Трудно поспорить с тем фактом, что домашнее задание – это необходимый элемент образовательного процесса, особенно по иностранному языку, так как оно помогает ученику укреплять полученные знания и является мощным средством для контроля и самоконтроля.
Но, к большому сожалению, роль домашнего задания, сильно снизилась за последние десятилетия, и на текущий момент у многих учеников нет должной мотивации к его выполнению. Зачастую учащимся проще воспользоваться готовыми банками ответов или списать у своих одноклассников, что приводит к потере значимости домашнего задания в образовательном процессе.
Новому поколению, детям цифрового века, хочется, чтобы школа говорила с ними на одном языке и одним из способов общения выступают цифровые технологии. В связи с этим, одной из главных причин отсутствия у детей мотивации к домашней работе является ретроградность способов её выполнения. Мною был проведен опрос среди учащихся со 2 по 10 класс; им предлагалось ответить на вопрос: интересно ли им было бы получать домашнее задание онлайн, через некие сетевые ресурсы. Ожидаемым результатом было подавляющее превалирование сторонников данной идеи, что и сподвигло меня на проведение эксперимента по внедрению онлайн домашнего задания по иностранному языку при помощи интернет-сервиса.
Для реализации эксперимента были проработаны следующие, предварительные этапы:
- анализ тематического планирования, для которого будут использоваться интернет-сервисы;
- планирование универсальной учебной деятельности учащихся;
- формирование целей применения сетевых сервисов (изучение нового материала, закрепление, обобщение материала, контроль);
- анализ и отбор эффективных видов интернет-сервисов;
- создание заданий для практики учащихся на сервисе и пошагового инструктажа для работы с ним на видеохостинге YouTube;
- внедрение интернет-сервисов в образовательную деятельность в качестве опробационного материала на уроках для ознакомления учащихся с самим сервисом и способами работы с ним;
- экспериментальное внедрение в качестве домашнего задания;
Конечной целью данного эксперимента являлось внедрение домашней работы онлайн как постоянного элемента образовательной системы на уроках иностранного языка.
В настоящее время без использования информационных технологий трудно представить себе эффективную деятельность педагога. Один из ресурсов, который предоставляет нам интернет – это использование интернет-сервисов, дающих возможность педагогу разрабатывать не только различные задания и развивать познавательный интерес к предмету, но и реализовывать принцип активности учащихся в процессе обучения, который был и остаётся одним из основных в дидактике [1, c.21].
Проведя анализ интернет ресурсов, рекомендованных для обучения, я выбрала интернет-сервис Learningapps.org.
Данный сервис создан с целью поддержки учебного процесса с помощью интерактивных приложений. Пользование сервисом не предусматривает каких-либо взиманий денежных средств. Имеется широкий выбор уже готовых заданий нужной тематики по любому предмету. Также сервис предоставляет возможность делиться готовым продуктом посредством социальных сетей, web-ссылки и QR-кода. Сервис доступен с любых гаджетов, имеющих доступ к Интернету. [3]
Также данный сервис способствует реализации следующих современных образовательных технологий:
Разноуровневое обучение, которое позволяет помогать слабому ученику и уделять внимание сильному. При этом сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, а слабые получают возможность испытывать учебный успех. Повышается уровень мотивации ученья.
Информационно-компьютерные технологии, позволяющие человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям, отвечают тем самым на запросы информационного общества.
Здоровьесберегающая технология, которая за счет введения интерактива обеспечивает физическое и психологическое благополучие учащихся.
Игровые методы, расширяющие кругозор, развивающие познавательную деятельность, формирующие определенные умения и навыки, необходимые в практической деятельности [2, c.9].
Все шаблоны упражнений сервиса LearningApps.org условно разделены на 5 категорий:
- Выбор.
- Распределение.
- Последовательность
- Заполнение
- Онлайн-игры
Каким же образом мы можем использовать их на уроке иностранного языка? На самом деле все ограничивается лишь вашей фантазией.
Например, для запоминания новых слов можно использовать игру «Найди пару», «Кроссворд», «Найди слово», при этом тренируется орфографический навык и навык работы с клавиатурой компьютера.
