Систематический мониторинг спортивных достижений учащихся как один из способов выявления и развития их способностей

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: ГТО, физическая культура


Развитие физической культуры и спорта служит важнейшим инструментом реализации стратегии социального развития страны, так как оно способствует формированию здорового гармонично развитого общества, повышению качества рабочей силы, а также увеличению продолжительности жизни и снижению смертности населения.

В настоящее время значительно возросла роль физической культуры и спорта в жизни современного общества. Особенно важным представляется формирование единого комплекса по поддержанию здоровья нации, направленного на вовлеченность в физическую культуру и спорт всех категорий граждан. Именно таким универсальным комплексом представляется в настоящее время комплекс «Готов к труду и обороне».

В целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта, создания эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения, с 1 сентября 2014 года в Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года № 172 введен в действие Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 года № 1165–р утвержден план мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», на период 2014–2017 годов на федеральном, региональном и местном уровне, где, начиная с 2016 года предусматривается внедрение комплекса ГТО среди обучающихся всех образовательных организаций страны.

Осознавая цели и задачи нового комплекса, учителя физической культуры столкнулись с проблемой: как на практике организовать подготовку и реализовать сдачу норм ГТО.

Главная задача учителя физической культуры − помочь школьнику объективно оценить свои силы, убедить в возможности улучшения собственного результата и способствовать тому, чтобы занятия физической культурой и стремление к физическому самосовершенствованию стали потребностью каждого.

Возникла потребность в совершенствование программно-методического обеспечения занятий физической культурой.

В процессе работы учитель определяет для себя основные направления работы, которые способствуют росту и развитию каждого ребенка.

Возникла необходимость создания НОВОЙ МОДЕЛИ вовлечения детей и родителей в процесс физического развития и укрепления здоровья всех детей. А также совершенствование системы выявления, развития и сопровождения одарённых учащихся, стимулирования их роста.

Согласно концепции физической культуры и спорта в Российской федерации необходимо активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития.

Исходя из этого, была создана система, которая включает в себя:

1. Введение в тестирование дополнительных видов испытаний.

2. Ежегодный мониторинг достижений учащихся по указанным видам.

3. Использование элементов соревнований и соперничества как внутри класса, так и на каждом этапе обучения.

4. Отражение результатов на информационном стенде и награждение детей, достигших самых высоких результатов на общешкольных линейках.

5. Сотрудничество с родителями.

1. Введение дополнительных видов испытаний, которые широко использовались в советской школе: вис на перекладине, отжимание, поднимание туловища, прыжки на скакалке, прыжки в высоту, прыжки в длину с разбега, метание мяча, гранаты, бег на короткие, средние, длинные дистанции и другие. Это очень важно, так как в комплексе они способствуют росту основных показателей физического развития детей (сила, выносливость, координация, скорость, гибкость)

Были разработаны критерии и соответствующие им оценки с 1 по 11 класс.

2. Мониторинг личностного роста. Чтобы расти, нужно знать свои показатели и понимать, к чему стремиться дальше. Поэтому проводится ежегодный мониторинг этих показателей. Например.

Показатели личного роста Ефимова Данила, ученика 6 класса.

Вид

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

5 кл.

6 кл.

Скакалка

53

63

68

73

158

173

Метание мяча

16

21

28

31

41

-

Бег 60 м

12.8

11.2

11,03

9,5

9.2

-

На основе анализа показателей ребенок сам, вместе с родителями выстраивает траекторию своего развития, движения вперед, своего совершенствования и улучшения результатов.

3. Введение элементов соревнований и соперничества внутри класса и на каждом этапе обучения. Результаты тестирования на уроке «выходят» за рамки класса. Ребенок получает возможность сравнить свои результаты с результатами сверстников и отслеживать собственный рост. Чтобы показать значимость достижений ребенка делается сравнительная таблица самых высоких результатов по классам, а затем выбираются лучшие показатели в данной возрастной группе. Например.

Лучшие результаты «Прыжки в длину с разбега». 1-4 класс (см)

Мальчики

Девочки

 2 класс

1. Саракаев В.

256

1. Копылова А.

246

2. Елисеев Е.

236

2. Лемешонок У.

242

3. Белошапкин С.

225

3. Кошарная А.

224

 3 класс

1. Ефимов Д.

325

1. Поштак Я.

254

2. Сорокаев А.

270

2. Плисова М.

250

3.Калашников И.

258

3. Южакова Н.

237

 4 класс

1. Куракулов М.

348

1. Карамашева А.

225

2. Ковязин С.

302

2. Нежельская А.

205

3. Никифоров Д.

290

3. Шрейдер К.

200

 Победители

1. Куракулов М.

348

1. Поштак Я.

254

2. Ефимов Д.

325

2. Плисова М.

250

3. Ковязин С.

302

3. Копылова А.

246

Эти результаты вывешиваются на информационном стенде, а дети, достигшие самых высоких показателей, награждаются специально разработанными грамотами на общешкольных линейках.

Для определения индивидуального образовательного маршрута каждого ребенка необходимо тесное сотрудничество с родителями.

Опыт работы показал, что необходимо осуществлять систематический контроль уровня физической подготовки и степени владения практическими умениями физкультурно-оздоровительной и прикладной направленности. Существующие наработки в данном направлении: мониторинг достижений учащихся с первого по одиннадцатый класс по различным видам (бег, подтягивание, отжимание, скакалки, прыжки в длину и др.), выявление лучших учащихся по каждому направлению, награждение их на общешкольных линейках, помогли систематизировать работу и создать сводную таблицу достижений и уровня развития каждого ребенка.

Но для эффективности проделанной работы необходимо взаимодействие с родителями учащихся, активное вовлечение их в анализ результатов, выстраивание траектории развития и улучшения результатов по представленным в таблице показателям. Поэтому в дневники каждому ребенку вклеили таблицу его личных результатов и их оценки по пятибалльной системе.

Контрольные нормативы по физической культуре.

В процессе работы по каждому направлению, особенно в связи с введением ГТО, вносились коррективы, вводились новые элементы и была создана итоговая таблица.

Значение

Что дает данная система работы?

Ребенок и родители видят уровень физического развития, это является хорошим мотивом к совершенствованию и росту собственных результатов.

Ребенок, имея высокие результаты в одном направлении, видит над чем необходимо работать, чтобы улучшить и другие показатели.

Много примеров, когда у ребенка не получается выполнить один из видов норматива, на следующий год он улучшает свои результаты в несколько раз.

Родители увидели истинную картину состояния физического развития ребенка.

Теперь можно отслеживать состояние и физическое развитие ребенка. Родителей больше тревожит интеллектуальное развитие детей, оценки по русскому языку и математике, но увидев состояние физического развития, многие родители заволновались и задумались. Пришло понимание того, что 2-3 часа занятий физической культурой в школе недостаточно для физического развития их ребенка. Это мотивирует детей и родителей на дополнительные занятия и тренировки.

Данная система дает свои результаты.

Она способствует выявлению наиболее способных и талантливых детей для участия в различных спортивных соревнований, состязаний, олимпиадах, конкурсах.

Это дорожная карта не только для одаренных детей, но и для каждого ребенка.

Данная работа будет способствовать совершенствованию самостоятельных занятий учащихся по физическому развитию.