Согласно христианской догматике, Бог создал землю за семь дней. 168 часов ушло на сотворение Вселенной, где миллиарды людей столетиями трудились, творили, жили и умирали, любили и ненавидели. 168 часов созидания, давшие жизнь бесчисленному количеству мгновений, когда люди создавали что-то новое: писали картины, ваяли скульптуры, рождали бессмертные поэмы и эпосы. Так же и человек, являющий собой, согласно античным авторам, микрокосмос, маленькую вселенную, не сразу рождается созидателем, а проходит долгий путь становления и развития, прежде чем сможет сам создавать и творить. От эмбриона в чреве матери, через младенчество и раннее детство, он подходит к порогу, когда и школа берет на себя ответственность за его воспитание и развитие, чтобы через 11 лет выпустить в свет совершенно иного, мыслящего и готового творить Человека.
К сожалению, время не стоит на месте и с момента начала второй мировой войны, когда первый выпускники нашей школы ушли на фронт и не вернулись 9 из 10, не только выросли тополя, посаженные ими на парадной аллее, но и район претерпел изменения, в округе появились другие учебные заведения. В современном обществе принято обращать внимание на яркие вывески, громкие слова и благозвучные обещания, поэтому бытует мнение, что обычные школы не всегда соответствуют требованиям образовательной системы и большинство родителей принимают решение устроить свое чадо в более престижное место. Но, несмотря на это, каждый год первого сентября одна из старейших школ Левобережного района Воронежа открывает свои двери для нового первого класса. Это значит, что в этом мире есть люди, которые нам доверяют. Причем, как показывает практика, чаще всего приводят своих детей бывшие воспитанники нашей школы. Преемственность поколений - это и есть первый шаг к успеху.
Доказано, что крупица соли, растворенная в огромном чане воды, не имеет особого действия и не придаст вкуса, но если этих крупиц много, то вкус явно изменится. Точно так же, становление успеха нашего образовательного учреждения прямопропорционально сумме успехов отдельных элементов системы: учеников, преподавателей, родителей, администрации. Наши воспитанники активно принимают участие в различных видах деятельности, касающихся спорта, творчества, знаний и результаты не заставляют себя ждать. Среди обучающихся есть дипломаты и лауреаты различных конкурсов, победители соревнований и олимпиад, а среди выпускников школы – выдающиеся люди. Но этот успех редко достигается в одиночку, чаще всего в его составе не малую роль играют другие участники образовательного процесса. Так задача учителя увидеть скрытые способности ученика и правильно задать направление для их воплощения в реальности. Родители способствуют созданию благотворной эмоциональной среды и поддерживают детей в их интересных и полезных начинаниях. А администрация школы, в свою очередь, оказывая доверие и детям, и родителям, позволяет активно принимать участие в собраниях Школьно-ученического совета.
Каждый ученик уникален. Как в природе не найти двух одинаковых снежинок, так не существует двух людей, чей талант был бы полноценно раскрыт одним и тем же алгоритмом обучения. Хаос не сможет помочь в таком нелегком деле, а значит, для воспитания Человека-созидателя просто необходима некая система целенаправленных методов и приемов, что в первую очередь диктует необходимость использования личностно ориентированного подхода. Таким образом, симбиоз вышеупомянутых частиц придает особую значимость в становлении успеха нашего образовательного учреждения. Отсюда вытекает второй шаг – Вместе мы сила.
Если начертить жизнь человека в системе координат, то скорее всего она будет похожа на синусоиду, где гармонические колебания показывают череду побед и поражений. К сожалению, от неудач не застрахован никто, и наши ученики не являются исключением из правил. Но тем ни менее это есть результат их деятельности. Хороший он или плохой это дело десятое, важнее в этом деле воспитать правильное отношение к результату. Для этого у нас существует специальная методика работы, состоящая из следующих принципов:
Поощрять усилия, а не результаты. На данном этапе мы не концентрируем внимание на неудаче, вместо этого ободряем, поддерживаем и акцентируем внимание на творческом процессе.
Не осуждать, так как осуждение может спровоцировать чувство вины. Чувство вины повлечь за собой различные необратимые процессы в психике и самооценке обучаемого.
Критичный самоанализ. Подходить к оценке своих действий рационально, что позволяет выявить слабые места, расставить акценты на сильных сторонах. В дальнейшем избегать неудач при возникновении аналогичных ситуаций в будущем.
Каждое падение — это шанс взлететь выше.
Вот и третий шаг – Мы верим в тебя, и ты поверь.
