Смысловое чтение – один из важнейших образовательных результатов новых стандартов общего образования. Необходимость достижения этого результата определяется культурными, социальными и чисто прагматическими факторами.
Английский язык - один из ведущих учебных предметов, на котором происходит работа с текстом и достигается метапредметный результат - смысловое чтение, многие приемы по развитию навыков смыслового чтения впервые были использованы именно на уроках иностранного языка, являясь неотъемлемой частью процесса обучения иностранному языку. На уроках английского языка, и в особенности при прочтении англоязычных текстов учащиеся получают возможность сформировать представления о гуманистическом мировоззрении и общекультурных компетенциях. Освоение приемов смыслового чтения дает возможность ученику эффективно использовать имеющуюся информацию, умело извлекать информацию из разных источников, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать, что требует современное общество.
На необходимость создания данного проекта повлияли результаты внешнего мониторинга предметных результатов (английский язык) обучающихся 8 класса по итогам 2018-2019 учебного года, прошедшего в МБОУ «Бардымская средняя общеобразовательная школа №2» в декабре 2018 года.
Проанализировав познавательные УУД 8а (приложение 1) и 8г (приложение 2) класса пришла к следующим выводам:
- 23% учеников из 8«а» и 15% из 8«г» класса умеют использовать полученную информацию для прикладных задач.
- 44% учеников из 8«а» и 46% из 8«г» могут устанавливать причинно-следственную связь.
- 26% обучающихся из 8«а» и 45% из 8«г» умеют анализировать исходные данные и делать выводы на основе предложенной информации.
Процентные показатели выполнения свидетельствуют о недостаточном наличии базового уровня сформированности познавательного УУД у учащихся, в некоторых случаях - низкого.
Исходя из этого, ставлю перед собой цель: способствовать формированию у обучающихся 8 класса навыков смыслового чтения на уроках английского языка, именно познавательные УУД.
Для достижения цели проекта, нужно решить следующие задачи:
- Разработать единые критерии оценивания сформированности навыков смыслового чтения для учащихся 8 класса.
- Создать Банк методического и диагностического инструментария по смысловому чтению в 8 классе.
- Провести внутренний мониторинг у обучающихся 8 класса (на конец проекта - 9 класса) уровня знаний в работе с текстом.
Основное содержание текста
Ресурсы
Реализация проекта осуществляется в течение 2 полугодия 2018-2019 учебного года. Информационными ресурсами являются учебно-методические комплексы для 8 классов, утвержденные Министерством образования и используемые в общеобразовательных школах.
Кадровое обеспечение: наличие учителей английского языка общеобразовательной школы.
Организационные ресурсы: необходимость в составлении расписания учебных занятий, желательно сохранение преемственности в обучении при переходе обучающихся с одной ступени на другую.
Материально-технические ресурсы: наличие учебного кабинета, оснащенного информационно-техническими средствами (компьютер, принтер, доступ в интернет, проектор, банк информационных ресурсов; наличие учебно-методического комплекса (программы, книги для учителя, сборники с материалами для дополнительного чтения, сборники тестов).
Финансовые ресурсы: оплата труда учителя осуществляется в рамках фонда оплаты труда в соответствии с учебной нагрузкой.
Партнеры: родители, классный руководитель, учителя английского языка общеобразовательной школы, библиотека.
Целевая аудитория:
Отбор участников происходит в соответствии с учебной нагрузкой педагогов, работающих в 8 классах.
Целевая группа: обучающиеся общеобразовательных школ 8 классов, учителя английского языка, работающие в 8 классах.
Количество участников проекта не ограничено.
Возраст участников: обучающиеся 13-15 лет.
Социальный статус участников: обучающиеся общеобразовательной школы, педагоги.
