Классный час "Дорога добра"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель:

  • Способствовать формированию нравственных качеств: доброта, отзывчивость, вежливость;
  • Способствовать развитию у детей чувства товарищества, взаимопомощи, умения говорить, рассуждать, проявлять творческую активность;
  • Воспитывать уважение к людям, стремление совершать добрые дела.

Оборудование: таблички: «Зло, зависть, ложь, насилие», «Радость, счастье, добро», «Дорога», «Дорога добра», «Доброта – это…», карточки с пословицами (каждая пословица на отдельном листе), фонограммы песен «Дорога добра», «Песня Красной Шапочки», смайлики, сердечки, картинки сказочных героев.

Структура классного часа:

  1. Организационный момент.
  2.  Введение в тему. Проблема выбора.
  3. Объявление темы, цели.
  4. Работа по теме.
  5. Физминутка.
  6. Продолжение работы по теме.
  7. Работа в группах.
  8. Подведение итога. Рефлексия.

1. Организационный момент

Учитель. Ребята! Вижу, что у вас хорошее настроение. Вы спокойны, добры и приветливы. Возьмите за руки сидящего с вами соседа, ощутите тепло его рук. Ощутили? Подарите улыбку друг другу. А теперь вот так дружно будем путешествовать по дороге, только вот по какой, вам предстоит сделать выбор.

2. Введение в тему. Проблема выбора

Как нитка - паутиночка,
Среди других дорог
Бежит, бежит тропиночка,
И путь ее далёк.
Ведёт она по жизни всех
И старого, и малого.
И каждому сулит успех,
А это ведь самое главное.
И где-то на дороге,
Когда совсем не ждёшь,
Развилка появляется,
Развилка двух дорог.
На правую тропинку
Сворачивают те,
Кто радость, счастье в жизни
Ищут в доброте.
А левая тропинка
Уводит всех туда,
Где зависть, ложь, насилие
Царствуют всегда.
Так сделайте, дети, выбор:
Куда же вам идти?
Дорогой добра и света
Иль зла и темноты.

Учитель. Какую дорогу выбираете? Почему вы выбрали эту дорогу?

3. Объявление темы, цели

Учитель. Я рада, дети, что вы сделали правильный выбор. Наша тема классного часа так и звучит: «Дорога добра». И сегодня я хочу, чтобы вы постигли истину, что на Земле надо творить добро, совершать добрые поступки, только доброта спасет мир.

4. Работа по теме

Учитель. В современном мире можно услышать, что зло одолело добро. Каждый человек живет сам по себе, не вникая в проблемы других. Люди стали черствыми, жестокими, равнодушными. И это пугает. Но к счастью, в нашей жизни встречаются добрые, бескорыстные, благородные люди. Они творят добро, совершают добрые дела, не требуя взамен никакой награды. Значит, доброта живёт и давайте ей поклоняться.

Стихотворение (читает ученик):

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте,
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля, добра, она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту.

Учитель. Ребята, мне интересно, а какие образы у вас возникают, когда слышите слово «доброта».

Дети. Добрые сказки, настоящая дружба, мама, радость, здоровье, счастье детей, родной дом, школа, город, радуга, теплый дождь, цветы.

Учитель. Подумайте и скажите, как вы понимаете, что означает слово «доброта». Давайте проверим, так ли вы поняли значение этого слова.

(на доске открывается определение доброты)

Доброта – это отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, стремление делать добро другим.

Учитель. Это человеческое качество высоко ценилось во все времена. Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и эту мысль отразили в пословицах, которые передают из уст в уста, из поколения в поколение.

Я предлагаю вам вспомнить некоторые пословицы.

Работа в парах.

Учитель. Возьмите карточку и поработайте в парах. Вам необходимо соединить линиями начало пословицы и ее конец. Выполняйте работу карандашом.

Пословицы

Жизнь дана

злое калечит

Доброе слово лечит,

на добрые дела

Худо тому,

кто добра не делает никому

На добрый привет

дороже богатства

Доброе дело

доброту не унесут

Красоту уносят годы,

добрый ответ

 Учитель. Проверим, какие пословицы вы составили. (При проверке каждая пословица вывешивается на доску).

- Так у всех получилось? Все согласны?

- Чему учат эти пословицы?

- Я согласна с вашими ответами, действительно эти пословицы учат нас быть добрыми.

- А теперь посмотрите на доску. Перед вами несколько смайликов. Какой из них изображает доброго человека?

- Как вы догадались?

Ответы детей.

Учитель. Доброго человека все любят, уважают, у него добрая душа. Он готов протянуть руку помощи каждому. Вы согласны?

Я назову разные нравственные качества людей. Ваша задача выбрать только те, которые подходят доброму человеку (хлопните в ладоши).

Отзывчивость, внимание, эгоизм, равнодушие, милосердие, зависть, жадность, теплота, грубость, доброта, дружелюбие, предательство, забота, взаимовыручка, честность, ложь, любовь, вежливость, агрессивность, злость.

Учитель. Каким вы представили доброго человека? Что никогда не сделает добрый человек?

Дети. Никогда не обманет, не обидит, не сделает больно, не оскорбит, не ударит, не бросит в беде, не оставит без помощи.

Учитель. Что произошло бы с миром, если бы не было добрых людей, исчезла бы доброта?

Дети. На Земле существовало бы зло, насилие, жестокость, война. Скучно, мрачно, не интересно в темном мире.

