Пояснительная записка
Программа «Страны нового зарубежья» рассчитана на 15 часов: 1 час в неделю, продолжительность – учебное полугодие. Содержание элективного курса позволяет расширить и углубить знания учащихся о странах нового зарубежья: особенностях географического положения, демографическом положении, хозяйстве.
Курс «Страны нового зарубежья», представляется необходимым, так как этой теме в обязательной программе географии 9 класса уделяется всего 1 час, а этого явно недостаточно для формирования представления о странах-соседях России и о взаимоотношениях России с новыми независимыми государствами.
Данный курс позволяет восполнить пробелы в знаниях по этому вопросу, возникшие в результате почти полного исключения этого материала из школьной программы. Курс «Страны нового зарубежья», может иметь значительное значение для дальнейшего изучения географии зарубежных стран в 10 классе.
Цель курса: укрепить знания о геополитическом положении России, сформировать представление о взаимоотношениях России со странами-соседями.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картами, учебниками, словарями, электронным учебником «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» 9 класс и интерактивными тренажерами из этого учебника. А также тестами электронного учебника, разработанными по каждой теме.
Учебно-тематическое планирование курса «Страны нового зарубежья»
№ |
Наименование курса |
Всего |
В том числе |
Формы контроля |
||
часов |
Лекции |
Практика |
семинары |
|||
1. |
Введение. Географическое положение стран-соседей России |
1 |
1 |
|
|
Беседа |
2. |
Взаимоотношения России с соседними государствами |
1 |
|
1 |
|
|
3. |
Европейский Запад: |
2 |
1 |
|
1 |
Тестирование. |
4. |
Европейский Юго-Запад: Украина и Молдова |
2 |
1 |
|
1 |
Тестирование. |
5. |
Европейский
юг: |
3 |
1 |
1 |
1 |
Тестирование. |
6. |
Азиатский Юго-Восток: Казахстан и страны |
3 |
1 |
|
2 |
|
7. |
СНГ |
1 |
1 |
|
|
|
8. |
Развитие транспортных и экономических связей. Проблемы и перспективы |
1 |
|
1 |
|
|
9. |
Итоговое занятие |
1 |
|
1 |
|
Беседа, тестирование. |
Содержание курса
Тема 1: Введение. Географическое положение стран-соседей России.
Беловежские соглашения.
Географическое положение стран - соседей России. Работа с интерактивной картой.
Демографическая ситуация в странах бывшего Советского Союза. Минерально-сырьевая база. Промышленные ресурсы. Агроклиматические ресурсы. Проблемы развития стран нового зарубежья.
Тема 2: Взаимоотношения России с соседними государствами.
Геополитическое положение стран соседей. Сотрудничество в рамках международных организаций. Военно-политические союзы; Конфликты, спорные территории.
Взаимоотношения с Россией. Экономические связи. Проблемы и перспективы развития.
Тема 3: Европейский Запад: Белоруссия и страны Балтии.
Географическое положение и природные ресурсы Белоруссии. (Работа с картами атласа и интерактивной картой электронного учебника.) Население Белоруссии. Экономика Белоруссии.
Общие черты хозяйства стран Балтии.
Латвия: географическое положение, природа и минеральные ресурсы. Население, промышленность и сельское хозяйство Латвии.
Литва: географическое положение и история. Природные условия и ресурсы Литвы. Население и экономика Литвы.
Эстония: географическое положение и природные условия. Население и экономика Эстонии.
Транспортные связи со странами Европейского запада. Проблемы и перспективы развития экономического взаимодействия с РФ.
Итоговое тестирование по теме.
Тема 4: Европейский Юго-Запад: Украина и Молдова.
Географическое и геополитическое положение Украины. (Работа с картами.) Проблема Донбасса.
Природа Украины: рельеф и полезные ископаемые, климат внутренние воды и природные зоны.
Население Украины.
Металлургия и топливно-энергетический комплекс. Топливно-энергетический комплекс. Проблемы транспортировки российского газа. Машиностроительный и химический комплекс. Агропромышленный комплекс Украины.
