Инновационные технологии в преподавании истории

Разделы: История и обществознание


1. Краткая аннотация

Будущее не импровизируется, его можно построить
лишь из материалов, унаследованных нами из прошлого.
Наши самые плодотворные инновации состоят чаще всего
в том, что мы отливаем новые идеи в старых формах,
которые достаточно частично изменить, чтобы привести их
в гармонию с новым содержание.
Эмиль Дюркгейм

Вопросы образования становятся приоритетными во всём мире, так как они определяют будущее не только каждой страны, но и всего человечества в целом. Развитие образования без освоения новых идей невозможно. Я дума, что образование – это и есть инновация. Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение».

Что такое инновации в современной школе? Это новые образовательные технологии. Это урок и внеурочная деятельность в соответствии с Федеральным государственным общеобразовательным стандартом. Инновации – это и новый учитель, с новыми взглядами и задачами, который не только знает современные технологии, методы, подходы, но и испытывает необходимость в их использовании в быстро изменяющемся мире. Это педагог, который учиться вместе со своими учениками. Ведь каждый класс имеет свои особенности, и только от него зависит, какие технологии будут эффективны.

2. Содержание

2.1 Введение

Сегодня нельзя быть педагогически грамотным специалистом без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. Учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений. Г.К. Селевко даёт научное обоснование понятия педагогической технологии, предлагает классификацию, в обобщённом виде показывает около 50 технологий. В тот перечень он включает, учитывая уровень применения, как общепедагогичекие, частно-предметные, так и локальные или модульные технологии.

2.2 Технологии развивающего обучения

Наиболее часто применяются технологии развивающего обучения. Его научное обоснование дано в трудах Л.С.Выготского. Своё дальнейшее развитие оно получило в работах Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, Н.А.Менчинской и др. В их концепциях обучение и развитие предстают как система диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса. Обучение признаётся ведущей движущей силой психического развития ребёнка, становления у него всей совокупности качеств личности.

В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности. Ребёнок является полноценным субъектом деятельности. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребёнка. Зона ближайшего развития – это возможность перейти от того, что ребёнок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве. Для развития необходимо постоянно преодолевать грань между сферой актуального развития и зоной ближайшего развития – областью неведомой, но потенциально доступной для познания. Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создаёт зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований.

Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес. В ходе учебного процесса учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности. В преподавании используются дидактические игры, дискуссии, а также методы обучения, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи.

В преподавании истории технология развивающего обучения находится в состоянии поиска и разработки. Урок остаётся основным элементом образовательного процесса, но его функции, форма организации могут варьироваться.

Развивающее обучение способствует совершенствованию познавательных способностей личности. Основой для развития учащихся является содержание исторического образования, его качество. Полноценное содержание, богатое фактами и связями (но без перегрузки), при ярком, эмоциональном изложении даёт для развития прекрасную основу. При изучении одного и того же материала достигаются различные уровни развития – школьная жизнь даёт массу подобных примеров. Один и тот же урок может иметь различные результаты, что доказывает необходимость активизации познавательной деятельности учащихся. От этого зависит, насколько будут использованы развивающие возможности содержания.

Методическая цель – создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников. Эта цель достигается следующими путями: учитель создаёт проблемные ситуации, коллизии; использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъектный опыт учащихся; составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися; создаёт атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирует учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; оценивает не только конечный результат, но и процесс деятельности ученика.

Так, на уроке в 7 классе по теме « Начало Реформации в Западной Европе (XVI в.)» учитель, опираясь на знания учащихся о роли католической церкви в жизни средневековой Европы, раскрывает вместе с учениками причины Реформации и её сущность. Ученики     сами пытаются ответить на вопрос: что такое реформация? Высказывают свои суждения и приходят к выводу самостоятельно.