Учитель. Где всегда добро побеждает зло?

Дети. В сказках.

Учитель. Вспомним некоторых сказочных героев. Я зачитываю характеристику, а вы должны догадаться, о ком идет речь?

(Сказочные герои вывешиваются на доску).

1. Этот герой в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья ему пришлось сразиться с людоедом («Кот в сапогах» Ш.Перро)

2. Не смотря на свой рост в дюйм, эта девочка спасла ласточку («Дюймовочка» Г.Х.Андерсен)

3. Этот герой лечи всех зверей и птиц, спас больных зверей Африки («Айболит» К.И.Чуковский)

4. Эта девочка оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего брата из ледяного плена (Герда, Г.Х.Андерсен)

5. Этот герой ходил по городу с шарманкой и своим пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр (Папа Карло, А.Толстой)

6. Чтобы спасти любимого отца эта дочь отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка (Настенька)

7. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику (Женя, Катаев «Цветик - семицветик»)

8. Этот герой любил повторять такие слова: «Ребята, давайте жить дружно» (Кот Леопольд)

9. Эта героиня очень любит свою бабушку, которая живет за лесом. Она заботится о ней и часто носит ей пирожки (Красная Шапочка)

5. Физминутка

Учитель. Давайте отдохнем. Встанем и пойдем по дороге добра с Красной Шапочкой (Песня «Красной Шапочки»).

А кто был самым внимательным? Как из песни можно узнать, что Красная Шапочка – добрая?

6. Продолжение работы по теме

Учитель. В жизни добро и зло тоже ходят рядом. Я вам расскажу притчу, а вы внимательно послушайте.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину: «В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, ложь, равнодушие. Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность». Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?». Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»

Учитель. Проверим, как вы поняли смысл притчи? Что означают слова старого индейца: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь?».

- От кого зависит, добро или зло будет жить на Земле ?

Ответы детей.

Учитель. Вы сказали верно. Всё зависит только от нас, все в наших руках. Если мы будем совершать добрые поступки, то победит волк, который представляет добро, а если мы будем жестокими, равнодушными, совершать плохие поступки, то победит волк, который представляет зло.

7. Работа в группах

1 ситуация для 1 группы.

На перемене все завтракали. А Петя стоял в сторонке.

- Ты почему не завтракаешь?

- Я завтрак свой потерял – ответил Петя.

Задание. Придумайте добрый конец истории.

2 ситуация для 2 группы.

Наташа сидела в автобусе. На остановке вошли пожилая женщина, пожилой мужчина и женщина с маленьким ребенком на руках.

- Кому же уступить место? И женщине тяжело держать ребенка на руках, но и бабушке с дедушкой тяжело стоять на ногах.

Вот так и мучалась Наташа, продолжая сидеть.

Задание. Придумайте хороший конец истории.

3 ситуация для 3 группы.

Во дворе играли дети. А девочка стояла в сторонке. К ней подошла бабушка.

- А ты чего не играешь с ребятами?

- Они не хотят со мной играть. Дразнятся «косая», «уродина».

Задание. Придумайте счастливый конец истории.

4 ситуация для 4 группы.

- Около дома жалобно скулил щенок. Это соседи выбросили его на улицу.

- Ах, ты гадкий паршивец. Мало того, что сапоги сгрыз, еще и дорогую мебель испортил. Пошел вон. Не нужен больше.

Щенок жалобно заскулил. В это время шли мама с дочкой.

Задание. Придумайте добрый конец истории.

Разыгрывание ситуации детьми.

Учитель. Поступки должны быть такими, чтобы за них не пришлось краснеть ни вам, ни друзьям, ни вашим родителям. Надо стремиться всегда и во всем быть полезным.

Стихотворение (читает ученик).

Не стой в сторонке равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда
И если кому-то поможет
Твоя улыбка и доброта.
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.

Учитель. Ребята, вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы вырастите настоящими добрыми людьми и сделаете нашу планету красивой. Я верю, что у вас доброе сердце.

8. Подведение итога. Рефлексия

Учитель. На столах стоят у вас сердечки. Будьте искреннее. Напишите свое доброе пожелание или совет всем, кто с нами пойдет по дороге добра.

(Дети пишут, читают свое пожелание, приклеивают на ватман бумаги на доске)

Учитель. Какая чудесная дорога добра у нас получилась!

Дети! Творите добро, ведь это так приятно делать. И смело шагайте по дороге добра всегда.

Завершим песней «Дорога добра». (Учитель дарит сердечки).

1.

Спроси у жизни строгой:
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра?

Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра! (2 раза)

Забудь свои заботы,
Падения и взлеты.
Не хнычь, когда судьба ведет
Себя не как сестра.

Но если с другом худо,
Не уповай на чудо
Спеши к нему, всегда
Иди дорогою добра. (2 раза)

Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов!
Не забывай, что эта жизнь –
Не детская игра.

Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный
Иди, мой друг, всегда
Иди дорогую добра! (2 раза).

Учитель. Дети, вы хотите всю жизнь идти по дороге добра? Хорошо подумайте. А если случится так, что кто-то ошибется и на развилке дороги и свернет на левую тропинку зла. Кто окажет помощь? Вытяните ладошку. Я очень рада, что вы приняли верное решение.

А закончу классный час словами А.П.Чехова: «Пока вы молоды, сильны и бодры; не уставайте делать добро».

Спасибо всем за работу.