В преподавании английского языка мы встречаемся с различными видами деятельности, один из которых - работа с текстом. Рассмотрим пример: домашнее задание включает в себя чтение и перевод текста, а учитель планирует вывести учеников на краткий пересказ данного материала, при этом лексика данного текста уже знакома учащимся. В этом случае может быть предложен следующий вариант работы: преподаватель заранее готовит игру «Составь последовательность», где текст упрощается до простых предложений, которые вводятся в отведенные ячейки. Хочется заметить, что данная проработка текста позволяет учащимся значительно легче запоминать использование отрабатываемой лексики в контексте, уверенность учеников при пересказе текста возрастает, и они довольно легко справляются с данной задачей, а также написанием собственного рассказа по образцу.
Использование всевозможных викторин очень хорошо тренирует грамматический навык и навык работы с текстом. А при помощи шаблона «аудио\видео контент» учащиеся практикуют навыки аудирования и говорения.
Сервис интересен не только применением разных шаблонов, всевозможных типов интеллектуальных интерактивных заданий, но и тем, что можно создать аккаунт для каждого из своих учеников, где они могут самостоятельно тренировать материал пройденного урока, а также участвовать в образовательном процессе в качестве потребителей и разработчиков. При помощи данного сервиса можно организовать проектную деятельно, где учащиеся могут создавать свои приложения по определенной тематике, тем самым развивать свой творческий потенциал. [3]
Учитель в свою очередь имеет возможность следить за активностью учащихся на сервисе и контролировать выполнение заданий при помощи сводных таблиц в личном кабинете. Также есть возможность для рефлексии, при помощи локального чата сервиса, где учащиеся могут обсуждать те или иные задания как с учителем, так и между собой.
Таким образом, выполнив всю подготовительную работу, я приступила к экспериментальной деятельности.
Эксперимент длился в течение месяца. Мной были выбраны дети из одной параллели с примерно равными познавательными способностями и разделены на экспериментальную (группа №1) и контрольную (группа №2) группы, где дети группы №1 получали домашнее задание через Интернет ресурс, а дети группы №2 делали его в рабочих тетрадях. Учащиеся ответственно отнеслись к эксперименту и активно принимали участие в нем. По итогам темы был написан тест. После проведения анализа работ были установлены следующие результаты. Процент качества усвоенного материала по модулю группы №1 составлял 70%, когда как у контрольной только 40%. Данные результаты доказали, что домашняя работа онлайн благоприятно влияет на уровень знаний учащихся.
По окончании эксперимента дети группы №1 попросили о продолжении выполнения домашней работы в электронном виде, а у меня в свою очередь появилась идея о внедрении домашней работы по средством интернета и в группу №2, а впоследствии в другие классы.
Безусловно, у данного проекта есть и свои минусы:
- большая затрата времени на составление тестов, но это временное явление, потому что в дальнейшем их составление не потребуется, так как у вас будет собственный банк с разработками. Также можно пользоваться материалом коллег, но они не всегда соответствуют тематике вашего урока.
- ослабление навыка каллиграфии, так как ученики в основном пользуются компьютером, для выполнения задания. Но тут главное понимать, что все хорошо в симбиозе, и данный сервис нужно использовать с классической тренировкой письма на уроке.
- отсутствие Интернета или гаджета. К сожалению, в данном случае мы бессильны, но есть всегда альтернатива. Это выполнение домашней работы в письменном виде, а затем выполнение ее электронного аналога на уроке. К тому же степень информатизации с каждым годом возрастает и в течение определенного времени должна сойти на нет. При этом в некоторых школах данная проблема не актуальна уже сейчас.
Таким образом, анализируя все вышеперечисленное, я убедилась, что выполняя домашнюю работу через интернет, ученики меньше тратят своего свободного времени, делают они это с удовольствием, учатся самостоятельно работать с информацией, развивают самоконтроль, избавляются от страха ошибки, зная, что тест можно переделать. Я считаю, что проект «Домашняя работа онлайн» может кардинально поменять отношение учащихся к выполнению домашнего задания, а так же упростит работу коллегам, чтобы им не приходилось сидеть темными ночами со стопками тетрадей.
Литература
1. Соколова, Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий. / Т.Е.Соколова // Начальная школа. – 2004. - №3. – С. 21 – 23
2. Щукин, А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам. / А.Н.Щукин - М.: Филоматис, 2008. – 196 с.
3. Learningapps [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.it-pedagog.ru/learningapps (Дата обращения 1.02.2019).