Портрет современного учителя

Разделы: Профессия — педагог


В современном мире к личности учителя предъявляются очень много требований. Это и правильно! Потому что учитель закладывает основы воспитания и базовые знания в своих учеников, каждый из которых будет составлять ячейку нашего общества. И оттого насколько правильно и качественно учитель будет выполнять свои функции, зависит облик нашего будущего общества.

Учитель должен быть безупречным начиная от внешнего вида и заканчивая манерой поведения не только на работе, но и в повседневной жизни. Уже внешним видом он сможет подавать ученикам пример хорошего вкуса. Учитель, независимо от пола, должен одеваться строго, скромно, чисто и опрятно, избегать ярких, кричащих цветов. Конечно, обувь должна быть тщательно вычищенной, прическа - аккуратной, а маникюр - классическим. Однако одежда - лишь часть облика, важна манера поведения.

Учитель, обладающий приятными манерами поведения, а сюда входят и мимика, и жесты, и поза, и навыки общения, располагает к себе людей. Всем манерам учителя должна быть присуща одна общая черта – это соблюдение педагогического такта, который включает в себя повышенную чуткость к окружающим и умение найти такую форму общения с другой личностью, которая позволяла бы ему сохранить личное достоинство. Личностные качества в учительской профессии не отделимы от профессиональных. Со временем, все выше становится уровень требований, предъявляемый нам. Сегодня мы действительно должны знать и уметь многое, иначе будем не интересны своим ученикам. Но нельзя забывать о нравственных качествах. А для этого нужно, чтобы зрячим было наше сердце, главный педагогический инструмент учителя. Инструмент познания самого себя, жизни, души ребенка.

“Современный учитель должен идти в ногу со временем” [1] - с этим мнением согласны и учителя, и учащиеся. Но что это значит? Не секрет, что время не стоит на месте, стремительно меняется объем и качество информации, содержание школьных программ, учебников, методичек. Применение компьютерных технологий становится обычным в деятельности педагога. Применение информационных технологий, инновационных методов обучения – это уже необходимость для качественного обучения детей в современном мире. Именно поэтому я бы обратила внимание на то, что в школе сегодня работают не мало учителей, которые находятся в очень почтенном возрасте и не владеют современными технологиями. Конечно, компьютер помогает добыть информацию, книга дает пищу для размышления, но учить и воспитывать может только учитель. Его задача – наполнять мир ученика нравственными красками, верить в хорошее и видеть то лучшее в учениках, чего пока нет, но обязательно проявится потом, а еще научить его учиться так, чтобы ученик умел и хотел самостоятельно добывать знания.
Сегодня учитель должен быть не только источником знаний, но и активным участником учебного процесса. Вовлечь каждого ребёнка в процесс обучения, суметь выслушать его, сделать его своим ассистентом, посмотреть глазами ученика на волнующую его проблему – вот задача учителя. Только хорошо владеющий методикой педагог может правильно организовать педагогическую деятельность, подготовиться к уроку. Сейчас много говорят об инновациях в образовательном процессе. Единого представления об инновациях у учителей нашей школы нет. Не каждый педагог осмыслил собственную обучающую, развивающую и воспитательную роль в современном педагогическом процессе. Не каждый учитель готов сделать ученика равноценным участником педагогического процесса. Пока не каждый учитель выявил для себя первоочередные задачи обучения.

Учитель - это призвание, учительство - это служение, а не работа. [1]

Учитель - профессионал не ходит на работу, не отбывает учебные часы, а совместно с детьми проживает, переживает все, что происходит каждый день, соединяя воедино и кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. При этом он проявляет стремление работать творчески. Творческая деятельность учителя, предполагающая развитие ребенка, строится на опережении, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с учащимися.

Самое главное он должен быть ЧЕЛОВЕКОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ. Надо оставлять негатив за порогом школы, а детям нести и сеять доброе, разумное, вечное, как бы тяжело ни было на душе.

Быть педагогом – это значит выполнять очень ответственную миссию, которая будет иметь непосредственное отношение к формированию нашего будущего… [2]

Сущность Настоящего учителя кроется в самом слове «УЧИТЕЛЬ»: [2]

У - уникальный, умный, успешный, универсальный, умеющий профессионально преподносить материал.
Ч - честный, человечный, чуткий, с чувством юмора.
И - искренний, индивидуальность.
Т - тактичный, толерантный, терпеливый.
Е - естественный, единомышленник.
Л - любящий детей, любящий свою работу.
Ь - и очень мягкий как мягкий знак и само слово!

… и эта истина будет неподвластной времени.

Список литературы

1. Бордовская И.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вуза. М.: Питер, 2005.

2. Введение в педагогическую деятельность. Учеб. пособие / под ред. А.С.Роботовой, Т.В.Леонтьевой, И.Г.Шапошникова/ М.: Академия, 2008.