Транспортные и внешнеэкономические связи Украины.
Молдавия: географическое положение и история формирования. Приднестровский конфликт.
Природные условия территории Молдовы. Агропромышленный комплекс Молдовы. Промышленность и транспорт Молдовы.
Итоговое тестирование.
Тема 5: Европейский юг: страны Закавказья (Армения, Азербайджан, Грузия, Южная Осетия, Абхазия).
Общая характеристика Южного Кавказа: особенности рельефа (сейсмичность территории), климата, внутренних вод.
Армения: географическое положение, рельеф и полезные ископаемые. (Работа с картами.) Фильм «Спитакское землетрясение».
Климат и внутренние воды Армении. Население (национальный и религиозный состав, урбанизация) и экономика Армении. (Работа с экономической картой.) Внешнеэкономические связи.
Азербайджан: географическое положение, рельеф и полезные ископаемые. Население Азербайджана. Экономика и экология Азербайджана.
Грузия: географическое положение, рельеф и полезные ископаемые.
Природа и население Грузии. Экономика Грузии и региональные экономические различия. Внешнеэкономические и политические отношения.
Вооруженный конфликт и появление новых соседей на политической карте – Южная Осетия и Абхазия.
Итоговое тестирование по теме.
Тема 6: Азиатский Юго-Восток: Казахстан и страны Средней Азии.
Особенности географического положения стран Юго-Восточной Азии.(Работа с картами.) Рельеф территории Юго-Востока. Климат региона и внутренние воды. Минеральные ресурсы стран.
Население Казахстана и стран Средней Азии. Промышленность Казахстана и стран Средней Азии. Электроэнергетика и сельское хозяйство.
- Казахстан.
- Таджикистан.
- Туркмения.
- Узбекистан.
Проблемы и перспективы развития среднеазиатских государств. Взаимоотношения с Россией. Внешняя политика. Экономические связи. ШОС
Тема 7: Содружество независимых государств.
Создание организации. Государства – участники Содружества. Цели организации. Органы СНГ. Экономика
Россия и СНГ
Социальное развитие стран СНГ.
Тема 8. Развитие транспортных и экономических связей. Проблемы и перспективы.
Последние события. (Анализ статей в прессе)
Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий
При разработке программы за основу взят электронный учебник «Уроки географии Кирилла и Мефодия» 9 класс. При проведении занятий можно пользоваться материалами и интерактивными картами из этого учебника, а также дополнительными материалами представленными ниже:
БЕЛОВЕЖСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ, соглашения, подписанные 8 декабря 1991 г. высшими руководителями России, Белоруссии и Украины о роспуске СССР и образовании Содружества независимых государств (СНГ).
Соглашениям предшествовал процесс ослабления центральной власти в СССР, особенно усилившийся в 1991 г. После попытки ГКЧП в августе 1991 г. реальная власть перешла в руки республиканских правящих элит, и президент СССР М.С.Горбачёв пытался договориться с ними о сохранении единого (хотя и конфедеративного) государства.
В ряде республик, в том числе на Украине, резко усилились сепаратистские настроения, поддерживавшиеся систематической агитацией СМИ и высших руководителей республики. Если 17 марта 1991 г. на Всесоюзном референдуме большинство граждан Украины высказалось за сохранение СССР, то 1 декабря на Украине прошли выборы президента и референдум о независимости, при котором за независимость Украины высказалось 90,32% участников голосования. Президентом был избран Л.Д.Кравчук (61,59% избирателей). В этот же день на выборах свои полномочия подтвердили президенты Казахстана Н.А. Назарбаев и Молдовы М.Снегур.
5 декабря Кравчук объявил, что Украина денонсирует договор 1922 г. о создании СССР.
Итоги украинского референдума стали сигналом для президента России Б.Н.Ельцина и его окружения: Союз как государство не должен более существовать. Это соответствовало их стратегии борьбы с Горбачёвым за полноту власти.
