Русский язык является одним из сложных предметов в школе. Поэтому необходимо ещё в начальной школе развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более радостным и увлекательным.
Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является именно дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.
Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное- стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.
На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма.
Перечитала много литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.
Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я применяю на своих уроках.
1. Игра «Составь слово» (серия заданий)
1. Составь слова из следующих букв:
а) к, о, с | а) е, р, о, м |
а) л, а, н, е, п, т, а |
б) у, д, б |
б) ш, а, к, а |
б) к, ч, а, р, у |
в) м, р, и |
в) а, к, у, р |
в) ч, а, к, о, с |
г) т, о, р |
г) б, о, н, е |
г) п, о, г, и, р |
д) ы, с, р |
д) а, с, о, к |
д) р, о, д, о, г |
е) д, м, ы |
е) д, а, в, о |
е) к, о, н, о |
2. Расшифруй, какие тут спрятаны слова, и скажи, какое слово из данных лишнее.
1) с, л, у, т | 2) ш, у, г, а, р |
3) с, б, а, а, к, о |
ш, а, ф, к |
е, р, а, з, б, е |
о, о, р, к, а, в |
ж, о, а, к, л |
б, я, я, о, л, н |
ш, к, к, о, а |
к, ь, в, а, р, т, о |
н, о, и, л, м |
в, ь, я, и, с, н |
с, л, т, о |
а, с, в, и, л |
я, а, ц, з |
3. Расшифруй слова и скажи, каким общим словом их можно объединить.
1) п, и, к, а, т | 2) ь, о, ч, н |
3) й, е, н, и |
т, ф, и, у, л |
ч, е, е, р, в |
д, а, р, г |
б, и, и, т, н, о, к |
у, о, р, т |
с, г, е, н |
г, а, о, п, и, с |
н, е, д, ь |
ь, д, д, о, ж |
4. Расшифруй слова и скажи, на какие группы их можно разделить.
1) е, м, р, о | 2) к, у, а, п |
3) а, к, о, р, о, с |
р, а, е, к |
з, я, а, ц |
в, л, е |
ш, а, а, м, р, о, к |
а, и, с, л |
щ, а, у, к |
о, о, е, з, р |
х, м, а, у |
а, а, ь, с, р, к |
ь, ю, т, л, н, а, п |
м, й, е, в, а, у, р |
т, р, г, и |
ф, к, а, а, л, и |
к, в, о, л |
а, н, о, о, р, в |
к, ж, у |
ь, о, н, к, у |
II. Игра «Путаница»
Расшифруйте слова
ГОНВА, ЗДЕВЕ, ОКЗАВЛ, ЕЬНЕСЕРКСОВ, СТОКВО, ПЕРЕДВИ, ЧВРЕА (вагон, везде, вокзал, воскресенье, восток, впереди, вчера)
ЛИНЗЕВА, КЕЛИВАС, ИЗИЛБВ, ГЛУБЬВ, ДРУГВ
(вазелин, василек, вблизи, вглубь, вдруг)
Г…Р…Й |
Д…Р…Г… |
Д…К…Б…Ь |
Г…Т…В |
Г…РЯ…И… |
ДО С…И…А…ИЯ |
(герой, горячий, готов, декабрь, дорога, до свидания.)
АБ…ИКО…, АВ…ОГРА…, АК…АРЕЛ…, АК…АРИУ… .
(Абрикос, автограф, акварель, аквариум.)
