Цели урока:
- Познакомить учащихся с историей возникновения и развития техники “Декупаж”, с основным применением в интерьере.
- Научить простейшим приёмам начального этапа салфеточной техники “Декупаж” через элементы образного мышления.
Задачи урока:
Обучающая:
- Расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида прикладного творчества, сформировать знания о существующих видах прикладного творчества, об особенностях их выполнения.
Развивающая:
- Развивать наглядно-образное мышление, познавательный интерес, рациональное использование времени и памяти, точность движений, художественный вкус, творчество.
Воспитательная:
- Воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, аккуратность, бережливость, сознательное выполнение правил безопасности при работе с режущими, колющими предметами и лаком.
- Воспитать интерес к нетрадиционным видам декоративно-прикладного творчества
Продолжительность урока: 90 минут.
Средства обучения:
Наглядные
- образцы салфеток,
- инструкционные карты,
- правила техники безопасности с режущими инструментами и лаком,
- образцы готовых изделий,
- презентация.
Учебные:
- Тетрадь, чертёжные инструменты, объект для декупирования (лопатка - основа), ножницы, салфетки (бумага с картинками) для вырезания, клей для декупажа, кисти, лак акриловый, акриловые краски – для окрашивания фона и нанесения дополнительных элементов в рисунке.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления с выполнением практической работы.
Ход урока
1 этап. Организационный момент
Цель этапа: Психологический настрой учащихся на предстоящее занятие.
Организация начала занятия: подготовка учащихся к работе на занятии – полная готовность класса и быстрое включение учащихся в деловой ритм .
- Здравствуйте, дети. Все готовы к уроку? Садитесь.
2 этап. Актуализация знаний и умений
Цель этапа:
- Прочное закрепление знаний, полученных раньше.
- Подготовка к основному этапу занятия - обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.
- Тема нашего сегодняшнего урока Декоративно-прикладное творчество в стиле "Декупаж".
- Целью нашего сегодняшнего урока является ознакомление с историей возникновения и развития техники “Декупаж”, с основным применением в интерьере, научиться простейшим приёмам начального этапа салфеточной техники “Декупаж” через элементы образного мышления.
Но прежде чем мы приступим к изучению новой темы ответьте на несколько вопросов:
1. Какие виды прикладного творчества вы знаете?
Дети называют - изонить, вышивка, вязание спицами и крючком, выжигание по дереву, резьба по дереву, роспись по дереву, стеклу.
2. Что такое декорирование предмета? (всякое художественное украшение предмета или помещения, легкий и приятный способ сделать домашний очаг уютнее и красивее).
3. Какие предметы можно декорировать? (посуду, мебель, бытовую технику, одежду, кухонную утварь, рамки для фотографий, шкатулки и др.)
3 этап. Усвоение новых знаний. (20 мин.)
Цель этапа: Узнать основные сведения о салфеточной технике, о видах декорирования и этапах подготовки к нему.
План объяснения:
1. Исторические сведения о технике “декупаж”
2. Определение слова "декупаж"
3. Применение техники в современном интерьере
4. Основы "декупажа"
5. Материалы и аксессуары.
- Сегодня на уроке вы начнете знакомство с еще одним видом прикладного творчества – "декупаж". Это очень интересная техника. Надеюсь, вам понравится.
- Записываем новую тему (уч-ся записывают тему урока в тетрадь).
1. Из истории
Учитель - Декупаж как форма искусства возник в Венеции 300 лет назад. Считается, что XVII век стал самым благоприятным для развития техники декупаж и других рукоделий с использованием бумаги.
«Декупаж» – французкое слово, означает «вырезать». Это искусство украшать вырезками из бумаги поверхность предметов быта. В разные времена декупаж был известен под различными названиями. Итальянцы называли его искусством для бедных. Французы – глазурь для бедняков. В Англии декупаж носил название япанинг, поскольку подражал работам японских и китайских мастеров, что привозились в Европу в XVIII веке. Декупажированные вещи (в основном мебель) окрашивались однотонной краской, а затем украшались вырезками из гравюр. Наклеенные картинки покрывались краской или позолотой, затем вся поверхность покрывалась лаком. Мебель, украшенная таким образом, издалека выглядит как расписная, но при более тщательном рассмотрении становится понятно, что это декупаж. Чаще всего так украшали комоды.
В XVIII веке любое путешествие было делом длительным, и, как правило, гости приезжали не на день или несколько дней, а оставались на недели или даже месяцы. И тут перед хозяевами вставал вопрос, чем развлекать гостей. Декупаж стал развлечением для гостей. У любой дамы на столике для рукоделия можно было обнаружить пару маленьких ножниц для того, чтобы вырезать картинки для украшения альбомов. Искусство украшения альбомов стало естественным продолжением шитья и прочего рукоделия, и было очень популярно в Англии и Европе в целом. В Италии чаще всего декорировали письменные столы.
