Комплексное занятие по социально-коммуникативному и художественно-эстетическому развитию по теме «Люблю тебя моя Россия – страна людей мастеровых»

Разделы: Коррекционная педагогика

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, народное творчество, мастер, дымковская игрушка, филимоновская игрушка, гжельская посуда


Задачи:

  • Образовательные: Приобщать детей к народно-декоративному искусству, формировать способности выделять традиционные особенности росписи, обогащать знания детей и умение рисовать простейшие узоры.
  • Развивающие: Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного, развивать способность к самостоятельности, поиску методов и приемов.
  • Воспитательные: Воспитывать умение ценить, уважать, достояние русского народа через декоративно-прикладное искусство, воспитывать аккуратность, ответственность при выполнении работы.
  • Речевые: Активизировать словарный запас.

Образовательные области:

  • Художественно эстетическое развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие.

Методы:

  • Наглядный метод (показ, образцы поделок, иллюстрации);
  • Словесный (беседа, пояснение, вопросы и художественное слово);
  • Практический (создание игровой ситуации, смена деятельности, заинтересованности).

Виды детской деятельности:

  • Художественно эстетическая деятельность;
  • Продуктивная деятельность;
  • Познавательная деятельность;
  • Речевое развитие.

Индивидуальная работа:

  • Индивидуальные занятия с детьми по обучению элементам декоративного рисования;
  • Индивидуальное занятие с детьми по обучению навыками составления узоров.

Материалы и оборудование:

  • Гжельская посуда и сувениры,
  • Дымковская игрушка,
  • Филимоновская игрушка.
  • Гуашевые краски, кисточки, салфетки, банки с водой.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстрации с изображением гжельских предметов;
  • Рассматривание альбомов по народному творчеству;
  • Слушание рассказов воспитателя об истории происхождения промыслов;
  • Раскрашивание в альбомах по народному творчеству;
  • Чтение русских народных сказов и рассказов: «Небесная лазурь Гжели» М.Боброва, «Небесная Гжель» И.А.Лыкова (рассказ о промысле);
  • Чтение стихов: «Сине-белая посуда» С.Вахрушева, «Гжель» П.Синявский.
  • Слушание музыки.

Ход занятия

Дети входят в группу.

Ведущий:

Здравствуйте, люди добрые! Дети, здравствуйте!
Солнце красное встает, спешит на ярмарку народ,
А на ярмарке товары: продаются самовары.
Покупают люди сушки и отличные игрушки!

Входит коробейник: ярмарка открывается, веселье начинается!

Коробейник подводит детей к дымковским игрушкам.

Ведущий: Ребята, расскажите, что у вас тут? (Дымковские игрушки).

Дети выбирают таблички (Дымковские игрушки, Филимоновские игрушки, Гжельская посуда и сувениры), читают, подкладывают к игрушкам.

Ведущий: Почему игрушки так называются? (Потому что, их делают в селе Дымково).

Ведущий: Почему село так называется? (Чтобы игрушки были прочными и крепкими их сушили в печке, из трубы шел дым. Поэтому село назвали Дымково)

Ведущий: Как получаются игрушки такими красивыми? (На игрушках рисуют узор)

Ведущий: Какие узоры вы знаете? (Волнистая линия, точки, круги, клетка.)

Ведущий: Какой цвет нужен для росписи?

Красный, зеленый, синий, желтый, оранжевый, черный

Ведущий: Какие игрушки делают в Дымково? (барышня, водоноска, конь, кавалер, баран, уточка, индюк…..)

Ведущий: Из чего делают игрушки? Из глины (барышня - глиняная, водоноска - глиняная)

Ведущий: Наши дети знают стихи про Дымковские игрушки.

1 ребёнок: Вот индюк нарядный, весь такой он ладный…..

2 ребенок: Посмотри как хороша, эта девица-краса…

Игра «КАРУСЕЛЬ»

Дети подходят к Гельским игрушкам.

Коробейник:

Ой, ребята, погодите, ой, ребята, поглядите.
Я к вам в гости пришла не с пустыми руками….

Д.И. «Собери верно посуду» Разбилась посуда - помогите собрать правильно (дети делятся на 2 команды - каждая собирает разрезные картинки: кит, 2 барыни)

Ведущий: Что получилось? (Рыба-кит, 2 барыни)

Ведущий: Кто расскажет стихи про это?

1 ребёнок - вот смотрите рыба-кит, а под ней вода кипит. На спине стоит дворец, рядом пляшет удалец.

2 ребёнок - здесь 2 барыни сидят, пьют чаек и говорят. Ну а кошка возле ножки ждет когда дадут немножко.

Ведущий: Ребята, здесь тоже игрушки? Нет, посуда и сувениры)

Ведущий: Как они называются? (Гжель, Гжельская посуда и сувениры)

Ведущий: Какая краска нужна для росписи? (Синяя и голубая)

Ведущий: Из чего делают посуду и сувениры? (из фарфора: чашка фарфоровая, кошка фарфоровая)

Ведущий: На какое время года похожа Гжель? Почему? (На зиму: на белом фоне голубые и синие узоры)

Ведущий: Наши дети стихи про Гжель знают (Дети читают стихи)

Физкультминутка:

Наши синие цветы раскрывают лепестки,
Ветерок чуть дышит лепестки колышет.
Наши синие цветы закрывают лепестки.
Тихо засыпают, головой качают

Дети подходят к Филимоновским игрушкам.

Коробейник: Ребята, а у меня для вас загадка есть «Птичку в руки я беру, тихо дую в неё - туууу…» Коробейник свистит в свистульку.

Ведущий: Что это? Свистулька

Ведущий: Где делают такие игрушки? в деревне Филимоново.

Ведущий: Каким узором украшают игрушки? Полоски, ёлочки, точки, круги

Ведущий: Из чего делают свистульки? Из глины, корова-глиняная

Ведущий: Чем отличаются Филимоновские игрушки от других?Вытянуты шеи, все игрушки-свистульки

Ведущий: На какое время года похожа Филимоновская игрушка? Почему?

На лето, потому что рисовали яркими красками - желтой, красной, зелёной.

Ведущий: А стихи про Филимоновские игрушки вы знаете?

Дети читают стихи:

Есть под Тулой деревенька,
Филимоново зовут.
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.
И добро там не простое,
И не злато, серебро.
Филимоновской игрушкой
Называется оно.
Сильно вытянуты шеи
И корова, как жираф,
И медведь, что Змей Горыныч,
Только это просто так.
Чтобы звери, птицы, кони,
Барышни, солдаты,
И коровы, и медведи
Нравились ребятам.
Ой, свистулечка какая,
Утка полосатая!
Необычная, смешная
И чуть-чуть пузатая!

Переходим в мастерскую

«Привезли мы глину с самого утра
Ну ка за работу чудо-мастера….»

Ведущий: Ребята, вы можете выбрать один из этих образцов, чтобы расписать игрушки.

Самостоятельная деятельность детей под русскую народную музыку.

Расписанные игрушки раскладывают на столы с промыслами. Дети рассказывают как называется роспись, из каких элементов они составляли узор и какими красками пользовались.

Коробейник:

Ой, не зря мы с вами на ярмарку пришли.
На людей посмотрели, много нового узнали…
А теперь позвольте, гости дорогие,
Отдать вам нижайшее почтение,
Поблагодарить за посещение.
Говорим вам «Прощайте!»
В следующем году приезжайте!

Под музыку дети с Коробейником выходят из группы.