КОНБАЛ, НАБАН, РЕЬРАБ, АТОБН ( балкон, банан, барьер, батон)
КАРКАМОР, ЛЕЯКО, ЗЫРЕККО, МЫШКА (каморка, колея, козырек, камыш)
ОКГЕЛ |
ОННЕЛДЕМ |
НИКАЗЕМЛЯ |
АНЦИЛЕСТ |
СЯМЕЦ |
АНИТРАК |
ГАЗМАИН |
РАВЗДСТВУЙТЕ |
ИНЕРЖЕН |
КАРФЕЛЬТО |
ЯЛЮРТСАК |
РАКВАРТИ |
(легко, лестница, магазин, картофель, медленно, месяц, здравствуйте, кастрюля, земляника, картина, инженер, квартира)
ДБОЕ, ГУРОЕЦ, АОСИН, ЦЕТО (обед, огурец, осина, отец)
ТАМЕЛЛ, ОРТЕМ, КОМОВЬР, АЗАНД, ЛЕНАВО, ОВАРПАН (металл, метро, морковь, назад, налево, направо)
ТОИГ, РИЗКАП, ЗЕНОЙАМ, ВМОТИ, БОЗНО
(итог, каприз, майонез, мотив, озноб.)
Р…К…Т… |
Р…С…Е…И… |
Р…С…К…З |
Р…Ш…Т… |
Р…С…Т…Я…И… |
Р…С….Н…К |
(Ракета, рассказ, расстояние, растение, решать, рисунок)
(Какое слово здесь лишнее? (Решать» - это глагол, остальное – сущ.)
III. «Выбери три слова»
(Игра используется для закрепление любых тем по русскому языку)
Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.
На 9 карточках записаны девять слов:
1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.
2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.
Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.
I |
рыбка |
вьюга |
чулок |
II |
подъезд |
склад |
ворона |
дубки |
варенье |
чучело |
съемка |
град |
ворота |
||
гриб |
ручьи |
чум |
подъем |
клад |
воробей |
IV. Игра «Клички»
Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.
Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:
ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
Составить предложения.
ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА
Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).
V. Игра «Почтальон»
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух.
Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили.
огород | парк |
море |
школа |
столовая |
зоопарк |
гря-ки |
доро-ки |
пло-цы |
кни-ки |
хле-цы |
кле-ка |
кали-ка |
бере-ки |
фла-ки |
обло-ки |
пиро-ки |
марты-ка |
реди-ка |
ду-ки |
ло-ки |
тетра-ка |
сли-ки |
тра-ка |
морко-ка |
ли-ки |
остро-ки |
промока-ка |
голу-цы |
реше-ка |
Задания:
- Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
- Составить предложения, используя данные слова.
VI. Игра «Сбежавший медведь»
Дидактическая задача: Повторить падежные окончания имен существительных.
Игровая задача: Дополнить рассказ, из которого “сбежал” медведь.
Содержание игры: “Посмотрите на этот рассказ. Видите он с пропусками. Вообще-то это рассказ о медведе, но сам медведь из него сбежал. Пожалуйста, верните слово “медведь” в предложения, заменяя окончания по вопросам”.
Материалы: “Не каждому охотнику довелось повстречать (кого?).... Близко подходить (к кому?) к... опасно. Я видел (кого?)... в зоопарке. В лесу можно наблюдать (за кем?) за... только издали. Лесник рассказал нам много интересного (о ком?) о...”
VII. Игра «Убери лишний вагон»
Цель игры: создать условия для закрепления состава слова, учить видеть слово, отличающееся от остальных по своему составу.
Теперь, ребята, немножко поиграем. На станцию прибыло три поезда. Каждый поезд состоит из четырех вагонов. Когда вагоны присоединяли к поезду, совершили ошибку, присоединив лишний вагон, не подходящий к этому составу (на доске появляются три поезда). Вам, ребята, необходимо найти этот лишний вагон. Сделать это вам помогут слова, написанные на каждом вагоне.
Подсказка. Лишние слова отличаются от других слов, написанных на вагонах, по своему составу.
Каждому ряду достается свой поезд, прежде чем принять решение, обсудите его вместе со своим рядом, определите человека, который будет выражать общее мнение.
Поезд № 1
забег, заплыв, закон, запуск.
- Слово, на каком вагоне здесь лишнее?
- Лишнее слово закон, на третьем вагоне?
- Почему?
Слова, написанные на остальных трех вагонах, имеют приставку, а у слова закон нет приставки.
