Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Спортивные игры» уровня основного общего образования

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Профессия — педагог

Классы: 5, 6, 7, 8, 9

Ключевые слова: программа, рабочая программа, спортивные игры


Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в 5-8 классах. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий.

Программа рассчитана на 140 ч и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками. Программа внеурочной деятельности рассчитана на учащихся 5-8 классов (11-14 лет).

Работа внеурочной деятельности предусматривает: содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовке и укреплению здоровья учащихся; привитие потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Для учащихся посещающих внеурочную деятельность ставятся частные задачи: укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности; укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, гибкости, ловкости; обучение технике стоек и перемещений, привитие стойкого интереса к занятиям физической культурой, выполнение нормативных требований по видам подготовки, закаливание организма.

Учебное время по видам подготовки распределено таким образом, чтобы текущие темы совпадали с годовым планированием уроков физкультуры, что дополнительно стимулирует учащихся к занятиям и повышению уровня подготовки по тому или иному виду спорта.

Цель:

  • совершенствование всех функций организма, укрепление нервной, сердечно-сосудистой, дыхательных систем, опорно-двигательного аппарата.
  • Повышение сопротивляемости организма человека неблагоприятным влияниям внешней среды.

Задачи:

  • Укрепление здоровья, закаливание организма, содействие правильному физическому развитию.
  • Обучение жизненно-важным двигательным навыкам и умениям.
  • Воспитание привычки к систематическим самостоятельным занятиям физической культурой и спортом и привитие необходимых гигиенических навыков и умений.

Спортивная игра выступает как метод закрепления и совершенствования навыка, выполняемого в повышенном эмоциональном состоянии, в изменяющихся ситуациях, при внешних противодействиях.

Последовательность применения обучению основным элементам в спортивных играх на занятиях по внеурочной деятельности должна быть спланирована заранее. Выбор игры зависит главным образом от тех педагогических задач, которые ставятся перед занятием. Немаловажное значение имеет подготовленность класса (физическая и техническая). Необходимо чётко знать, что занимающиеся могут и что ещё не в их силах сделать. Подбор игр зависит также и от того, где проводится игра (в спортивном зале, на открытой площадке), от наличия соответствую­щего инвентаря и оборудования.

Включая тот или иной элемент двигательного действия данной спортивной игры, важно следить, чтобы основная структура движения в ходе игры не нарушалась. Не следует, к примеру, в игре закреплять движения с максимальными усилиями, если это не проделывалось на занятии при формировании навыка.

Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеют большое воспитательное значение. При подведении итогов важно учитывать не только быстроту, но и ка­чество выполнения игровых действий.

Объектом соревновательной деятельности являются показатели качества выполнения элементов или целостных двигательных действий («кто правильнее», «кто точнее» и т.п.).

Большое значение при обучении основным элементам  имеет зрительное и слуховое восприятие изучаемого двигательного действия (наглядность). Использование зрительной, звуковой, словесной и двигательной наглядности зависит от этапа обучения. Как правило, на этапах ознакомления и начального разучивания двигательного действия она применяется гораздо чаще, а на этапе совершенствования используется для исправления появившихся ошибок.

Ожидаемый результат.

В результате регулярного посещения занятий учащиеся должны:

  • повысить уровень своей физической подготовленности;
  • приобрести навыки и умения по изучаемым видам спорта;
  • уметь технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации;
  • использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
  • уметь проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей;
  • уметь разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
  • у учащихся должен сформироваться интерес к постоянным самостоятельным занятиям спортом и дальнейшему самосовершенствованию;
  • следование основным принципам здорового образа жизни должно стать привычным для учащихся и сформироваться представление о том, что ЗОЖ - это индивидуальная система ежедневного поведения человека, которая обеспечивает ему максимальное достижение благополучия, в том числе и физического с учетом его индивидуальных качеств и запросов.

Кол-во обучающихся до 20 человек.

Занятия проходят 2 раза в неделю.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Универсальными компетенциями учащихся по курсу «Спортивные игры» являются:

  • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
  • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
  • умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «Спортивные игры» являются следующие умения:

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
  • организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
  • видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
  • оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
  • технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «Спортивные игры»  являются следующие умения:

  • представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
  • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
  • бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

К средствам наглядности при обучении основным элементам в спортивных играх относятся:

Показ двигательного действия учителем (или учеником по заданию учителя). В основе обучения с помощью показа лежит подражание. При показе двигательного действия в целом или отдельных его элементов учителю необходимо соблюдать следующие требования:

  • показ всегда необходимо сочетать с методами использования слова, это позволяет избежать слепого копирования, словесная информация должна быть немногословной, адресной и на языке, понятном для учащихся;
  • содержание показа должно соответствовать задачам обучения: а) первый показ, как правило, должен давать целостное представление о технике и основных правилах в данной спортивной игре;
  • в дальнейшем, когда необходимо обратить внимание учеников на отдельные движения и акцентированные усилия, в показе подчёркиваются именно эти моменты;
  • для большей наглядности иногда показывают лишь часть изучаемого действия, уменьшают скорость движения, делают паузы;
  • следует больше внимания уделять имитационному показу, который облегчает восприятие основы и деталей техники двигательного действия;
  • недопустим небрежный, неточный показ, так как он может быть принят учениками за образец, которому надо подражать;
  • поручать показ упражнения ученику нужно в следующих случаях: а) если учитель по состоянию здоровья не может хорошо выполнить действие; б) когда необходимо снять предубеждение учеников в невыполняемости задания;

Наглядные пособия (рисунки, кинограммы с изображением последовательности движений, составляющих действие, учебные видеофильмы и т.п.). Демонстрация наглядных пособий об­ладает преимуществом перед показом при необходимости акцентировать внимание учащихся на конкретном элементе в обучении определённой тактике в игре. Для получения результатов наглядного восприятия полезны вопросы учителя и ответы учащихся.

Содержание курса внеурочной деятельности «Спортивные игры»

1. Футбол – 24 часа

  1. Техника передвижения. Удары по мячу головой, ногой.
  2. Остановка мяча. Ведение мяча. Обманные движения.
  3. Отбор мяча. Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Техника игры вратаря.
  4. Тактика игры в футбол. Тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча, с мячом.
  5. Тактика защиты. Индивидуальные действия. Групповые действия. Тактика вратаря.

2. Пионербол – 24 часа

  1. Стойки с перемещениями и исходными положениями, техника передачи мяча снизу – сверху в парах.
  2. Действия с мячом. Передача мяча двумя руками. Передача на точность. Встречная передача.
  3. Передача мяча различными способами, передача с ударом в пол с места, тоже – в прыжке с места и с 2-3 шагов разбега.
  4. Командные действия. Прием подач. Расположение игроков при приеме.
  5. Контрольные игры и соревнования.

3. Волейбол – 40 часов

  1. Техника нападения. Действия без мяча. Перемещения и стойки.
  2. Действия с мячом. Передача мяча двумя руками. Передача на точность. Встречная передача.
  3. Подача мяча: нижняя прямая, нижняя боковая, подача сверху.
  4. Техника защиты. Прием мяча: сверху двумя руками, снизу двумя руками. Блокирование.
  5. Командные действия. Прием подач. Расположение игроков при приеме.
  6. Контрольные игры и соревнования.

4. Настольный теннис – 24 часа

  1. Основы техники и тактики игры. Правильная хватка ракетки, способы игры.
  2. Техника перемещений.
  3. Тренировка упражнений с мячом и ракеткой. Изучение подач.
  4. Тренировка ударов «накат» справа и слева. Сочетание ударов.
  5. Свободная игра. Игра  на счет. Соревнования.

5. Баскетбол – 28 часов

  1. Основы техники и тактики. Техника нападения. Техника передвижения.
  2. Повороты в движении. Сочетание способов передвижений.
  3. Техника владения мячом. Ловля мяча двумя руками с низкого отскока, одной рукой на уровне груди.
  4. Броски мяча двумя руками  с места. Штрафной бросок. Бросок с трехочковой линии.
  5. Ведение мяча с изменением высоты отскока и скорости ведения.
  6. Обманные движения. Обводка соперника с изменением высоты отскока.
  7. Групповые действия. Взаимодействие игроков с заслонами.

Тематическое планирование

Материально-техническое обеспечение программы

  1. Осуществление учебного процесса и реализация запланированных тем программы требует наличия определённого оборудования.
  2. Для проведения занятий необходимы: мячи, теннисные ракетки, волейбольная сетка, теннисный стол, скакалки, обручи, баскетбольные щиты, кегли и др.
  3. Технические средства обучения: компьютер, мультимедиапроектор, фотоаппарат.
  4. Помимо оборудования, предоставляемого учебным заведением, обучающиеся должны иметь спортивную форму и спортивную обувь.

Список учебной литературы

  1. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей/ Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов, М.В.Маслов. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012. – 77 с.: (Работаем по новым стандартам).
  2. Внеурочная деятельность учащихся. Ручной мяч: пособие для учителей/ Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов, М.В.Маслов. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011 – 63 с.: (Работаем по новым стандартам).
  3. Внеурочная деятельность учащихся. Баскетбол: пособие для учителей/ Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов, М.В.Маслов. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012  - 80 с.: (Работаем по новым стандартам).