Образовательная область: познавательное развитие.
Вид деятельности: непосредственно-образовательная деятельность, игровая, продуктивная.
Возрастная группа: старшая группа.
Цель: формировать у детей элементарные математические представления.
Задачи:
- обучающие: учить составлять числовой ряд от 1 до 10, составлять и решать задачи в пределах 10, ориентироваться на простом листе бумаги, делить квадрат на две части разными способами;
- развивающие: развивать пространственное восприятие; развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику.
- воспитательные: воспитывать дружественные чувства детей друг к другу, коммуникативные навыки, согласовывая действия в игровой и учебной деятельности
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Интеграция:
- Познавательное развитие: развивать пространственное и логическое мышление, внимание, память, речь, фантазию и воображение; расширять кругозор детей.
- Социально-коммуникативное развитие: формирование умения устанавливать контакт; навыков свободного общения.
- Речевое развитие: развитие компонентов устной речи детей в различных формах и видах деятельности, обогащение словарного запаса.
- Физическое развитие: пополнение двигательного опыта, сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
Оборудование: мольберт, магнитофон.
Дидактический наглядный материал: магнитные цифры от 1 до 10, набор плоских ракет -10 шт, плакат с изображением робота, схема ракеты, три обруча.
Раздаточный материал: набор цифр от 1 до 10, полоска белой бумаги, пластелин, картон, набор геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), набор из трёх квадратов разного цвета и размера, ножницы.
Ход занятия
Дети с желтыми, красными и синими галстуками строятся по командам. На экипажи они заранее разделились с помощью жребия.
Воспитатель: «Ребята, я приглашаю вас совершить космическое путешествие в Математическую галактику. Полетим мы туда на трёх ракетах»Солнце»,»Земля»,»Марс».Управлять ракетами будете вы - космонавты.
Экипажам занять свои места.»
Дети проходят к столам и садятся.
Воспитатель: «Для того, чтобы управлять ракетой при помощи бортовых компьютеров нужен пульт управления. Давайте его сделаем».
Изготовление пульта
Воспитатель: «Возьмите, пожалуйста, кусок пластелина, скатайте шарик и прилепите его в левый верхний угол картона. На пластелин положите круг и прижмите его к пульту.
Тоже самое сделайте в правом верхнем углу и прикрепите квадрат.
В левом нижнем углу разместите прямоугольник, а в нижний правый угол поместите треугольник. Наши пульты готовы. Пора лететь!
Нажимаем пальцем на круг и дружно говорим слова: «Раз, два, три, четыре, пять начинаем мы летать.»
Звучит музыка группы»Space» »Волшебный полет».
Планета Цифр
Воспитатель: «Внимание всем экипажам! Мы прибыли на планету Цифр».
На мольберте расположены магнитные цифры, повернутые обратной стороной.
Задание 1 «Назови цифру»
От каждой команды приглашаются по три участника, которые по очереди называют цифры.
Задание 2 «Составь числовой ряд»
К мольберту приглашается один ребёнок, которому предлагается составить числовой ряд. Все остальные дети выполняют это задание на столах. У каждого ребенка есть картонная белая полоска и набор цифр от 1 до 10, из которых необходимо выложить числовой ряд.
Воспитатель: «Молодцы, космонавты! Все справились с эти заданием».
Задание 3. «Назови соседей числа»
Воспитатель: «Я скажу вам число, а вы покажите с помощью цифр его соседей, а затем назовёте эти числа».
После этого воспитатель приглашает по очереди по одному ребёнку из экипажей. Дети дают аналогичные задания всем космонавтам.
Воспитатель: «Молодцы, космонавты, мы выполнили правильно все задания. Нам пора лететь дальше.»
Воспитатель: «Нажмите на квадрат».
Дети на своих пультах нажимают на квадрат и говорят: «Раз, два, три, четыре, пять начинаем мы летать.»
Звучит музыка группы»Space»»Волшебный полет».
Планета Задач
Воспитатель: «Нас встречает планета Задач.
Посмотрите какие красивые ракеты находятся на космодроме! Предлагаю придумать интересные задачи».
Воспитатель первую задачу составляет сам.
Воспитатель: «С космодрома стартовало восемь ракет. Через некоторое время стартовала еще одна ракета. Сколько всего ракет стартовало?»
Дети с помощью цифр, лежащих на столе, показывают ответ, а потом отвечают.
Дети: «Стартовало девять ракет».
После этого от каждой команды приглашается по одному космонавту, которые самостоятельно придумывают задачи для всех.
Воспитатель: «А сейчас нам предстоит решить хитрые задачки.
а) Упали два горшка :железный и глиняный. Каких осколков будет больше?
б) Над лесом летели 3 рыбки,2 приземлились. Сколько улетело?
в) На столе лежат 4 морковки и 2 огурца. Сколько фруктов на столе?»
Команды отвечают.
Физкультминутка
«Выход в открытый космос»
Два человека из каждой команды держат обруч - это люк, через который космонавты попадут в космос. Задача детей пролезть через обруч, затем под музыку медленно полетать в космосе. По команде воспитателя детям необходимо вернуться через люк в ракету. Детей, которые держали обруч заменяют другие. Игра повторяется 2-3 раза.
Воспитатель: Нам пора лететь дальше. Всем экипажам занять места.
Нажмите на своем пульте прямоугольник.
Дети говорят: «Раз, два, три, четыре, пять начинаем мы летать.»
Звучит музыка группы «Space» «Волшебный полет».
Планета Геометрических фигур
Воспитатель: «Мы прибыли на планету Геометрических фигур.
Посмотрите, нас встречает инопланетянин. Это робот».
На доске висит плакат с изображением робота.
Воспитатель: Предлагаю рассмотреть из каких фигур состоит робот. Каждому экипажу будет задано по два вопроса. Необходимо назвать количество фигур, а после этого их показать.
а) Сколько квадратов на рисунке?
б) Сколько кругов вы видите на плакате?
в) Сколько прямоугольников?
г) Сколько треугольников?
д) Сколько овалов?
е) Сколько всего геометрических фигур без углов?
Дети по очереди отвечают и показывают фигуры.
Воспитатель: «Молодцы, космонавты!
Наш робот никогда не бывал на других планетах
Давайте сделаем для него ракеты.»
Изготовление ракет.
Воспитатель: «Возьмите, пожалуйста большой квадрат голубого цвета и сложите его пополам, соединяя две противоположные стороны. Затем сложите еще два квадрата пополам, соединяя противоположные углы. После чего разрежьте квадраты по сгибам.
Какие геометрические фигуры получились? Сколько треугольников? Сколько прямоугольников? А теперь посмотрите на образец ракеты, которую вас предстоит собрать.»
Воспитатель убирает образец. Дети по памяти собирают ракету.
Воспитатель: «Все справились с заданием. Молодцы! Полет интересный, но нам пора на Землю. Нажмите, пожалуйста, на треугольник на пульте.»
Дети говорят: «Раз, два, три, четыре, пять начинаем мы летать.»
Звучит музыка группы «Space» «Волшебный полет».
Воспитатель: «Поздравляю всех с прибытием домой. Экипажам космических кораблей по очереди выйти из ракет и построится на космодроме.»
Дети строятся.
Воспитатель: «Вот и закончилось наше путешествие. Мы побывали на планете Цифр, на планете Задач, на планете Геометрических фигур, где вы показали свои знания и умения. Всем объявляется благодарность!
На память об этом событии всем экипажам дарим настольную игру «Космическое путешествие»».
Литература
- И.А.Помораева, В.А.Позина» Формирование элементарных математических представителей». Подготовительная к школе группа.