Тип урока: комбинированный (изучение нового учебного материала и первичное закрепление).
Цель: сформировать представления учащихся о Северном Кавказе.
Задачи:
- Учебные: оценить ЭГП Северного Кавказа; выявить особенности природных условий и природных ресурсов района.
- Развивающие: продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации (карты, схемы, таблицы), делать предположения на основе полученной информации
- Воспитательные: создать образ Кавказских гор, показать красоту и неповторимость Кавказа, воспитывать чувство гордости за Родину, чувство патриотизма
Ход урока
I. Организация класса
Народ любой страны должен представлять, в какой стране он живёт,
а каждый житель – иметь хотя бы элементарное представление
и о своём районе, и о других частях страны.
(Слайд 1)
Сегодня мы начинаем изучение ещё одного района Европейской России - определите его.
Кавказ…
Он разнолик и многогранен;
Несет в себе историю веков;
Но также, как и раньше, он прекрасен
Своей природой
Грозной и простой.
(слайд 2)
Итак, о каком районе сегодня пойдет речь? Северного Кавказа или Европейского Юга.
Напомните, по какому плану мы даем характеристику экономического района
Тема сегодняшнего урока «Состав, ЭГП, природные условия и ресурсы Европейского Юга» (слайд 3)
Цель урока: (слайд 4)
Ребята, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите сочетание Северный Кавказ?
(Дети отвечают: море, тепло, горы и т.д.)
Посмотрите, пожалуйста, отрывок из известного фильма «Кавказская пленница».
Проблемный вопрос: Прав ли герой фильма? Под влиянием каких факторов сформировалась теперь уже всероссийская житница, кузница и здравница? (слайд 5)
В течение урока мы изучим особенности ЭГП района, его природу и постараемся найти ответы на эти вопросы.
II. Изучение нового материала
1. Состав района. «Северный Кавказ»
(слайд 6)
По карте атласа «Европейский Юг» определите запишите в «Рабочий лист» (Приложение 1) субъекты Федерации, входящие в состав района
2. Особенности ЭГП района
Работа с картой атласа «Административно- территориальное деление России».
Ученики делают записи в «Рабочем листе.
Итог: Особенностями ЭГП Северного Кавказа являются: (слайд 7)
- Приграничное положение.
- Самый южный район России (окраинное положение).
- Природные рубежи: Кавказские горы, Каспийское море, Азовское и Чёрное моря.
- Транспорт: Транзитное положение.
- Богат природными ресурсами.
III. Рефлексия
В чём достоинство географического положения Европейского Юга? В чём – недостатки? (ЭГП Северного Кавказа выгодное. Проведение олимпиады, а вернее строительство необходимых объектов в Сочи, несомненно, укрепило экономику этого района) (слайд 8)
3. Природа Европейского Юга
Работа по группам:
- минеральные ресурсы
- почвенные ресурсы
- водные ресурсы
- агроклиматические ресурсы
- рекреационные ресурсы
4. Самостоятельная работа учащихся
Самостоятельная работа учащихся с учебником и картами атласа, заполнение таблиц в «Рабочем листе». (Слайды 9-14)
Рефлексия: Оценка природных условий для жизни и хозяйственной деятельности людей. (ответы проговариваются устно и вывод записывается в «Рабочий лист») (Природные условия Северного Кавказа самые благоприятные для жизни и хозяйственной деятельности.)
1) Какими ресурсами богат Северный Кавказ? (Минеральными: газ, нефть, руды, источники минеральных вод; Почвенными: чернозёмные, каштановые, пастбища; Климатическими; Рекреационными)
Рефлексия: Вернёмся к проблемному вопросу: Под влиянием каких факторов сформировалась всероссийская «житница, кузница и здравница»?
2) Сделайте предположение, какие отрасли хозяйства могут получить здесь наибольшее развитие? (сельское хозяйство, металлургия, машиностроение, ТЭК, курортная зона)
Подводя итог нашего урока, необходимо отметить, что Кавказ - это не только богатые недра и плодородные почвы, но и удивительно красивые природные ландшафты. Кавказские горы воспеты многими известными людьми.
Кавказские горы запечатлены на картинах известных художников. Про Кавказ написано немало стихов и песен. Я предлагаю вам полюбоваться природой под звуки песни Владимира Семёновича Высоцкого «Лучше гор могут быть только горы» Просмотр слад-шоу под звучание песни Высоцкого «Лучше гор могут быть только горы».