», «Дорога добра», «Доброта – это…», карточки с пословицами (каждая пословица на отдельном листе), фонограммы песен «Дорога добра», «Песня Красной Шапочки», смайлики, сердечки, картинки сказочных героев.
Структура классного часа:
- Организационный момент.
- Введение в тему. Проблема выбора.
- Объявление темы, цели.
- Работа по теме.
- Физминутка.
- Продолжение работы по теме.
- Работа в группах.
- Подведение итога. Рефлексия.
1. Организационный момент
Учитель. Ребята! Вижу, что у вас хорошее настроение. Вы спокойны, добры и приветливы. Возьмите за руки сидящего с вами соседа, ощутите тепло его рук. Ощутили? Подарите улыбку друг другу. А теперь вот так дружно будем путешествовать по дороге, только вот по какой, вам предстоит сделать выбор.
2. Введение в тему. Проблема выбора
Как нитка - паутиночка,
Среди других дорог
Бежит, бежит тропиночка,
И путь ее далёк.
Ведёт она по жизни всех
И старого, и малого.
И каждому сулит успех,
А это ведь самое главное.
И где-то на дороге,
Когда совсем не ждёшь,
Развилка появляется,
Развилка двух дорог.
На правую тропинку
Сворачивают те,
Кто радость, счастье в жизни
Ищут в доброте.
А левая тропинка
Уводит всех туда,
Где зависть, ложь, насилие
Царствуют всегда.
Так сделайте, дети, выбор:
Куда же вам идти?
Дорогой добра и света
Иль зла и темноты.
Учитель. Какую дорогу выбираете? Почему вы выбрали эту дорогу?
3. Объявление темы, цели
Учитель. Я рада, дети, что вы сделали правильный выбор. Наша тема классного часа так и звучит: «Дорога добра». И сегодня я хочу, чтобы вы постигли истину, что на Земле надо творить добро, совершать добрые поступки, только доброта спасет мир.
4. Работа по теме
Учитель. В современном мире можно услышать, что зло одолело добро. Каждый человек живет сам по себе, не вникая в проблемы других. Люди стали черствыми, жестокими, равнодушными. И это пугает. Но к счастью, в нашей жизни встречаются добрые, бескорыстные, благородные люди. Они творят добро, совершают добрые дела, не требуя взамен никакой награды. Значит, доброта живёт и давайте ей поклоняться.
Стихотворение (читает ученик):
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте,
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля, добра, она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту.
Учитель. Ребята, мне интересно, а какие образы у вас возникают, когда слышите слово «доброта».
Дети. Добрые сказки, настоящая дружба, мама, радость, здоровье, счастье детей, родной дом, школа, город, радуга, теплый дождь, цветы.
Учитель. Подумайте и скажите, как вы понимаете, что означает слово «доброта». Давайте проверим, так ли вы поняли значение этого слова.
(на доске открывается определение доброты)
Доброта – это отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, стремление делать добро другим.
Учитель. Это человеческое качество высоко ценилось во все времена. Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и эту мысль отразили в пословицах, которые передают из уст в уста, из поколения в поколение.
Я предлагаю вам вспомнить некоторые пословицы.
Работа в парах.
Учитель. Возьмите карточку и поработайте в парах. Вам необходимо соединить линиями начало пословицы и ее конец. Выполняйте работу карандашом.
Жизнь дана |
злое калечит |
Доброе слово лечит, |
на добрые дела |
Худо тому, |
кто добра не делает никому |
На добрый привет |
дороже богатства |
Доброе дело |
доброту не унесут |
Красоту уносят годы, |
добрый ответ |
Учитель. Проверим, какие пословицы вы составили. (При проверке каждая пословица вывешивается на доску).
- Так у всех получилось? Все согласны?
- Чему учат эти пословицы?
- Я согласна с вашими ответами, действительно эти пословицы учат нас быть добрыми.
- А теперь посмотрите на доску. Перед вами несколько смайликов. Какой из них изображает доброго человека?
- Как вы догадались?
Ответы детей.
Учитель. Доброго человека все любят, уважают, у него добрая душа. Он готов протянуть руку помощи каждому. Вы согласны?
Я назову разные нравственные качества людей. Ваша задача выбрать только те, которые подходят доброму человеку (хлопните в ладоши).
Отзывчивость, внимание, эгоизм, равнодушие, милосердие, зависть, жадность, теплота, грубость, доброта, дружелюбие, предательство, забота, взаимовыручка, честность, ложь, любовь, вежливость, агрессивность, злость.
Учитель. Каким вы представили доброго человека? Что никогда не сделает добрый человек?
Дети. Никогда не обманет, не обидит, не сделает больно, не оскорбит, не ударит, не бросит в беде, не оставит без помощи.
Учитель. Что произошло бы с миром, если бы не было добрых людей, исчезла бы доброта?
Дети. На Земле существовало бы зло, насилие, жестокость, война. Скучно, мрачно, не интересно в темном мире.
Учитель. Где всегда добро побеждает зло?
Дети. В сказках.
Учитель. Вспомним некоторых сказочных героев. Я зачитываю характеристику, а вы должны догадаться, о ком идет речь?
