В последние годы в сфере образования формируется новая образовательная система, в которой лежат технологические инновации, современные информационные и коммуникационные технологии.
В школе предмет «Технология» является интегрированной образовательной областью, синтезирующей научные знания математики, физики, химии и биологии и показывающей их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека. Получается, что «Технология» – один из немногих предметов школьной программы, который объединяет различные области знаний, способствует соединению теории с практикой.
В образовательной практике МОУ «Ивановская СОШ» сформировано образовательное пространство, в котором немаловажную роль занимает взаимосвязь с социумом: это наша сельская библиотека, детский сад, фельдшерский пункт, дом культуры.
Названные объекты социума есть практически в каждом населенном пункте и взаимосвязь образовательных учреждений с ними в чем-то похожа. Специфика же нашей школы такова, что она расположена на историческом месте – Куликовом поле.
В своем выступлении я хочу рассказать о положительном влиянии названного выше взаимодействия нашего образовательного учреждения с Государственным военно-историческим и природным музеем-заповедником «Куликово поле».
В состав государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле» входят следующие объекты: музейно-мемориальный комплекс «Красный холм», музейно-мемориальный комплекс с. Монастырщено, историко-этнографический музей п. Епифань, музей «Куликово поле» д. Моховое с его этнографической деревней.
Многолетняя многогранная взаимосвязь школы и музея сформировала образовательную среду, которая побуждает наших учащихся к высокой социальной активности, к развитию их творческих способностей и является так же одним из способов повышения уровня их технологического образования.
Между школой и музеем существует договор о совместной деятельности, на основе которого создаются планы совместной работы на конкретный период, а также предполагается взаимовыгодное использование материально-технических возможностей школы и музея. Совместная деятельность с социумом планируется на основе переосмысления всех воспитательных возможностей каждого объекта, анализа предыдущей деятельности, пожеланий учащихся и родителей. В связи с этим есть система развития уже сложившегося воспитательного пространства нашего сельского социума. Она вывела нас не только на уровень близлежащего окружения. И перспективы этой деятельности таковы, чтобы знания, умения, нравственные и духовные ценности, приобретенные в социуме, приносят нашим воспитанникам успех и в реальной жизни.
Я как учитель технологии могу заранее познакомиться с планом совместной деятельности школы и музея и при планировании уроков технологии и внеурочных занятий использовать предлагаемые музеем музейные мероприятия.
За столь короткий промежуток времени, обозначенный регламентом выступления, невозможно широко и полно осветить все направления, виды и результаты этой деятельности.
Я приведу примеры лишь некоторые моменты.
Ежегодные циклы музейных мероприятий разнообразной тематики, различные по содержанию, форме и месту их проведения находят своё отражение в деятельности каждого педагога нашей школы.
Я же познакомлю вас с теми видами совместной деятельности, которые направлены на повышение уровня технологического образования:
- «Обрядовые игровые куклы России»,
- «Куклы Куликова поля»,
- «Быт русских князей»,
- «Обряды и традиции Куликова поля»,
- «Старинные гербы Российских городов»,
- «Колокола Куликова поля»,
- «Птицы родного края»,
- «Украшения женщин Руси 12-14 век»,
- «Вооружение русского воина 14 век»,
- «Гончарное мастерство»,
- «Куликовские чтения» и многое другое.
Большое внимание я уделяю знакомству учащихся с народными промыслами. И это знакомство проходит не только на учебных и внеурочных занятиях в школе, но и на занятиях в музее: вязание крючком и спицами, лоскутное шитьё, соломка, гончарное дело.
Вот в таком плодотворном творческом контакте были реализованы следующие темы:
- «Работа с бумагой» успешно была объединена с музейным занятием «Защитники земли русской»,
- «Работа с таканья» с «Обрядовые куклы России».
- «Работа с природным материалом» с «Игрушки из бабушкиного сундучка» (лубок).
- Экскурсия в природу (сбор природного материала) «Цветет ковыль», «Цветы и травы Куликова поля»
В совместной деятельности с музеем учащиеся могут видеть результат своего труда в реальной жизни. Очень часто творческие работы используются при проведении различных совместных мероприятий: выставок, ярмарок, флэш-мобов.
Мы постоянны участники этнографической выставки «Куликовское узорочье» в историки-этнографическом музее п. Епифань.
