Государственные образовательные стандарты второго поколения направлены на согласование потребностей и интересов, предъявляемых к образованию личностью, обществом и государством. Жизнь вокруг нас находится в постоянном движении, мир изменяется порой с такой быстротой, что нас это просто пугает. И то, насколько сегодняшний ученик завтра сможет проявить гибкость, мобильность, способность к саморазвитию и самообразованию, определит его личную успешность и государственную полезность.
Конечно, знания важны, но на первый план сейчас выходит не сумма знаний, а способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые задачи, работать в коллективе, восполнять самостоятельно недостающие знания. Именно эти способности востребованы в современном обществе. Поэтому мы сегодня говорим о формировании метапредметных умений и навыков, под которыми подразумеваются освоенные обучающимися на базе одного или нескольких учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Современная школа реализует компетентностный подход в образовании, а именно, формирует ключевые компетентности, обобщает предметные умения, направляет школьников на подготовку к жизни в обществе. Для управления современным производством нужен человек, обладающий глубокими знаниями, научным складом ума, творческим мышлением и умением принимать решение в зависимости от возникшей ситуации. В современных условиях резко возрос объём накопленных человечеством знаний, в то же время эффективность и качество учебного процесса резко снизились.
В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
В связи с этим возникает проблема активизации познавательной деятельности учащихся, которая на всех этапах развития школы оставалась актуальной, потому что «активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности».
Всё вышеуказанное определило цель работы:
- формировать у школьников убеждение в связности предметов школьного цикла и целостности окружающего мира,
- повышать и развивать познавательный интерес сразу к нескольким учебным дисциплинам;
- приобщать школьников к научно-исследовательской деятельности;
- формировать комплексный подход к учебным предметам;
- учит школьников применять современное программное обеспечение в решении нестандартных задач;
- развивать у школьников теоретическое, креативное мышление, а также формировать операционное мышление, направленного на выбор оптимального решения;
Интерес к изучению предмета во многом зависит от того, как проходят уроки. Я решила отыскать точки соприкосновения информатики и ИКТ с различными предметами школьного курса, показать пример широкого сотрудничества предметов на интегрированных уроках через сотрудничество учителей и школьников.
Применение метапредметных связей на уроках способствует формированию основных учебных компетенций:
- вовлечению обучающихся в мировое пространство (показать многообразие и единство мира, обеспечить его целостное восприятие);
- разностороннему развитию обучающихся, формированию процессуальных умений (современных метапредметных коммуникативных компетенций);
- при подготовке к урокам и непосредственно на уроках давать возможность учащимся реализовать свой творческий потенциал;
- научить школьников самостоятельно добывать необходимые знания, ин-терпретировать, творчески перерабатывать их и воспроизводить в осмысленном виде.
Цель моей педагогической деятельности тесно связана с целью, которую ставит перед собой коллектив нашей школы - это формирование творческой, конкурентоспособной, физически здоровой, успешной личности, способной жить в гармонии с собой и с окружающим миром. Для достижения этих целей необходимо выполнить задачи:
- Учить самостоятельности, умению планировать свою деятельность, принимать решения, быть коммуникабельным и толерантным;
- Учить сотрудничеству: мы рядом с вами, и мы вместе решаем проблемы, радуемся успехам.
- Учить применять полученные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Итак, исследуя данную проблему, можно сделать вывод, что метапредметные связи – важнейший принцип обучения в школе. Их использование способствует целостному восприятию мира и формированию основных учебных компетенций, способствующих развитию умения обнаруживать скрытые зависимости и связи, устанавливать причинноследственные связи, переносить ранее усвоенный материал на новый, а также позволяет активизировать уже существующий интерес ученика к предмету или способствует развитию такого интереса.