(Сказочные герои вывешиваются на доску).
1. Этот герой в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья ему пришлось сразиться с людоедом («Кот в сапогах» Ш.Перро)
2. Не смотря на свой рост в дюйм, эта девочка спасла ласточку («Дюймовочка» Г.Х.Андерсен)
3. Этот герой лечи всех зверей и птиц, спас больных зверей Африки («Айболит» К.И.Чуковский)
4. Эта девочка оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего брата из ледяного плена (Герда, Г.Х.Андерсен)
5. Этот герой ходил по городу с шарманкой и своим пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр (Папа Карло, А.Толстой)
6. Чтобы спасти любимого отца эта дочь отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка (Настенька)
7. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику (Женя, Катаев «Цветик - семицветик»)
8. Этот герой любил повторять такие слова: «Ребята, давайте жить дружно» (Кот Леопольд)
9. Эта героиня очень любит свою бабушку, которая живет за лесом. Она заботится о ней и часто носит ей пирожки (Красная Шапочка)
5. Физминутка
Учитель. Давайте отдохнем. Встанем и пойдем по дороге добра с Красной Шапочкой (Песня «Красной Шапочки»).
А кто был самым внимательным? Как из песни можно узнать, что Красная Шапочка – добрая?
6. Продолжение работы по теме
Учитель. В жизни добро и зло тоже ходят рядом. Я вам расскажу притчу, а вы внимательно послушайте.
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину: «В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, ложь, равнодушие. Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность». Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?». Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»
Учитель. Проверим, как вы поняли смысл притчи? Что означают слова старого индейца: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь?».
- От кого зависит, добро или зло будет жить на Земле ?
Ответы детей.
Учитель. Вы сказали верно. Всё зависит только от нас, все в наших руках. Если мы будем совершать добрые поступки, то победит волк, который представляет добро, а если мы будем жестокими, равнодушными, совершать плохие поступки, то победит волк, который представляет зло.
7. Работа в группах
1 ситуация для 1 группы.
На перемене все завтракали. А Петя стоял в сторонке.
- Ты почему не завтракаешь?
- Я завтрак свой потерял – ответил Петя.
Задание. Придумайте добрый конец истории.
2 ситуация для 2 группы.
Наташа сидела в автобусе. На остановке вошли пожилая женщина, пожилой мужчина и женщина с маленьким ребенком на руках.
- Кому же уступить место? И женщине тяжело держать ребенка на руках, но и бабушке с дедушкой тяжело стоять на ногах.
Вот так и мучалась Наташа, продолжая сидеть.
Задание. Придумайте хороший конец истории.
3 ситуация для 3 группы.
Во дворе играли дети. А девочка стояла в сторонке. К ней подошла бабушка.
- А ты чего не играешь с ребятами?
- Они не хотят со мной играть. Дразнятся «косая», «уродина».
Задание. Придумайте счастливый конец истории.
4 ситуация для 4 группы.
- Около дома жалобно скулил щенок. Это соседи выбросили его на улицу.
- Ах, ты гадкий паршивец. Мало того, что сапоги сгрыз, еще и дорогую мебель испортил. Пошел вон. Не нужен больше.
Щенок жалобно заскулил. В это время шли мама с дочкой.
Задание. Придумайте добрый конец истории.
Разыгрывание ситуации детьми.
Учитель. Поступки должны быть такими, чтобы за них не пришлось краснеть ни вам, ни друзьям, ни вашим родителям. Надо стремиться всегда и во всем быть полезным.
Стихотворение (читает ученик).
Не стой в сторонке равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда
И если кому-то поможет
Твоя улыбка и доброта.
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
Учитель. Ребята, вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы вырастите настоящими добрыми людьми и сделаете нашу планету красивой. Я верю, что у вас доброе сердце.
8. Подведение итога. Рефлексия
Учитель. На столах стоят у вас сердечки. Будьте искреннее. Напишите свое доброе пожелание или совет всем, кто с нами пойдет по дороге добра.
(Дети пишут, читают свое пожелание, приклеивают на ватман бумаги на доске)
Учитель. Какая чудесная дорога добра у нас получилась!
Дети! Творите добро, ведь это так приятно делать. И смело шагайте по дороге добра всегда.
Завершим песней «Дорога добра». (Учитель дарит сердечки).
1.
Спроси у жизни строгой:
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра?Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра! (2 раза)Забудь свои заботы,
Падения и взлеты.
Не хнычь, когда судьба ведет
Себя не как сестра.Но если с другом худо,
Не уповай на чудо
Спеши к нему, всегда
Иди дорогою добра. (2 раза)Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов!
Не забывай, что эта жизнь –
Не детская игра.Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный
Иди, мой друг, всегда
Иди дорогую добра! (2 раза).
Учитель. Дети, вы хотите всю жизнь идти по дороге добра? Хорошо подумайте. А если случится так, что кто-то ошибется и на развилке дороги и свернет на левую тропинку зла. Кто окажет помощь? Вытяните ладошку. Я очень рада, что вы приняли верное решение.
А закончу классный час словами А.П.Чехова: «Пока вы молоды, сильны и бодры; не уставайте делать добро».
Спасибо всем за работу.