Цели: способствовать развитию речи; формированию навыков чтения, эмоционально откликаться на прочитанное; учить чувствовать и понимать язык произведения, развивать образное мышление; воспитывать любовь к чтению; прививать любовь к родине.
Ход урока
I. Организационный момент
Фон - запись музыкального произведения «Зима» (П.И.Чайковский).
Учитель: - Просушив музыкальную пьесу, что вы представили себе? Какие чувства у вас возникли? Назовите автора данной пьесы. О каком времени года мы будем вести разговор на уроке? Ваши предположения. Назовите зимние месяца. Расскажите о каждом месяце.
II. Актуализация знаний. Постановка целей урока
На доске картина (зима).
Учитель: - Рассмотрите рисунок и скажите, что изображено на нем?
Сегодня мы будем говорить о зимних явлениях природы, будем учиться видеть красоту природы.
III. Работа по теме урока
Учитель читает выразительно стихотворение.
Первичное восприятие стихотворения.
- Какое настроение от прочтения стихотворения у вас возникло?
- Если бы вы рисовали картину зимы, какие краски ты вы использовали?
Ученики воссоздают устное описание картины зимнего леса.
IV. Физкультминутка
(Дети кружатся, делают плавные движения руками)
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок -
Получается снежок.
Мы деревья побелили -
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
И.Мельничук
V. Продолжение работы по теме урока
- Прочитайте авторское стихотворение самостоятельно.
Отметьте непонятные для вас слова карандашом. Какие значения имеют данные слова?
(Сравнение лексических значений).
- Прочитайте, как С.Есенин описывает в начале стихотворения зиму.
- Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает…
- Кто может баюкать, аукать?
- Какой прием использует С.Есенин?
- Какую бы вы иллюстрацию нарисовали к этой части стихотворения?
Почитайте вторую часть стихотворения.
- Какую картину вы представили, читая эту часть?
- Какие прилагательные использует автор описывая воробьев? Как он их называет? Как он относится к воробьишкам?
- Что согревает пташек в такую лютую погоду?
Найдите в стихотворении слова о вьюге. Какой ее представил Есенин в своем произведении.
Подберите к слову вьюга синонимы.
- С помощью каких слов С.Есенин создает образ суровой поры, суровой зимы?
- Как мы будем читать это стихотворение? Почему?
Выразительное чтение стихотворения (читают дети).
VI. Рефлексия
- Что вы узнали на уроке?
- За что вы похвалили себя?
- Что у вас особенно получилось?
VII. Подведение итогов урока
- Какое произведение мы читали на уроке?
- Кто автор?
- Что из работы больше всего запомнилось?
Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение стихотворения.