План реализации проекта
Этап реализации проекта |
Направления деятельности |
Сроки |
Ответственные |
Организационно-подготовительный |
Изучение результатов внешнего мониторинга. Изучение методической литературы по данному вопросу. Разработать единые критерии оценивания сформированности навыков смыслового чтения. Подготовка Банка методического и диагностического инструментария. Составление плана реализации проекта. |
Январь – март 2019г |
учителя английского языка |
Основной этап |
Деятельность учителя по реализации проекта Выступление на ШМО учителей английского языка |
Апрель 2019г |
Учитель англ.яз Кучукбаева А.Р. |
Заключительный этап |
Проведение внутреннего мониторинга по познавательной УУД Подведение итогов реализации проекта |
Май 2019г |
Учитель англ.яз Кучукбаева А.Р. |
Изучив результаты внешнего мониторинга и литературу по данному вопросу можно составить следующие критерии оценивания смыслового чтения.
Чтение с пониманием основного содержания прочитанного (ознакомительное)
- Оценка «5» ставится учащемуся, если он понял основное содержание оригинального текста, может выделить основную мысль, определить основные факты, умеет догадываться о значении незнакомых слов из контекста, либо по словообразовательным элементам, либо по сходству с родным языком. Скорость чтения иноязычного текста может быть несколько замедленной по сравнению с той, с которой ученик читает на родном языке. Заметим, что скорость чтения на родном языке у учащихся разная.
- Оценка «4» ставится ученику, если он понял основное содержание оригинального текста, может выделить основную мысль, определить отдельные факты. Однако, у него недостаточно развита языковая догадка, и он затрудняется в понимании некоторых незнакомых слов, он вынужден чаще обращаться к словарю, а темп чтения более замедлен.
- Оценка «3» ставится школьнику, который не совсем точно понял основное содержание прочитанного, умеет выделить в тексте только небольшое количество фактов, совсем не развита языковая догадка.
- Оценка «2» выставляется ученику в том случае, если он не понял текст или понял содержание текста неправильно, не ориентируется в тексте при поиске определенных фактов, не умеет семантизировать незнакомую лексику.
Чтение с полным пониманием содержания (изучающее)
- Оценка «5» ставится ученику, когда он полностью понял несложный оригинальный текст (публицистический, научно-популярный; инструкцию или отрывок из туристического проспекта). Он использовал при этом все известные приемы, направленные на понимание читаемого (смысловую догадку, анализ).
- Оценка «4» выставляется учащемуся, если он полностью понял текст, но многократно обращался к словарю.
- Оценка «3» ставится, если ученик понял текст не полностью, не владеет приемами его смысловой переработки.
- Оценка «2» ставится в том случае, когда текст учеником не понят. Он с трудом может найти незнакомые слова в словаре.
Чтение с нахождением интересующей или нужной информации (просмотровое)
- Оценка «5» ставится ученику, если он может достаточно быстро просмотреть несложный оригинальный текст (типа расписания поездов, меню, программы телепередач) или несколько небольших текстов и выбрать правильно запрашиваемую информацию.
- Оценка «4» ставится ученику при достаточно быстром просмотре текста, но при этом он находит только примерно 2/3 заданной информации.
- Оценка «3» выставляется, если ученик находит в данном тексте (или данных текстах) примерно 1/3 заданной информации.
- Оценка «2» выставляется в том случае, если ученик практически не ориентируется в тексте.
Ожидаемые результаты и социальный эффект: По завершению реализации проекта, предполагается, что обучающиеся приобретут опыт в использовании полученной информации для решения прикладных задач, успешно установят причинно-следственные связи и повысят уровень в умении анализировать исходные данные и делать выводы на основе предложенной информации.
Продукт проекта: готовый банк методического и диагностического инструментария по смысловому чтению на уроках английского языка.
Перспективы дальнейшего развития
Данный проект перспективен. Тема проекта интересна, актуальна, привлекает внимание педагогов. Продолжение и развитие проекта возможно в русле межпредметных связей и, следовательно, объединение усилий и использование опыта работы по данному направлению учителей английского языка, работающих других классах.
Литература
- Смысловое чтение в основной школе: формирование и оценка метапредметных результатов. /под общ.ред. О.С.Таизовой; Институт развития образования Пермского края. – Пермь: Изд-во «ОТ и ДО», 2016 г.
- https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2013/01/22/kriterii-otsenivaniya-uchashchikhsya
- https://infourok.ru/razvitie-poznavatelnih-uud-na-urokah-angliyskogo-yazika-637494.html