Понятие реформации связано с реформами, преобразованиями, изменениями, речь идёт о реформировании чего-то. В ходе урока семиклассники выясняют, что и почему подвергалось преобразованиям. Чтобы ответить на эти вопросы, они работают с учебными текстами. В текстах помещены отрывки произведений Э.Роттердамского, Т.Мора, Г.Сакса и др. В ходе обсуждения текстов дети сами формулируют определение явления, выясняют его причины. Выясняя, когда и как началась Реформация, работая с картой, мысленно переносясь в Германию XVI в., они подходят к изучению личности Мартина Лютера. Рассматривая его портрет, пытаюсь дать ему характеристику. Учитель дополняет и уточняет эту характеристику, даёт представление о событиях, которые привели к возникновению мощного религиозного учения. Далее ученики пытаются выяснить вопрос о том, как папа Лев X должен был отреагировать на реформацию. Ответы учеников: обвинение в ереси, булла об отречении. Особое место занимает событие 1520 г. – сожжение папской буллы. Семиклассники строят вместе с учителем логическую цепочку М.Лютер – лютеранство – лютеранская церковь. В заключение урока учитель организует работу с учебником, просит найти ответы на три вопроса:

1) может ли индульгенция спасти человека?

2) что является единственным источником для христианского вероучения?

3) нужны ли церкви пышные обряды?

Учащиеся включается в дискуссию о смысле учения Мартина Лютера. Они пытаются определить основные черты лютеранства и первые итоги Реформации. Учитель корректирует ответы учеников и обобщает пройденный материал.

Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, - для таких уроков истории характерна гибкая система. Выделенные общие цели и средства организации урока в технологии развивающего обучения конкретизируются учителем в зависимости от назначения урока, его тематического содержания.

Таким образом, вовлекая ученика в учебную деятельность, ориентированную на его потенциальные возможности, учитель должен знать, какими способами деятельности овладел ученик в ходе предыдущего обучения, каковы психологические особенности этого процесса и степень осмысления учащимися собственной деятельности.

2.3 Групповые технологии

Групповой способ обучения прекрасно вписывается в классно-урочную систему. В групповой технологии можно выделить групповую работу (на принципах дифференциации) и межгрупповую ( каждая группа имеет своё задание в общей цели). При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности. Данная технология позволяет обучать как сильных, так и слабых учеников, в основе подхода к ребёнку лежит сотрудничество. Она обеспечивает активность учебного процесса и достижение высокого уровня усвоения содержания, оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребёнка.

Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются следующие: во-первых, класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач; во-вторых, каждая группа получает определённое задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя; в-третьих, задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; в-четвёртых, состав группы непостоянный, он подирается с учётом того, чтобы с максимальной эффективностью могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы – в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

При групповой форме работы учащихся на уроке возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику со стороны учителя и своих товарищей. Ученик – консультант имеет возможность актуализировать и конкретизировать свои знания по истории, которые приобретают гибкость и закрепляются при объяснении своему однокласснику.

Технологический процесс групповой работы проходит несколько этапов: подготовка к выполнению задания, групповая работа и заключительная часть.

Подготовка к выполнению группового задания включает в себя постановку познавательной задачи (проблемной ситуации), инструктаж о последовательности работы, раздачу дидактического материала по группам.

Групповая работа предполагает знакомство с материалом, планирование работы в группе, распределение задний внутри группы, индивидуальное выполнение задания, обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения) и подведение итогов группового задания.

В заключительной части, на последнем этапе сообщается о результатах работы в группах, анализируется познавательная задача, делается общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Учитель предлагает группе дополнительную информацию.

К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных уроков, в которых имеет место разделение класса на какие-либо группы. Например, урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированный урок и др.

2.4 Инновационная технология «Дети пишут историю»

Кризис исторического образования выражается не только в крушении старого, но и в рождении нового. Учёные, которые стремятся разработать инновационные технологии, считают, что существует разрыв между тезисами о личностно ориентированном процессе познания и старыми способами организации обучения. Ю.Л.Троицкий подчёркивает, что «в основе этого противоречия лежит недоверие к личности ребёнка, к его интеллектуальному потенциалу. Учебник рассчитан на согласие читателей и на воспроизведение заложенных в книгу смыслов, даже если автор предлагает оспорить свои выводы. Ни один школьный учебник не пишется в расчёте на действительное несогласие читателя – ученика».