Искусство декорирования мебели возникло в Венеции. Тонкие узоры, плетения, воздушные золотые нити – всё это использовалось в венецианской мебели. По мере роста популярности декупаж распространился и во Францию. Французкий декупаж был замысловатый и изящный. Он отражал причудливый, странный и декоративный характер французской мебели того периода. Обычно использовались цветы, бабочки, птички, музыкальные инструменты и венки. Декупаж в США В 1730 году был популярен в американских колониях. Картинки приклеивали на мебель, раскрашивали и покрывали лаком.
Немцы использовали рельефные рисунки детей. Эти выдавленные мотивы для вырезания и изобретены были сами германцами и они имели превосходное качество. Норвежский декупаж был полностью посвящён мифологии. Польские декупажисты использовали блеск и сияние. Обычно в дизайне использовали красочную и блестящую бумагу. Мексиканский декупаж яркий и многоцветный. Его используют для декорации праздничных украшений. В общем техника декупажа мало чем отлиется от той, что использовалась в XVII веке в Венеции.
- Хорошо (вопрос детям):
- Так когда появилась техника "Декупаж" и в какой стране? (17 век Венеция)
- Как с французского языка переводится слово "декупаж"? (вырезать)
- Что можно украшать в технике "декупаж"?
Молодцы.
- Запишите в тетради время и место появления техники "декупаж".
2. Декупаж позволяет, согласно вашим вкусам, выбрать лучшее из многочисленных образцов, вырезать понравившееся изображение и затем прикрепить его на декорируемый вами предмет. Декупаж позволяет декорировать мебель, коробки, шкатулки, ткань, ведра, лейки и еще очень многое. После завершения всех этапов работы, картинка будет выглядеть как нарисованная.
Декупаж - старинная техника, вновь ставшая модной буквально в последние годы.
Декупаж - это скрупулезное вырезание изображений, которые потом наклеиваются на поверхность для декорирования согласно вашему желанию и затем покрываются несколькими слоями лака для защиты. Эта техника требует времени, терпения и предусматривает множество попыток, чем результат удовлетворит вас.
Окончив изучение этой техники, вы сможете создавать эксклюзивные предметы интерьера, декоративно оформлять одежду, самостоятельно изготавливать модные аксессуары и делать многое, многое другое насколько позволяет вам ваша фантазия.
- Запишите определение "декупаж" в тетрадь.
3. Где применяется?
- Декупажем можно оформить практически всё, что подскажет вам ваша фантазия: цветочные горшки, вазы, тарелки (декоративные), стаканы, разделочные доски , обувь, многие современные мастера украшкют компьютер и даже батареи. Главное, что все вещи получаются красивые и полезные в хозяйстве!
4. Основы "декупажа"
В настоящее время мотивы чаще вырезаются из трехслойных салфеток, потому декупаж в некоторых языках получил иное название – салфеточная техника. Но приклеивающиеся мотивы не ограничиваются только салфетками. Это могут быть иллюстрации из журналов, оберточная бумага, этикетки, декупажные карты, в последнее время широко распространяется применение принтерных распечаток. И собственно единственная объединяющая база в этой технике: вырезание мотивов. Сами же декорируемые поверхности могут быть из самых различных материалов – дерева, металла, керамики, стекла, ткани, кожи, пластика.
5. Материалы и аксессуары
Для работы в технике "Декупаж" используются:
- Основа – предмет, который декорируется.
- Декупажные карты. Бумага для декупажа - получила в нашей стране название "декупажная карта". Она бывает разной плотности, разного размера. Выбор декупажной карты зависит от техники декупажа.
- Вместо декупажных карт так же можно использовать рисовую бумагу.
- Салфетки для Декупажа. Из трехслойной салфетки в декупаже используется только один самый верхний цветной слой. Этот тонкий слой накладывают на поверхность заготовки и наносят мягкой кистью средство для декупажа.
- Самые необходимые инструменты для декупажа - очень острые небольшие ножницы (маникюрные, медицинские, специальные ножницы для ришелье и гобеленов). Для вырезания из более плотных материалов используют ножницы, скальпель или специальный нож для декупажа (с вращающимся лезвием).
- Кисти - удобно использовать плоскую синтетическую кисть шириной 1-2 см. Для крупных предметов лучше использовать кисти большей ширины или валик. Часто удобнее наносить краску и лак не кистью, а поролоновой губкой.
- Если рисунок на салфетках слишком мелок и тонок для вырезания, то вырезаются крупные элементы, а мелкие дорисовываются акриловыми красками.