Чтобы обсудить сложившееся положение, С.С.Шушкевич, недавно избранный председателем Верховного совета Белоруссии, пригласил Ельцина и Кравчука на правительственную дачу в Беловежскую пущу. В начале встречи Ельцин передал Кравчуку предложение Горбачёва: Украина может внести любые изменения в договор о создании единого государства, но всё же подписать его. Ельцин заявил, что подпишет договор только после Кравчука. Кравчук отказался сделать это. Судьба СССР была решена. Лидеры трёх ключевых республик СССР, стали обсуждать самые смелые проекты, которые исключали Горбачёва и структуры союзного государства из будущей модели отношений между республиками. Был подготовлен проект Содружества независимых государств (СНГ) - объединения совершенно независимых государств. «Оказывается, всё можно решать оперативно, если на дороге нет «бревна», которое называется центр», - заявил Кравчук.
Три политика «оперативно» завершили уничтожение СССР, объявив о прекращении действия договора 1922 г. Юридически это было абсурдно, так как договор 1922 г. был поглощён конституцией 1924 г., а для пересмотра Конституции предполагался совсем другой порядок.
Ельцин немедленно сообщил о происшедшем Дж. Бушу и заручился обещанием международного признания акта о ликвидации СССР. Горбачёв и Назарбаев узнали о происшедшем позднее. 9 декабря Горбачёв предложил созвать Съезд народных депутатов СССР, для обсуждения вопроса об образовании СНГ. «Судьба многонационального государства не может быть определена волей руководителей трёх республик», - заявил президент СССР. Но за тремя Ельциным, Кравчуком и Шушкевичем стояли влиятельные силы как в самих трёх республиках, так и за их пределами.
10 декабря Верховные Советы Украины и Белоруссии ратифицировали соглашение о создании СНГ и денонсировали договор 1922 г. о создании СССР.
12 декабря Верховный Совет РСФСР ратифицировал Соглашение о содружестве независимых государств и денонсировал договор 1922 г. («за» 188 депутатов, «против» - 6, воздержались - 7), а также постановление о выходе РСФСР из состава СССР («за» - 161, «против» - 3, воздержались - 9). За это решение голосовало не только большинство сторонников Ельцина, но и коммунисты, стремившиеся таким образом устранить реформаторское союзное руководство и лично Горбачёва от власти. После присоединения к СНГ большинства республик СССР Горбачёв 25 декабря вынужден был прекратить свои полномочия как президент СССР. Советский Союз перестал существовать.
СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ), межгосударственное объединение, образованное Белоруссией, Россией и Украиной; в Соглашении о создании СНГ, подписанном 8 декабря 1991 г. в Минске, эти государства констатировали, что СССР в условиях глубокого кризиса и распада прекращает свое существование, заявили о стремлении развивать сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, культурной и др. областях. 21 декабря 1991 г. к Соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, подписавшие совместно с Белоруссией, Россией и Украиной в Алма-Ате Декларацию о целях и принципах СНГ. В 1993 г. к СНГ присоединилась Грузия. В 1993 г. принят Устав СНГ, который предусматривает сферы совместной деятельности государств: обеспечение прав и свобод человека, координация внешнеполитической деятельности, сотрудничество в формировании общего экономического пространства в развитии систем транспорта и связи, охрана здоровья населения и окружающей среды, вопросы социальной и иммиграционной политики, борьба с организованной преступностью, сотрудничество в оборонной политике и охране внешних границ.
Наряду с действительными членами в СНГ могут быть ассоциированные члены, участвующие в отдельных видах деятельности СНГ.
Литература
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии. 9 класс. - ООО «Кирилл и Мефодий», 2006.
- География. 9 класс. Предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов / авт.-сост. Н.В.Болотникова. - Волгоград: Учитель, 2006.
- Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki
- Сайт межгосударственного статистического комитета СНГ http://www.cisstat.com
- Новикова Т.Г., Прутчетков А.С. Организация предпрофильной подготовки в старших классах основной общеобразовательной школы. - М.: новая школа, 2005.