Учёный-методист предлагает инновационную технологию «Дети пишут историю». Её концепция в том, что школьники работают с документально-методическими комплексами (ДМК) и сами выдвигают те или иные версии исторических событий – сами пишут историю. Например, в 5 классе детям предлагается написать свой учебник отечественной истории, в котором все тексты, вопросы и задания, иллюстрации, карты, схемы – плод коллективной работы школьников.

ДМК составляется по определённым правилам, т.е. целое поле разных, но равноправных интерпретаций и прочтений. Это позволяет организовать в классе, по мнению Ю.Л. Троицкого, реальный учебный диалог, основным признаком которого является непредсказуемость каждого следующего шага в познавательной деятельности. Если ДМК составлен правильно, то могут возникнуть даже взаимоисключающие версии тех или иных событий.

В основу данной технологии положено развитие исторического мышления, под которым понимается набор мыслительных стратегий, дающих школьнику возможность самостоятельно выстроить интерпретацию тех или иных событий.

2.5 Использование технологий проектной деятельности в преподавании истории

Главный принцип проектных технологий: ученик в рамках работы по данной технологии является субъектом своей деятельности. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, обладая которыми выпускник школы может адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора.

Темы, предлагаемые в качестве исследовательских должны быть посильны пониманию ребёнка. Детское исследование начинается с одного какого-либо действия, а затем обрастает, как снежный ком, различными дополнительными действиями. В процессе исследовательской работы ученик старается решить проблему, выдвигает гипотезы, задаёт вопросы, учится наблюдать, классифицировать, проводить эксперименты, делать выводы, учится доказывать и защищать свои идеи. Вот тогда-то ребёнку действительно интересно познавать! Проектирование учит строгости и чёткости в работе, умению планировать свои изыскания, формирует самостоятельность, целеустремлённость. Наблюдения за учащимися показали, что они могут самостоятельно осуществлять исследовательскую работу по выбранной теме, используя различные пути поиска информации, методы исследований, способны при представлении результатов использовать графики, таблицы, диаграммы, подтверждать сказанное цитатами, аргументировано доказывать сказанное. А также свои результаты работы представлять в виде опорных конспектов, что можно отнести к проектной работе.

2.6 Использование опорных конспектов на уроках истории.

Опорный конспект стал настолько хорошо забытым старым, что пришла пора о нем не просто вспомнить, но и дать ему второе дыхание.

Система опорных конспектов для нас интересна тем, что позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические рецепты традиционной системы. Неотъемлемой частью данной системы является рефлексия, как один из компонентов учебной деятельности школьников, что реально повышает уровень понимания и осмысления изучаемого материала.

Опорные конспекты позволяют варьировать темпы прохождения материала и его структуру, в соответствии с индивидуальными особенностями усвоения исторических знаний. Опорные конспекты как средство обучения способствуют наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний, их систематизации. Кроме того, использование опор предполагает управление познавательной деятельностью учащихся, развитие у них умений самостоятельной работы, самоконтроля. Системность в подборе приемов и методов создает комплекс взаимозависимых дидактических условий, содействующих быстрому продвижению в развитии учащихся при изучении истории». Как показывает опыт, применение данной методики приводит к росту компетентности и учителей, и учащихся.

Наиболее существенными элементами системы опорных конспектов можно обозначить:

1. Блочное модульное построение учебного материала;

2. Мотивация учебной деятельности на основе целеполагания;

3. Преобладание самостоятельной, творческой деятельности на уроках под руководством учителя по усвоению знаний и умений;

4. Организация самоконтроля и внешнего контроля формирования учебной деятельности, усвоения учебного материала на основе рефлексии ученика и учителя.