- Для приклеивания вырезанных элементов к основе используется: - специальный клеи для декупажа (или клей ПВА разбавленный водой 1:1).
- Для конечного завершения работы используется акриловый лак, он дороговат. Можно и сэкономить и воспользоваться строительным лаком.
- Кракелюрный монолак. Этим лаком можно добиться эффекта старения. Кракелюры (франц. craquelure) – тонкая сетка трещин. В декупаже кракелюры создаются при помощи специальных кракелюрных лаков. Они могут быть одно — и двухкомпонентными, то есть состоять из одного или двух флаконов с разными составами. В использовании каждого состава есть свои тонкости.
ПОКРЫТИЕ РАБОТ ЛАКОМ
Декупажная работа лишь тогда хорошо выглядит, когда наклеенный мотив полностью сливается с фоном, находится с ним на одном уровне, нет "ступеньки" при переходе от бумаги к фону. Это достигается многоразовым покрытием предмета лаком. Количество слоев лака, нанесенных на финише, на некоторых работах может быть больше сотни.
Финишное покрытие всегда наносится с промежуточным шкурением слоев лака самой мелкой шкуркой. Оно (шкурение) сглаживает вздувшиеся места картинки и неровности нанесенного лака. Обычно шкурят после нанесения 4-5 слоев лака, стараясь снимать лак только с выпуклых мест изделия, выравнивая тем самым поверхность, после чего на поверхность наносят следующие слои лака, и так далее, пока мотив полностью не утонет в финишном покрытии.
Хороший финишный лак должен ложиться равномерно, легко шкуриться, быстро сохнуть без трещин и наплывов, не иметь сильного запаха и, главное, не желтеть со временем.
Прежде чем приступить к работе давайте повторим технику безопасности при работе с ножницами, клеем и лаком.
(опрос учащихся).
У каждого на столе лежит инструкционная карта. В ней описаны все этапы работы.
Инструкционная карта.
1. Покрыть поверхность основы акриловой краской.
2. Наждачной бумагой зачищаем поверхность.
3.Вырезаем любые фрагменты рисунка.
4. Отделяем самый верхний слой салфетки с рисунком, затем наносим на поверхность основы и промазываем сверху кистью с клеем.
5. После высыхания клея дорисовываем фрагменты акриловой краской.
6. Покрываем лаком, наносим несколько слоев. После каждого слоя зачищаем неровности если они есть наждачной бумагой.
И вот наше изделие готово.
Рабочие места готовы, можете приступать к работе.
4 этап. Практическая часть
Учащиеся основываясь на инструкционную карту и презентацию оформляют лопатку в технике "декупаж" в своем стиле.
- Этап – приклеивание салфетки к лопатке.
- Этап – декорирование готовой лопатки акриловыми красками (прорисовка дополнительных элементов)
- Этап – покрытые готовой лопатки лаком (на следующем уроке).
Во время практической работы учитель наблюдает за работой учащихся и при необходимости помогает. По окончании выполнения работы, учащиеся заполняют оценочный лист.
ФИЗМИНУТКА проводится во время практической работы.
5 этап. Подведение итогов урока
Выставка работ
- Вот ваши лопатки готовы. Давайте их внимательно рассмотрим. Что вам нравится в вашей работе, а что бы вы исправили?
- Приближается Новый год – время дарить подарки. А мы с вами знаем, что лучший подарок тот, который приготовлен своими руками. Я думаю, ваши замечательные лопатки будут идеальным подарком для ваших близких. Кому вы подарите свои лопатки?
6 этап. Рефлексия
- было интересно…
- было трудно…
- теперь я могу…
- я научился(сь)…
- меня удивило…
- мне захотелось…
7 этап. Закрепление и обобщение темы урока. Кроссворд
А теперь, подводя итог урока давайте разгадаем кроссворд:
Вопросы:
1. Для декорирования нужна…
2. Основа картинки - это…
3. Жидкость для скрепления…
4. Инструмент для вырезания…
5. Предмет для нанесения клея…
6. Каким лаком можно добиться эффекта старения
7. Готовое изделие – ……..
7 этап. Домашнее задание
– На следующем уроке мы с вами доделаем наши лопатки (покроем их лаком).
8 этап. Выставление оценок
Каждый учащийся оценивает свою работу и в целом работу на уроке (самооценка). Говорит, сколько баллов поставил бы себе и учитель выводит общую оценку.
9 этап. Уборка рабочих мест
- Всем спасибо за урок, до свидания (уход детей)
Материалы
- Основа – предмет, который декорируется.
- Салфетки для декупажа.
- Ножницы.
- Кисть плоская.
- Клей для декупажа или клей ПВА.
- Акриловые краски.
- Лак для закрепления результата.