Творчество – это стиль жизни, это состояние души. Я творю — значит я живу, всегда и везде. Творчество – способность и желание создавать что-то новое и интересное, проявление фантазии в любой работе, не только в искусстве, но и в написании сочинения, осуществлении проектной деятельности, подготовке к общему делу… Это способность видеть красоту вокруг, замечать не только цвета, но и оттенки. Можно ли ограничивать поток творческих мыслей? Однозначно НЕТ. Нужно ли вмешиваться в процесс? Порой не помешает, но не для того, чтобы навязать свое мнение, а для того, чтобы направить в нужное русло. И, на взгляд наших учителей для этого очень хорошо подходит метод Майевтики. Он позволяет критично относится к собственному произведению, логично аргументировать недостатки иных работ и адекватно воспринимать критику в свой адрес. Абсолютно каждый ученик нашей школы знает, что творчество — это процесс, в котором происходят яркие открытия, создается нечто новое, креативное, материальное и духовное и они рука об руку идут в одном направлении вместе с успехом.
Четвертый шаг – Умеешь творить? Значит, ты талантлив.
Известный в прошлом бизнесмен Владимир Довгань, когда его спросили о том можно ли открыть свое дело, не имея стартового капитала, в ответ засмеялся и сказал, что был бы рад услышать совета как открыть бизнес имея задолженность в два миллиарда, а вот не иметь долгов – это роскошь, которой грех не воспользоваться. К личности Довганя можно относиться по-разному, но правоту этих слов не отнять. Мы порой забываем, что большие свершения возможны и при малых затратах. Многие великие дела начинались с малого. Основатель знаменитого рода промышленников Морозовых был крепостным и с детства работал на ткацкой фабрике. Известный российский мобильный ритейлер «Связной» начинался с киоска на рынке у ДК Горбунова. Российский транснациональный интернет-гигант «Яндекс», являющийся крупнейшей в Европе компанией в своей сфере, вырос на базе маленькой конторы, занимавшейся арендой компьютеров и перепродажей программного обеспечения. У всех них не было большого стартового капитала, не было щедрой банковской поддержи, но у них была цель и мечта, которую они, в конечном счете, и реализовали. Так и наша школа, пусть далеко и не самая богатая, но имеющая свою историю, свой стержень, достойно выполняет свою роль (живя по средствам и из года в год доказывая, что ограниченные ресурсы не помеха качественному образованию), уверенно смотрит в будущее и идёт к намеченным целям. Ярким примером того является тот факт, что именно наша школа выбрана на предстоящий год пилотной площадкой для внедрения новых технологий образовательного процесса и с первого сентября будет носить гордое звание инновационной школы.
Пятый шаг – не ищи проблемы во вне. Довольствуйся малым, но стремись к лучшему.
У нашей школы огромный потенциал. Находясь в самом сердце Левобережного района (между его центральной магистралью – Ленинским проспектом и его дублёром – улицей Ленинградской), она обладает весьма выигрышным местоположением. Улица Ленинградская проходящая рядом с нашей школой попала под программу реновации и уже в ближайшие годы на месте старых двухэтажных бараков появятся современные новостройки. Жилищный фонд в районе увеличится в разы, что даст большой приток детей в наши классы. Небольшой, но сплоченный коллектив, представляющий собой слияние молодости и опыта, готов идти в ногу со временем, уверенно отвечая на вызовы и запросы современного общества в части образования и воспитания. И конечно же, дети – наш главный капитал. Будут глубоко заблуждаться люди, которые скажет, что в нашу среднеобразовательную школу идут только те, кто не прошел в соседние лицеи и гимназии. Уровень достатка их семьи или отсутствие внимания родителей, не делают их хуже или глупее других. Напротив, у многих из них куда больше желания чего-то добиться в жизни. И они все без исключения талантливы, но каждый в своей области. И порой найти эту область куда более сложная задача чем научить решать уравнения. Находить и развивать скрытые таланты подрастающего поколения – это бесспорно важнейшая задача современного образовании. И мы в МБОУ СОШ №3 это делать умеем.
Правила педагогической и управленческой деятельности, позволившие МБОУ СОШ№3 стать успешной.
- Успех школы состоит из суммы частных успехов и достижений всех людей к ней относящихся: администрации, педагогического коллектива, родительского комитета и учащихся.
- Регулярный обмен идеями способствует правильной постановке целей и в дальнейшем поиску необходимых ресурсов для их реализации.
- Внимательное отношение ко всем предлагаемым идеям, конструктивная критика и помощь в реализации достойных проектов.
- Взаимодействовать друг с другом, знать свою роль в процессе и уметь приходить к согласию для успешного достижения результатов в команде.
- Быть готовым к принятию помощи и лояльно относиться к конструктивной критике. Не отказываться от реализации новой идеи, если предыдущая потерпела неудачу.
- Анализировать успехи и неудачи других, учиться на чужом опыте.
- Быть открытым к целенаправленному преобразованию практики педагогической деятельности за счет создания, распространения и освоения новшеств.
- Развивать и поддерживать творческие начинания.
- С уважением относиться к результатам труда, поддерживать корпоративную этику и локальный патриотизм.
- Не отказываться от реализации идей при отсутствии необходимой материально-технической базы, стараться находить альтернативные пути решения, идти к цели, несмотря на различные внешние трудности.