Система опорных конспектов, по сравнению с традиционной формой обучения, применяющейся в школе, имеет ряд преимуществ: Гибкость(подвижность элементов структуры проблемного модуля, возможность дифференцирования и индивидуализации, интеграции содержания обучения; технологическая динамичность и взаимозаменяемость приемов и методов обучения, системы контроля и оценивания достижений учащихся;

  • возможность прогнозирования учебной деятельности с учетом особенностей учебного материала и специфики конкретного коллектива учащихся);
  • концептуальную и организационную простоту для учащихся и учителя истории, которая позволяет достигать реальных результатов в решении заданий учителя, переносе оперативных знаний, формировании компетентности;
  • систематическая (от занятия к занятию, от темы к теме) самостоятельная деятельность учащихся при обучении истории, дифференцированная в парах, группах, индивидуально. Специально разработанные вопросы и задания проблемного, развивающего, логического характера развивают у учащихся потребность в систематической подготовке домашнего задания, изучения дополнительной литературы, что в конечном итоге формирует у них такие нравственные качества как ответственность, целеустремленность.

 Особо необходимо выделить значение опорных конспектов для слабых учащихся. Запомнить отдельные факты, события, даты для них бывает очень сложно. Такие ученики часто теряются, замыкаются в себе и в конечном итоге теряют всякий интерес к предмету. Опорный конспект в таком случае действительно становится опорой для такого ученика. Он позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний».

Опыт моей работы по данной методики показывает, что обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учащихся.

Опорные конспекты являются одним из видов краткой записи, служат средством обобщения изученного материала. Опорные символы помогают ученику запоминать единицы информации – факты главные и неглавные. Я использую схематические записи темы на доске с помощью опорных сигналов, которые учащиеся легко запоминают и могут воспроизвести, а также заранее приготовленные опорные конспекты, в которых отражены главные идеи темы.

Работа с опорными конспектами включает несколько основных и дополнительных этапов, реализуемых в классе на уроках и дома:

1. Объяснение учителем нового материала с составлением опорных схем на доске и последующей их фиксацией в тетради.

2. Закрепление материала по составленному конспекту.

3. Самостоятельная домашняя работа ученика с учебником и опорными схемами урока.

4. Возможно при проверке домашнего задания письменное воспроизведение опорных сигналов по памяти в тетрадях.

5. Постоянное повторение и углубление изученного материала по опорным конспектам на повторительно-обобщающих уроках. Самостоятельное составление опорных конспектов.

При разработке конспектов с опорными сигналами могут применяться знаки символическо-словесные (буквы, слоги, цифры, знаки сложения и вычитания); рисуночные (пиктограммы); условно-графические (фрагменты планов местности, карт, схем).

Разработанные опорные сигналы вводятся постепенно, не требуют заучивания, поскольку воспроизводят определенное смысловое содержание.

Обучение с применением опорных конспектов позволяет четко структурировать уроки, используя поэтапное закрепление пройденного материала.

Подготовка домашних заданий по опорным конспектам имеет определенную структуру действий ученика:

  • Прочитать тему и вопросы плана урока;
  • Подобрать в соответствии с темой урока необходимые карты;
  • Найти в опорном конспекте ответ по первому вопросу;
  • Внимательно прочитать информацию по вопросу;
  • Повторить содержание по рассматриваемому вопросу, закрыв тетрадь.

При повторении домашнего задания, тематического обобщения знаний и умений рекомендуется использовать дифференцированный подход в зависимости от уровня усвоения учебного материала учащимися.

Важно подчеркнуть, что опорные сигналы, из которых осуществляется построение опорного конспекта, являются преемственными и распространяются на последующие курсы.

Были проведены определенные исследования, которые показали, что исторические явления, изображенные в схематических пособиях в виде условных знаков, символов, служат ученику опорой в его мыслительной деятельности. Работа с опорными конспектами описана в трудах многих учителей - новаторов – Шаталова В.Ф., Шевченко С.Д., Мирошниченко Н.П., Латышева Ю.И. и др. Следовательно, использование опорных конспектов на уроках истории целесообразно, так как позволяет задействовать и зрительную, и слуховую память учащихся.

На мой взгляд, преимущество использования опорных конспектов состоит в том, что в зависимости от того, какие перед собой ставит задачи учитель на конкретном уроке и уровня класса, возможно гибкое применение условных обозначений и различных типов опорных конспектов. В данном случае цель одна - развитие познавательного интереса учащихся к истории, перерастающее в твердые знания.

