Урок литературы "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро". 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6

Ключевые слова: А.С.Пушкин, анализ стихотворения, «Зимнее утро»


Цель урока:

  • Образовательная: знакомство со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро», его анализ с целью выявления средств, помогающих автору передать радостное восприятие жизни.
  • Развивающая: работа над выразительным чтением стихотворения, развивать умение анализировать поэтический текст.
  • Воспитательная: воспитывать чувство любви к родной природе, умение любоваться ею и беречь её.

Эпиграф на доске: “Мороз и солнце; день чудесный!” (А.С.Пушкин)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Презентация к уроку «Жизнь А.С.Пушкина.»

III. Подготовка к восприятию нового материала

— Что вам кажется печальным и что радостным в зимней природе?

— Однообразен ли зимний пейзаж? Какие краски для него характерны? Чем красива зима?

— С помощью какого эпитета характеризует снег А.С.Пушкин в стихотворении «И.И.Пущину»? Почему снег “печальный”?

— Знаете ли вы, как поэт относился к природе, что он в ней любит, чем чаще всего любуется?

IV. Анализ стихотворения

1. Учитель читает наизусть стихотворение, объясняет и записывает на доске значения устаревших и диалектных слов, учащиеся записывают их в тетрадь:

нега — наслаждение (устар.);
взор — взгляд, но в тексте — глаза (устар.);
вечор — вчера (диал.);
нынче — сейчас (устар.);
озарена — освещена (устар.);
велеть — приказать (устар.);
запречь — запрячь, запрягать (диал.);
предадимся — отдадимся (устар.).

2. Беседа

— Какое чувство передано в этом стихотворении?

— На основании чего вы сделали такой вывод?

— Что значит — хорошее настроение? Как оно проявляется? (Как о нём узнают другие?)

(Настроение — внутреннее психологическое состояние человека, которое не является постоянным, проявляется в отношении человека к другим: как обращается с ними, каким тоном говорит, как поступает, как воспринимает окружающий мир.)

— Докажем, что стихотворение «Зимнее утро» проникнуто радостным настроением. Можно ли в стихотворении выделить части? О чём они?

Первая часть

Начало стихотворения — радостное восклицание.

— К кому обращается поэт?

— Как называет любимую? (Звучные и яркие определения показывают силу чувства поэта, счастье, которое его переполняет.)

Вторая часть

— Что описывает поэт?

— С какой целью использует контрастное состояние природы? (Великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей, которая описана так же точно.) Случайно ли противопоставление вечера утру?

— Можно ли назвать подавленным душевное состояние поэта? Докажите, назвав характеризующие эпитеты, сравнение, олицетворения.

3-я и 4-я строфы.

— Можно ли их объединить?

— Какое настроение стремится передать в них автор?

3-я строфа. Описание зимнего пейзажа.

— Что описывает автор? (Небо, снег, лес…)

— С чем сравнивается снег? Почему?

— Найдите в строфе повтор. (И ель… И речка…) Такой изобразительный приём, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов в начале нескольких стихотворных строк, называется анафорой. (Запись определения в тетрадь.) С какой целью она используется поэтом?

— Найдите в 3-й, 4-й строфах однокоренные слова. (Блестя, блестит, блеском.) С какой целью автор их употребляет?

4-я строфа.

— Итак, автор от любования красотой природы переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства здания, помещения), к передаче ощущения мира и покоя домашнего очага.

— Что передают звуки второй и третьей строчек строфы? Какие согласные звуки, повторяясь, помогают передать треск дров в печи? Такой приём звукописи называют аллитерацией.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Запись в тетради:

Аллитерация — приём звукописи, заключающийся в повторении одинаковых или близких по звучанию согласных звуков, например: “…Весёлым треском трещит затопленная печь” (А.С.Пушкин).

Чувство радости поэта растёт и требует движения, хочется навестить милые сердцу места — 4-я строфа.