Технологическое образование призвано способствовать формированию целостной картины знаний и о мире профессий и технологий, освоению школьниками опыта культур преобразовательной деятельности человека по сложившимся в практике общеобразовательных учреждений видам труда (технический, обслуживающий, сельскохозяйственный).
Музей «Куликово поле» - это не только источник знаний, но и источник, позволявший нашим учащимся знакомиться с миром профессий от механизатора до инженера сельхоз машин, от дизайнера ландшафта до агронома, от экскурсовода до научного сотрудника.
Встречи с музейными работниками способствуют осознанному выбору профессий, связанных с работой в музее. Прошедший 1 сентября «Урок успеха» в очередной раз доказал это. Присутствовавший на данном уроке заведующий музея «Куликово поле» д. Моховое, профессор, доцент исторических наук О.Г.Вронский увлечённо рассказал нашим учащимся о мире профессий, связанных с музеем и вывел их на откровенный разговор о своем дальнейшем профессиональном определении.
Практика моей педагогической деятельности показывала, что проблемы технологического образование необходимо решать путем включения школьников в социально значимую деятельность. Одно из них формирование основ финансовой грамотности и предпринимательства.
Формирование основ финансовой грамотности учащихся так же проходит в совместной деятельности с музеем. Ежегодно учащиеся школы имеют возможность реализовать свои творческие работы. (Как пример праздник на Куликовом поле, ярмарка в историко-этнографическом музее п. Епифань )
Изучение раздела «Кулинария» также нашло отражение в совместной деятельности с музеем. Приготовление блинов на «Масленицу» - дело рук наших ребят.
При подготовке творческого проекта по разделу «Обработка древесины» учащиеся разработали технологическую карту изготовления скворечника, совместно с родителями изготовили птичьи домики – скворечники. И развесили их не только возле школы, и на территории деревни, но и на территории музея-заповедника.
Историю развития народных промыслов, жизни и быта наших предков в нашей местности мы познаем в «Кабинете историка» музея в д. Моховое.
Наверное, уже сейчас, я могу сделать вывод о том, что умелая организация технологического образования учащихся в совместной деятельности с социумом, на примере Государственного военно-исторического и природного музея заповедника «Куликово поле», в ходе использования его воспитательного потенциала в решении педагогических задач, свидетельствует о расширении функций и сферы технологического образования школьников и требует от меня, как педагога умения организации разнообразных ярких событий, а каждая встреча с сотрудниками музея — это событие, которое способствует созданию творческой комфортной атмосферы для развития учащихся.
В заключение хочу отметить, что всем участникам совместной деятельности школы и музея по-прежнему продолжается этап дальнейшего организационного укрепления и содержательного развития. И для себя я эту деятельность рассматриваю, как один из способов повышения уровня технологического образования учащихся.
- Игрушечка мала да всем детям мила.
- Один день в русской избе.
- Масленица.
- Темы музейных занятий: «Обрядовые игровые куклы России», «Куклы Куликова поля», «Быт русских князей», «Обряды и традиции Куликова поля», «Гончарная мастерская»
Современное российское общество все больше приходит к пониманию того, что научить подрастающее поколение уважать людей, живущих рядом, их традиции, историю, любить родной край, народ, который в нем живет - значит, укрепить основы государственности.
Особую роль в социокультурном образоввательном пространстве нашей школы играет взаимосвязь с Государственным военно-историческим и природным музеем-заповедником «Куликово Поле», со всеми его структурными подразделениями.
С каждым из них нас связывает многолетняя совместная деятельность, способствующая всестороннему развитию наших воспитанников, в том числе и духовно-нравственному.
Совместные праздники и конкурсы – это далеко не полный перечень, позволяющий создать у наших воспитанников целостную картину мира ближайшего окружения, образ «малой родины» как части большого Отечества.
В нашей местности в реально складывающихся обстоятельствах наша школа может воспитать граждан, знающих историю своей Родины, гордящихся ею, принимающих эстафету поколений с осознанным достоинством. Теснейшая связь с музеем «Куликово поле» способствует решению поставленной проблемы – повышения уровня технологического образования.
Слово «технология» является сегодня одним из самых распространенных. Мы рассуждаем о новых компьютерных технологиях, о современных педагогических технологиях, появились даже нано-технологии и т.д. Применение этих технологий сопровождается радикальными изменениями в педагогических методах и приемах, в организации труда преподавателей и учащихся, в экономических механизмах, в сфере образования и даже в теории и методологии современного образования.