Верно ребята, молодцы. Лишний вагон убран из состава поезда. Поезд может продолжать свой путь. Теперь запишите все слова, кроме слова закон, и выделите в них приставки.
Поезд № 2
чайник, кофейник, молочник, веник.
- Какое слово лишнее.
- Лишнее слово веник, так как оно, в отличие от остальных слов не имеет
суффикса. - Запишите слова с суффиксами.
Поезд № 2 может продолжать путь. Молодцы, ребята.
Поезд № 3
посмотреть, победить, подумать, погрустить.
- Какой вагон, здесь лишний.
- Вагон со словом победить, так как в этом слове нет приставки.
- Запишите слова с приставками.
Молодцы, ребята. Вы хорошо поработали.
VIII. Игра «Твердый – мягкий»
Цель: создать условия для повторения правописания твердого и мягкого знаков.
Учащиеся делятся на две команды. Одна команда называется «Камень», другая – «Вата». Команда «Камень» встает, если я прочитаю слово с твердым знаком, если читаю слово с мягким знаком, встает команда «Вата».
Слова: съезд, въехать, вьюга, льет, подъезд, лью, объявление, колья, полозья, объезд, колосья, пью, съемка и т.п.
IX. Игра «Отвечай и проверяй»
- Свекла где растет? (на грядке)
- Буквы пишут где? (В тетрадке)
- Что мы утром чистим? (Зубки)
- Одеваем в холод? (шубки)
- Любим мы играть …(в снежки)
- Есть на праздник …(пирожки)
(Что общего в словах? Есть суффикс -к-)
X. Игра «Помоги карандашу»
В развитии речи ребенка, его творческого мышления большое значение имеет игра «Помоги карандашу». В гости к детям приходит веселый карандаш с плакатом, на котором записаны слова. Карандаш задумался, как ему лучше нарисовать картину. «Дети помогают карандашу, составляют рассказ.
Лето погода |
осень листья |
зима холодно |
Небо речка рыба |
дождь листопад |
снег сугроб, лед |
Удочка весело |
перелетные птицы |
горка снеговик |
Утром в воздухе |
дни ночи |
пошли кататься |
Получилось вот такая картина (на обратной стороне картина лета, осень, зима, весна).
XI. Игра «Слоговой аукцион»
(называть не предметы, а действия предметов). Да(ет), по(ет), бе(рет), жи(ет)…
XII. Игра «Цепочка слов»
Учитель на доске записывает существительное, от него надо образовать цепочку слов так, чтобы каждое последующее существительное начиналось с буквы, которое стоит в конце предыдущего. Определить род и число существительного
Шуба – альбом – магазин – ноги - … и т.д.
XIII. «Собери урожай»
(на карточках написаны название овощей) Суть игры: первый ученик собирает существительные мужского рода, а другой женского рода.
XIV. Игра «Подумай и запиши»
Учитель помешает на доске вырезанные согласные буквы: т, д, в, л. Учащиеся должны записать как можно больше слов с данными непроизносимыми согласными. Например,
Т |
Д |
В |
Л |
грустный |
звездный |
здравствуй |
солнце |
известный |
праздник |
чувство |
лестница |
сердце |
радостный |
|
|
Заключение
Игровые технологии позволяют создавать благоприятные условия для получения знаний по русскому языку. Они значительно активизируют мышление, внимание, память, повышают интерес к изучаемому материалу, обеспечив при этом легкость усвоения материала. Благодаря игровым технологиям, увеличивается прочность полученных знаний и качество самого обучения возрастает. Игры необходимы для начальной школы, и использовать их надо в системе, на разных этапах урока, включать в них различные виды деятельности школьников, применять игры при изучении сложного, трудного для понимания материала. Необходимо разрабатывать целые комплексы игр по определенным темам, для более систематизированного их использования.
Игра – это незаменимый инструмент в развитии личности младшего школьника, с помощью которого можно повысить интерес к русскому языку и сделать этот предмет более «живым» и увлекательным.