Следует отметить, что опорный конспект выполняется на доске мелом по ходу устного изложения материала и служит его зрительной опорой. При помощи схематического изображения учитель раскрывает явление в его логической последовательности, определяя темп и в нужный момент прерывая или возобновляя изобразительный ряд. Так как не все понятия можно изобразить в рисунке в опорном конспекте используются и слова, зачастую в сокращенном варианте, но понятном для учащихся (ребята часто сами предлагают тот или иной вариант кодирования слова).

В начале такой системы возникают трудности, но впоследствии ребята выполняют такую работу с удовольствием, включая в этот процесс элементы исследовательской работы, основанной на субъектном опыте.

Также важно отметить, что данный метод можно использовать в сочетании с другим инновационным методом, т.е. с информационно-коммуникационными технологиями.

Развертывание научно-технического прогресса с неизбежностью ведет к все более широкому внедрению информационно - коммуникационных технологий в учебный процесс. На уроках истории я использую следующие виды презентаций: вспомогательная презентация (используется «одномоментно» в ходе урока); линейная (иллюстративная) презентация; презентация - урок-лекция, урок изучение нового материала, проверка домашнего задании, урок обобщение (закрепление) или итоговый урок. Также используются мультимедийные уроки по истории. И в данном случае учащиеся могут самостоятельно составить опорный конспект и представить его в форме презентации, что одновременно еще и будет являться элементом проектной деятельности.

Заключение

Следствием постоянного развития, совершенствования методов педагогики, стали инновационные технологии, т.е технологии, благодаря которым происходит интегративный процесс новых идей в образование. Использование инновационных технологий стимулирует учащихся к самостоятельной работе мысли, к поиску и творчеству. Позволяет эффективно работать с учащимися и откликаться на мысль учеников, делать урок эмоционально ярким, создавать психологический комфорт для всего класса, но главное делать ставку на самостоятельный труд учащихся.

Поразмыслив обо всём, прихожу к выводу, что на сегодняшний день многие учителя уже не представляют себе работу без использования инновационных технологий и я не исключение. Их применение помогает организовывать образовательный процесс так, чтобы каждый ребёнок был его частью, хотел учиться и знал, как это правильно делать, опираясь на чуткого наставника и верного помощника – учителя.

Опыт работы по данной теме показал, что использование развивающих и групповых технологий. технологий проектной и исследовательской деятельности, использование опорных конспектов, информационно-коммуникационных технологий позволяет учащимся развить навыки межличностного взаимодействия, приобретенные подростками в других видах деятельности, умение и способность к продуктивной деятельности, общий уровень психического развития. Ребята свободно оперируют знаниями, лучше усваивают причинно-следственные, хронологические и другие связи. Разнообразие форм и методов организации урока повышает интерес учащихся к предмету, формирует их историческое сознание. Таким образом, актуальность опыта состоит в том, что он способствует выведению изучения истории на личностно-смысловой уровень. В этом случае восприятие патриотизма, бережливого отношения к природе и памятникам старины строится на конкретной исторической почве.

Список использованных источников и литературы

1. Троицкий Ю.Л. Новая технология исторического образовании // История. 1994. № 45; он же. Нужен ли школе учебник истории? // История. 1997. № 25.

2. Троицкий Ю.Л. Дети пишут историю (инновационная технология исторического образования) // Преподавание истории в школе. 1999. № 1.

3. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. – М.: Издатель Рассказов А.И., 2002. – 303 с.

4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М. Интор, 1996.

5. Корнеев И. К. Информационные технологии: учебник / И.К.Корнеев, Г.Н.Ксандопуло, В.А.Машурцев. – М.: Проспект, 2009. – 224 с

6. Лазарев В.С. Управление инновациями в школе: учебное пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – С. 109, 110

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011

8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская [и др.] / под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.

9. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 384 с.

10. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей /Под общей редакцией В.С.Кукушина. – Серия Педагогическое образование. – Ростов-на-Дону: МАРТ, 2002. – 456 с.

11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: ПОСТМЕТОДИКА, 1998. - С.37-43.