Задачи:
- Образовательные: Приобщать детей к народно-декоративному искусству, формировать способности выделять традиционные особенности росписи, обогащать знания детей и умение рисовать простейшие узоры.
- Развивающие: Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного, развивать способность к самостоятельности, поиску методов и приемов.
- Воспитательные: Воспитывать умение ценить, уважать, достояние русского народа через декоративно-прикладное искусство, воспитывать аккуратность, ответственность при выполнении работы.
- Речевые: Активизировать словарный запас.
Образовательные области:
- Художественно эстетическое развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие.
Методы:
- Наглядный метод (показ, образцы поделок, иллюстрации);
- Словесный (беседа, пояснение, вопросы и художественное слово);
- Практический (создание игровой ситуации, смена деятельности, заинтересованности).
Виды детской деятельности:
- Художественно эстетическая деятельность;
- Продуктивная деятельность;
- Познавательная деятельность;
- Речевое развитие.
Индивидуальная работа:
- Индивидуальные занятия с детьми по обучению элементам декоративного рисования;
- Индивидуальное занятие с детьми по обучению навыками составления узоров.
Материалы и оборудование:
- Гжельская посуда и сувениры,
- Дымковская игрушка,
- Филимоновская игрушка.
- Гуашевые краски, кисточки, салфетки, банки с водой.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстрации с изображением гжельских предметов;
- Рассматривание альбомов по народному творчеству;
- Слушание рассказов воспитателя об истории происхождения промыслов;
- Раскрашивание в альбомах по народному творчеству;
- Чтение русских народных сказов и рассказов: «Небесная лазурь Гжели» М.Боброва, «Небесная Гжель» И.А.Лыкова (рассказ о промысле);
- Чтение стихов: «Сине-белая посуда» С.Вахрушева, «Гжель» П.Синявский.
- Слушание музыки.
Ход занятия
Дети входят в группу.
Ведущий:
Здравствуйте, люди добрые! Дети, здравствуйте!
Солнце красное встает, спешит на ярмарку народ,
А на ярмарке товары: продаются самовары.
Покупают люди сушки и отличные игрушки!
Входит коробейник: ярмарка открывается, веселье начинается!
Коробейник подводит детей к дымковским игрушкам.
Ведущий: Ребята, расскажите, что у вас тут? (Дымковские игрушки).
Дети выбирают таблички (Дымковские игрушки, Филимоновские игрушки, Гжельская посуда и сувениры), читают, подкладывают к игрушкам.
Ведущий: Почему игрушки так называются? (Потому что, их делают в селе Дымково).
Ведущий: Почему село так называется? (Чтобы игрушки были прочными и крепкими их сушили в печке, из трубы шел дым. Поэтому село назвали Дымково)
Ведущий: Как получаются игрушки такими красивыми? (На игрушках рисуют узор)
Ведущий: Какие узоры вы знаете? (Волнистая линия, точки, круги, клетка.)
Ведущий: Какой цвет нужен для росписи?
Красный, зеленый, синий, желтый, оранжевый, черный
Ведущий: Какие игрушки делают в Дымково? (барышня, водоноска, конь, кавалер, баран, уточка, индюк…..)
Ведущий: Из чего делают игрушки? Из глины (барышня - глиняная, водоноска - глиняная)
Ведущий: Наши дети знают стихи про Дымковские игрушки.
1 ребёнок: Вот индюк нарядный, весь такой он ладный…..
2 ребенок: Посмотри как хороша, эта девица-краса…
Игра «КАРУСЕЛЬ»
Дети подходят к Гельским игрушкам.
Коробейник:
Ой, ребята, погодите, ой, ребята, поглядите.
Я к вам в гости пришла не с пустыми руками….
Д.И. «Собери верно посуду» Разбилась посуда - помогите собрать правильно (дети делятся на 2 команды - каждая собирает разрезные картинки: кит, 2 барыни)
Ведущий: Что получилось? (Рыба-кит, 2 барыни)
Ведущий: Кто расскажет стихи про это?
1 ребёнок - вот смотрите рыба-кит, а под ней вода кипит. На спине стоит дворец, рядом пляшет удалец.
2 ребёнок - здесь 2 барыни сидят, пьют чаек и говорят. Ну а кошка возле ножки ждет когда дадут немножко.
Ведущий: Ребята, здесь тоже игрушки? Нет, посуда и сувениры)
Ведущий: Как они называются? (Гжель, Гжельская посуда и сувениры)
Ведущий: Какая краска нужна для росписи? (Синяя и голубая)
Ведущий: Из чего делают посуду и сувениры? (из фарфора: чашка фарфоровая, кошка фарфоровая)
Ведущий: На какое время года похожа Гжель? Почему? (На зиму: на белом фоне голубые и синие узоры)
Ведущий: Наши дети стихи про Гжель знают (Дети читают стихи)
Физкультминутка:
Наши синие цветы раскрывают лепестки,
Ветерок чуть дышит лепестки колышет.
Наши синие цветы закрывают лепестки.
Тихо засыпают, головой качают
Дети подходят к Филимоновским игрушкам.
Коробейник: Ребята, а у меня для вас загадка есть «Птичку в руки я беру, тихо дую в неё - туууу…» Коробейник свистит в свистульку.
Ведущий: Что это? Свистулька
Ведущий: Где делают такие игрушки? в деревне Филимоново.
Ведущий: Каким узором украшают игрушки? Полоски, ёлочки, точки, круги
Ведущий: Из чего делают свистульки? Из глины, корова-глиняная
Ведущий: Чем отличаются Филимоновские игрушки от других?Вытянуты шеи, все игрушки-свистульки
Ведущий: На какое время года похожа Филимоновская игрушка? Почему?
На лето, потому что рисовали яркими красками - желтой, красной, зелёной.
Ведущий: А стихи про Филимоновские игрушки вы знаете?
Дети читают стихи:
Есть под Тулой деревенька,
Филимоново зовут.
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.
И добро там не простое,
И не злато, серебро.
Филимоновской игрушкой
Называется оно.
Сильно вытянуты шеи
И корова, как жираф,
И медведь, что Змей Горыныч,
Только это просто так.
Чтобы звери, птицы, кони,
Барышни, солдаты,
И коровы, и медведи
Нравились ребятам.
Ой, свистулечка какая,
Утка полосатая!
Необычная, смешная
И чуть-чуть пузатая!
Переходим в мастерскую
«Привезли мы глину с самого утра
Ну ка за работу чудо-мастера….»
Ведущий: Ребята, вы можете выбрать один из этих образцов, чтобы расписать игрушки.
Самостоятельная деятельность детей под русскую народную музыку.
Расписанные игрушки раскладывают на столы с промыслами. Дети рассказывают как называется роспись, из каких элементов они составляли узор и какими красками пользовались.
Коробейник:
Ой, не зря мы с вами на ярмарку пришли.
На людей посмотрели, много нового узнали…
А теперь позвольте, гости дорогие,
Отдать вам нижайшее почтение,
Поблагодарить за посещение.
Говорим вам «Прощайте!»
В следующем году приезжайте!
Под музыку дети с Коробейником выходят из группы.