3. Лексические, синтаксические особенности стихотворения

— Назовите высокие, книжные слова. (Аврора, прелестный, озарена…)

— Разговорные, диалектные.

Вывод. Автор умело соединяет слова разных стилей в одном стихотворении.

— От чьего лица ведётся повествование? (От первого, обращение к собеседнику.)

— С какой целью поэт выбирает форму диалога? (Передача интонаций непринуждённого разговора.)

— Каким предстаёт перед нами автор стихотворения? (Добрый, простой, близкий народу — диалектные слова, короткие предложения, обращения, общий тон.)

4. Стихотворный размер.

— Каким стихотворным размером написано стихотворение? (Ямбом.)

— Почему именно этот размер использует поэт? (Быстрый, мажорный, выразительный, живописный, совсем не таинственный размер.)

5.

— Итак, какое же общее настроение стихотворения?

— Попробуем подтвердить ваши ответы результатами экспериментов А.П.Журавлёва.

(Класс делится на группы. Задание каждой группе: подсчитать количество звукобукв — а, о, э, и, ы, л.)

Сравним свои результаты с таблицей А.П.Журавлёва «Выбор признака “светлый” для стихотворения Пушкина “Зимнее утро”». Наибольшее превышение частности над нормой дали как раз самый “светлый” (по наблюдениям Журавлёва) среди согласных “л” и самый “светлый” среди гласных “е”, а наиболее занижена частность самых “тёмных” — “х” и “ш”. Какая поразительная, буквально математическая точность в организации звучания!

Звуковой тон стихотворений яркий, светлый, радостный, нежный. Звуки служат не только для того, чтобы оформлять слова, они создают определённую содержательность, мелодию, выстроенную в нужном тоне, мелодию, поддерживающую, подчёркивающую содержание текста.

— Если бы вы создавали иллюстрацию к стихотворению, то какие цвета преобладали бы? (Белый, жёлтый — солнце…)

— Какой гласной звукобуквы больше всего в стихотворении? (“О” — можно удвоить ударные, так как они более заметны; “е” — … , “а” — … , “э” — … , больше — “о”.)

Открываем ранее закрытую на доске таблицу звуко-цветовых соответствий.

А — густо-красный
Я — ярко-красный
О — светло-желтый или белый
Е — зелёный
Ё — жёлто-зелёный
Э — зеленоватый
И — синеватый
Ю — голубоватый, сиреневатый
И — синий
У — тёмно-синий, сине-зелёный, лиловый
Ы — мрачный, тёмно-коричневый или чёрный

— Всё точно! Вам трудно поверить, что поэт, сам того не зная, выстраивает математически точные соотношения между частотами звуков, их окраской и цветом тех явлений и предметов, которые описывает в стихотворении.

Получается, что поэтический талант включает в себя и поэтическую интуицию, сверхсознание поэта, которое помогает ему не только создать нужные образы, подобрать нужные слова и рифмы, но и заставить саму ткань стиха звучать музыкой звуков и гореть красками живописи.

6. Работа по выразительному чтению стихотворения

— Чем отличается настроение, с которым вы прочтёте 1-ю и 2-ю строфы? Какие слова выделите, чтобы показать, что поэт не просто описывает природу, а обращается к другому человеку, приглашая его порадоваться вместе?

— Почему между 3-й и 4-й строфами должна быть большая пауза? Какая разница в том чувстве, с которым поэт описывает пейзаж и комнату?

— Звуки 4-й строфы. Что они передают?

— Последняя строфа. Повышение или понижение голоса к концу? Почему?

7. Выразительное чтение стихотворения учащимися

V. Подведение итогов

Итак, сегодня мы с вами проанализировали стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро», познакомились с такими средствами выразительности, как аллитерация и анафора, и установили, что не только слова, но и звуки обладают значимостью, а также увидели, каким образом это свойство звуков используется в художественной речи.

VI. Задание на дом

Выучите стихотворение наизусть; желающие открыть для себя тайны звуков, прочтите книгу А.П.Журавлёва «Звук и смысл», и вы не пожалеете.