Конспект урока по обучению грамоте. Звуки [д], [д'], буква Д, д

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: обучение грамоте, буква «Д», Звук «д»


Задачи:

  • познакомить детей с новыми буквами, обозначающими согласные звуки [д], [д`], учить детей давать характеристики звукам;
  • способствовать развитию фонематического слуха, речи, логического мышления, внимания, памяти, расширять кругозор, воспитывать любознательность;
  • формировать плавное, выразительное, сознательное чтение.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать буквы Д,д и обозначаемые ими звуки;
  • характеризовать данные звуки по алгоритму.

Метапредметные:

  • понимать и принимать поставленную учебную задачу, самостоятельно составлять план работы на урок, оценивать свою работу на уроке.

Личностные:

  • осознавать смысл пословицы - Терпение и труд все перетрут.

Ход урока

1. Оргмомент (проверка готовности к уроку)

Фонетическая зарядка

- Как дудят в дудочку? (ду-ду-ду) Какой звук слышим в начале слова?

- Какой звук слышится, когда звенит колокольчик? (динь-динь-динь)

- Какой звук слышим в начале этого слов?

- Знакомы ли мы с этими звуками?

- Что вам нужно было сделать? (дать характеристику звукам [д, д,])

- Значит, какую цель мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?

(познакомиться со звуками [д], и буквой, обозначающей их на письме).

2. Актуализация знаний

СЛАЙД. - Что вы видите на картинке?

- Давайте составим полные схемы слов. Напоминаю, что полная схема – это схема звуковая и слоговая вместе. (двое у доски)

- Сравните эти два звука. Какой буквой обозначим звуки [д], [д']? (одной буквой Д)

СЛАЙД. - На что похожа буква Д? 

Этот домик буква Д.
В домике – окошко.
Из трубы идет дымок,
А в окошке – кошка.

СЛАЙД. Давайте найдем ее на нашей ленте помощнице.

- Что мы можем сказать об этом звуке? (парный, звонкий, согласный)

СЛАЙД. - Давайте вспомним, от чего зависит твердость и мягкость согласного звука? (от гласной)

(чтение слогов)

- Пропишем букву в тетради. Какие карандаши нам понадобятся?

Игра «Узнай звук»

– Послушайте слова, если в них есть звуки [д], [д’], хлопайте в ладоши.

– Капуста, стол, дядя, кубики, дятел, Денис дрова, Дима, топор, трава, дым.

Родственные слова

– Прочитайте слова. Сравните их. Что в них общего? (– Одинаковая часть слова, слова родственные)

СЛАЙД. Физминутка. 

СЛАЙД. Работа с текстом (учебник, с. 105)

– Прочитайте текст плавно, соединяя слоги в слова.

– Кем работает папа у Димы и Нади?

– Какую работу они выполнили?

– Где теперь идут поезда?

– Ребята, давайте посмотрим, какая пословица сегодня пришла к нам на урок.

Пословица «Терпение и труд всё перетрут» означает, что любые трудности преодолимы, если хорошенько поработать над их разрешением и запастись терпением.

СЛАЙД. Работа с иллюстрацией (учебник, с.104)

– Рассмотрите рисунок. Назовите предметы, изображенные на рисунке.

– Придумайте рассказ на тему «Клад найден». Используйте слова: море, сокровище, корабль, водолазы, подводный мир.

 СЛАЙД. Работа на закрепление

- Ребята, Буратино приготовил Вам задание. Давайте посмотрим, что там в конверте. (открываю конверт)

Для выполнения задания нам понадобятся зеленый и синий карандаш. Вам нужно подчеркнуть букву Д, обозначающую мягкий звук [д] зеленым цветом, а твердую-синий.

- Кто закончил, листик положите в тетрадь.

3. Итог урока

– Как обычно Буратино нам приготовил мультфильм, но, чтобы его посмотреть, надо сначала найти все слова с нашими звуками, составить рассказ.

4. Рефлексия

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно вам понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

– Спасибо за урок.