Развитие физической культуры и спорта служит важнейшим инструментом реализации стратегии социального развития страны, так как оно способствует формированию здорового гармонично развитого общества, повышению качества рабочей силы, а также увеличению продолжительности жизни и снижению смертности населения.
В настоящее время значительно возросла роль физической культуры и спорта в жизни современного общества. Особенно важным представляется формирование единого комплекса по поддержанию здоровья нации, направленного на вовлеченность в физическую культуру и спорт всех категорий граждан. Именно таким универсальным комплексом представляется в настоящее время комплекс «Готов к труду и обороне».
В целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта, создания эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения, с 1 сентября 2014 года в Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года № 172 введен в действие Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 года № 1165–р утвержден план мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», на период 2014–2017 годов на федеральном, региональном и местном уровне, где, начиная с 2016 года предусматривается внедрение комплекса ГТО среди обучающихся всех образовательных организаций страны.
Осознавая цели и задачи нового комплекса, учителя физической культуры столкнулись с проблемой: как на практике организовать подготовку и реализовать сдачу норм ГТО.
Главная задача учителя физической культуры − помочь школьнику объективно оценить свои силы, убедить в возможности улучшения собственного результата и способствовать тому, чтобы занятия физической культурой и стремление к физическому самосовершенствованию стали потребностью каждого.
Возникла потребность в совершенствование программно-методического обеспечения занятий физической культурой.
В процессе работы учитель определяет для себя основные направления работы, которые способствуют росту и развитию каждого ребенка.
Возникла необходимость создания НОВОЙ МОДЕЛИ вовлечения детей и родителей в процесс физического развития и укрепления здоровья всех детей. А также совершенствование системы выявления, развития и сопровождения одарённых учащихся, стимулирования их роста.
Согласно концепции физической культуры и спорта в Российской федерации необходимо активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития.
Исходя из этого, была создана система, которая включает в себя:
1. Введение в тестирование дополнительных видов испытаний.
2. Ежегодный мониторинг достижений учащихся по указанным видам.
3. Использование элементов соревнований и соперничества как внутри класса, так и на каждом этапе обучения.
4. Отражение результатов на информационном стенде и награждение детей, достигших самых высоких результатов на общешкольных линейках.
5. Сотрудничество с родителями.
1. Введение дополнительных видов испытаний, которые широко использовались в советской школе: вис на перекладине, отжимание, поднимание туловища, прыжки на скакалке, прыжки в высоту, прыжки в длину с разбега, метание мяча, гранаты, бег на короткие, средние, длинные дистанции и другие. Это очень важно, так как в комплексе они способствуют росту основных показателей физического развития детей (сила, выносливость, координация, скорость, гибкость)
Были разработаны критерии и соответствующие им оценки с 1 по 11 класс.
2. Мониторинг личностного роста. Чтобы расти, нужно знать свои показатели и понимать, к чему стремиться дальше. Поэтому проводится ежегодный мониторинг этих показателей. Например.
Показатели личного роста Ефимова Данила, ученика 6 класса.
Вид |
1 кл. |
2 кл. |
3 кл. |
4 кл. |
5 кл. |
6 кл. |
Скакалка |
53 |
63 |
68 |
73 |
158 |
173 |
Метание мяча |
16 |
21 |
28 |
31 |
41 |
- |
Бег 60 м |
12.8 |
11.2 |
11,03 |
9,5 |
9.2 |
- |
На основе анализа показателей ребенок сам, вместе с родителями выстраивает траекторию своего развития, движения вперед, своего совершенствования и улучшения результатов.
3. Введение элементов соревнований и соперничества внутри класса и на каждом этапе обучения. Результаты тестирования на уроке «выходят» за рамки класса. Ребенок получает возможность сравнить свои результаты с результатами сверстников и отслеживать собственный рост. Чтобы показать значимость достижений ребенка делается сравнительная таблица самых высоких результатов по классам, а затем выбираются лучшие показатели в данной возрастной группе. Например.
Лучшие результаты «Прыжки в длину с разбега». 1-4 класс (см)
Мальчики |
Девочки |
||
2 класс |
|||
1. Саракаев В. |
256 |
1. Копылова А. |
246 |
2. Елисеев Е. |
236 |
2. Лемешонок У. |
242 |
3. Белошапкин С. |
225 |
3. Кошарная А. |
224 |
3 класс |
|||
1. Ефимов Д. |
325 |
1. Поштак Я. |
254 |
2. Сорокаев А. |
270 |
2. Плисова М. |
250 |
3.Калашников И. |
258 |
3. Южакова Н. |
237 |
4 класс |
|||
1. Куракулов М. |
348 |
1. Карамашева А. |
225 |
2. Ковязин С. |
302 |
2. Нежельская А. |
205 |
3. Никифоров Д. |
290 |
3. Шрейдер К. |
200 |
Победители |
|||
1. Куракулов М. |
348 |
1. Поштак Я. |
254 |
2. Ефимов Д. |
325 |
2. Плисова М. |
250 |
3. Ковязин С. |
302 |
3. Копылова А. |
246 |
Эти результаты вывешиваются на информационном стенде, а дети, достигшие самых высоких показателей, награждаются специально разработанными грамотами на общешкольных линейках.
Для определения индивидуального образовательного маршрута каждого ребенка необходимо тесное сотрудничество с родителями.
Опыт работы показал, что необходимо осуществлять систематический контроль уровня физической подготовки и степени владения практическими умениями физкультурно-оздоровительной и прикладной направленности. Существующие наработки в данном направлении: мониторинг достижений учащихся с первого по одиннадцатый класс по различным видам (бег, подтягивание, отжимание, скакалки, прыжки в длину и др.), выявление лучших учащихся по каждому направлению, награждение их на общешкольных линейках, помогли систематизировать работу и создать сводную таблицу достижений и уровня развития каждого ребенка.
Но для эффективности проделанной работы необходимо взаимодействие с родителями учащихся, активное вовлечение их в анализ результатов, выстраивание траектории развития и улучшения результатов по представленным в таблице показателям. Поэтому в дневники каждому ребенку вклеили таблицу его личных результатов и их оценки по пятибалльной системе.
Контрольные нормативы по физической культуре.
В процессе работы по каждому направлению, особенно в связи с введением ГТО, вносились коррективы, вводились новые элементы и была создана итоговая таблица.
Значение
Что дает данная система работы?
Ребенок и родители видят уровень физического развития, это является хорошим мотивом к совершенствованию и росту собственных результатов.
Ребенок, имея высокие результаты в одном направлении, видит над чем необходимо работать, чтобы улучшить и другие показатели.
Много примеров, когда у ребенка не получается выполнить один из видов норматива, на следующий год он улучшает свои результаты в несколько раз.
Родители увидели истинную картину состояния физического развития ребенка.
Теперь можно отслеживать состояние и физическое развитие ребенка. Родителей больше тревожит интеллектуальное развитие детей, оценки по русскому языку и математике, но увидев состояние физического развития, многие родители заволновались и задумались. Пришло понимание того, что 2-3 часа занятий физической культурой в школе недостаточно для физического развития их ребенка. Это мотивирует детей и родителей на дополнительные занятия и тренировки.
Данная система дает свои результаты.
Она способствует выявлению наиболее способных и талантливых детей для участия в различных спортивных соревнований, состязаний, олимпиадах, конкурсах.
Это дорожная карта не только для одаренных детей, но и для каждого ребенка.
Данная работа будет способствовать совершенствованию самостоятельных занятий учащихся по физическому развитию.